Ветка миндального дерева — Афтара главы Пинхас

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2423

Обычно в Шаббат недельной главы Пинхас читается афтара из книги Млахим, но когда две следующие главы – Матот и Масей – смежные, читается афтара, соответствующая недельной главе Матот: отрывок из книги пророка Ирмияу (1:1-19, 2:1-3).

В трактате Бава Батра (14б) приводится следующий порядок свода Пророков, установленный мудрецами: Йеошуа, Шофтим, Шмуэль, Млахим, Ирмияу, Йехезкель, Йешаяу и Трей Асар (книга двенадцати пророков). В Гемаре поясняется, почему мудрецы выбрали именно такой порядок, не всегда соответствующий хронологии. Пророк Йешаяу был до пророков Ирмияу и Йехезкеля, и его книга должна находиться сразу после книги Млахим (Царей). Но поскольку книга Млахим заканчивается разрушением Первого Храма, а книга Ирмияу полностью содержит пророчества о разрушении Храма и изгнании, то мудрецы разместили книгу Ирмияу вслед за книгой Царей. Книга пророка Йехезкеля в начале содержит пророчества о разрушении, а в конце – утешительные пророчества. Поэтому ее расположили вслед за книгой Ирмияу, а уже после нее – книгу Йешаяу, в которой есть только утешительные пророчества.

Понятно, почему для афтарот, которые читаются в период между постами 17 Тамуза и 9 Ава, называющийся бейн а-мецарим (между теснин), мудрецы выбрали пророчества о несчастьях из книги Ирмияу.

«И было слово Г-сподне сказано мне: что видишь ты, Ирмияу? И я сказал: палку из миндального дерева вижу я» (Ирмияу, 1:11).

Говорит Раши, что цветки миндального дерева распускаются раньше, чем на других деревьях. Это говорит нам о том, что Всевышний поспешит реализовать Свои пророчества о разрушении Храма. В «Мидраш Агада» поясняется, что с момента появления почек и до созревания плодов проходит всего двадцать один день. Это соответствует двадцати одному дню от 17 Тамуза, когда была разрушена крепостная стена Иерусалима, до 9 Ава, когда был сожжен Храм.

В трактате Бхорот (8а) говорится, что цыпленок вылупляется из яйца через двадцать один день. Так же, как и миндальному ореху, ему необходим двадцать один день для полного созревания. На следующей странице этого же листа приводится спор между мудрецами из Афин и раби Йеошуа бен Хананьей. Афинские мудрецы принесли ему два белых яйца и попросили ответить на вопрос: «Одно яйцо снесла черная курица, а другое – белая. Не мог бы ты нам ответить, какое яйцо какая курица снесла?» В ответ раби Йеошуа бен Хананья принес им два куска сыра, на вид совершенно похожих, и сказал: «Один кусок сделан из молока черной козы, а другой – из молока белой. Если вы ответите мне, какой кусок из молока какой козы сделан, то я отвечу вам на ваш вопрос».

Чтобы понять, что произошло между афинскими мудрецами и раби Йеошуа бен Хананьей, нужно пояснить, что таким образом – путем намеков – было принято начинать беседу или научный спор среди мудрецов тех дней. Это позволяло уже в начале беседы выяснить, является ли твой собеседник мудрым человеком и понимает ли истинный смысл вопроса. Поэтому вначале был задан вопрос, который внешне выглядел как глупость, скрывая истинный смысл и глубину. Что же на самом деле имели в виду греки, и что ответил им раби Йеошуа?

Маарша поясняет этот спор так. Афинские мудрецы скрыли в своем вопросе намек: у вас, евреев, дважды в году есть циклы, состоящие из двадцати одного дня. Один цикл – это двадцать один день от Рош а-Шана до Ошана Раба (последний день праздника Суккот, перед Симхат Тора). Второй цикл – это двадцать один день от 17 Тамуза до 9 Ава. Одинаковое количество дней в обоих циклах говорит о том, что между ними есть скрытая связь. Но какую параллель можно провести между «светлыми» днями от Рош а-Шана до Ошана Раба, временем духовного очищения, прощения и искупления грехов, и «черными» днями народа Израиля между 17 Тамуза и 9 Ава, полными траура по разрушенному Храму?

Ответил им раби Йеошуа бен Хананья: у народа Израиля есть заповедь в Йом Кипур взять двух козлов, абсолютно одинаковых внешне и равных по стоимости. Один будет принесен в жертву Всевышнему, другой же будет сброшен со скалы. Схожесть двух козлов является законом, а значит – желанием Всевышнего. И как не существует разницы между козлом, предназначенным для Всевышнего, и козлом, сброшенным со скалы, точно так же не существует для нас разделения на «светлые» и «черные» дни. Период перед 9 Ава – это дни подготовки к Рош а-Шана и Йом Кипуру. Лишь тот, кто правильно использует этот «черный», на первый взгляд, период, сможет в полной мере получить пользу от праздничных дней, начинающихся с Рош а-Шана. Эти два периода представляют собой одно целое – точно так же, как похожи между собой два сыра, пусть и сделанные из молока коз разной окраски.


http://www.beerot.ru/?p=16450