Давид и Йонатан — Афтара перед новомесячьем

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

742

Афтара в эту Субботу не связана с нашей недельной главой. Ее читают только в тех случаях, когда Суббота выпадает накануне нового месяца. Поэтому для такого случая наши мудрецы выбрали отрывок из Пророков, в котором есть упоминание о новомесячье.

«И сказал ему Йонатан: завтра (начало нового месяца), и о тебе спросят, ибо незанятым будет место твое».

Положение Давида к этому моменту было очень опасным. Дурной дух от Всевышнего стал регулярно посещать царя Шауля, и это стало причиной подозрений против Давида в том, что он плетет интриги с целью захвата царского престола. Не было ясно, собирался царь Шауль убить своего зятя Давида или нет. Йонатан хоть и был сыном царя Шауля, но при этом был очень близок к Давиду, и считал, что именно он будет достойным царем Израиля, как и произошло позже. Они вместе решают проверить истинные намерения Шауля по отношению к Давиду. Каким образом? Дело в том, что Рош Ходеш (новомесячье) считался полупраздничным днем, и было принято не выполнять в этот день тяжелые работы, а многие устраивали праздничные трапезы (хотя этот день был дан в подарок именно женщинам).

Вот что пишет о новом месяце Тур (Орах Хаим, 417): «Сказано в «Пиркей де-Рабби Элиэзер», что женщины отказались дать украшения своим мужьям для изготовления золотого тельца. За это Всевышний наградил их тем, что они будут отмечать новый месяц больше, чем их мужья. А причину этого (почему именно новомесячье дал Всевышний в награду женщинам) я слышал от своего брата, который объяснил, что все праздничные дни были установлены в соответствии с нашими праотцами. Песах соответствует Аврааму (потому что очень важные события произошли с Авраамом, когда он, после обрезания, принял трех гостей – ангелов, и тогда ему было сообщено о рождении Ицхака; и это было во время праздника Песах). Шавуот соответствует Ицхаку, так как во время дарования Торы Всевышний трубил в шофар из рога того барана, который был принесен в жертву вместо него. Яакову соответствует Суккот, потому что избавление от Эйсава было во время молитвы Судного дня – Неилы, а сразу после этого написано, что Яаков сделал Суккот (шалаши). Двенадцать месяцев года тоже называются праздниками, и соответствуют двенадцати коленам Израилевым, но когда евреи совершили грех, сделав золотого тельца, Всевышний отнял эту привилегию у колен и отдал женщинам».

«А на третий день спустись пониже и приходи на то самое место, где ты скрывался в будний день, и сядь у придорожного камня».

Многие ошибочно переводят слова «эвен а-эзель» как имя собственное – камень Эзеля. Это не правильно. В переводе с арамейского языка «азаль» означает «пошел». Эвен а-эзель – так назвались камни, которые устанавливались на развилках дорог и служили дорожными указателями.

Рассказывают, что рав Исер Залман Мельцер, один из величайших мудрецов Торы предыдущих поколений, написав книгу комментариев к Рамбаму, искал для нее подходящее название. Его сын предложил назвать книгу «Эвен а-Эзель», пояснив свое предложение так: подобно тому, как придорожный камень указывает странникам правильное направление движения, эта книга написана для того, чтобы помочь выбрать верные пути к пониманию слов Рамбама.

«А я пущу три стрелы в ту сторону, как будто стреляя в цель. И вот, пошлю я отрока: «Пойди, найди стрелы»; если я скажу отроку: «Вот стрелы, не доходя до тебя», то возьми их и иди сюда, ибо мир тебе, и ничего не будет, (как) жив Г-сподь. Если же я скажу отроку: «Вот стрелы, дальше тебя», то ты уходи, ибо отсылает тебя Г-сподь».

Интересное объяснение приводит Гаон из Вильно. Из поведения Йонатана мы учим, насколько нужно остерегаться лашон а-ра (злословия). Ведь Йонатану можно было рассказывать все, что он узнает о намерениях его отца. Более того, он обязан предупредить Давида об опасности, которая его ждет. И пусть есть в этом проблема со злословием, но в такой ситуации злословие разрешено, так как Давид в опасности, и благодаря этому он может спасти свою жизнь. Гаон обращает наше внимание на то, что даже в ситуации, когда лашон а-ра разрешен, Йонатан старается не произносить эти слова вслух. Он лишь договаривается с Давидом о намеках со стрелами, которыми он укажет на истинное положение дел. Когда же отрок со стрелами удаляется, и Йонатан встречается с Давидом, он при этом не произносит ни единого слова о дурных намерениях отца, чтобы уменьшить ущерб от злословия, даже когда оно разрешено.

«И было, во второй день месяца (тоже) оказалось незанятым место Давида. И сказал Шауль Йонатану, сыну своему: почему не пришел сын Ишая ни вчера, ни сегодня к трапезе? И отвечал Йонатан Шаулю: отпросился у меня Давид в Бейт Лехем. И сказал: «Отпусти меня, ибо семейное пиршество у нас в городе, и брат мой приказал мне (быть там); а теперь, если нашел я благоволение в очах твоих, сбегаю я и повидаюсь с братьями моими», вот почему он не пришел к царскому столу. И воспылал гнев Шауля на Йонатана, и сказал он ему: сын дерзкой женщины! Разве не знаю я, что ты предпочел сына Ишая на позор себе и на позор наготы матери своей? Ибо во все дни, пока сын Ишая жив на земле, не утвердишься ни ты, ни царство твое».

Комментируя эти стихи, Раши приводит следующее объяснение. Когда сыновья колена Биньямина похищали девушек, вышедших танцевать в виноградниках, среди них был и будущий царь Шауль. Но он не осмеливался похитить девушку, потому что был стыдливым. И тогда будущая мать Йонатана сама подошла к Шаулю, и так была создана их семья.

Не очень понятно, что хотел этим объяснить Раши? Вряд ли царь Шауль готов был обвинить свою супругу в том, что из-за ее нескромного (на первый взгляд) поведения тогда в виноградниках, появился на свет такой сын, который готов бунтовать против своего отца.

Какое отношение имеет та история с «похищением» Шауля к словам царя против Йонатана? Это поясняет Хатам Софер. Но прежде нужно привести предысторию тех далеких событий.

В конце книги Судей, в главе 25 описана история, которую прозвали «Пилегеш бе-Гива». Там описано, как одна семейная пара, которую ночь застала в дороге, остановилась на ночлег в пределах колена Биньямина. Ночью местные жители стали насиловать ту несчастную женщину, после чего она умерла. Когда поступило требование к колену Биньямина о выдаче виновных, те отказались. Тогда Всевышний приказал всему народу Израиля выступить на войну против колена Биньямина, и началась кровопролитная война, в результате которой практически все колено Биньямина было истреблено, за исключением шестисот мужчин, которые спрятались в пещере. В пылу боевых действий весь Израиль поклялся, что не будут выдавать своих дочерей замуж за оставшихся сыновей колена Биньямина. Когда страсти утихли, все поняли ужасное положение, в которое попал весь народ. Очевидно, что у народа Израиля нет будущего, если нет всех двенадцати колен, составляющих двенадцать обязательных основ народа. Что делать? В трактате Ктубот описывается, как и почему смогли найти четыреста девушек из одной заиорданской деревни. Но остались еще двести юношей без пар – как быть? Тогда сказали старейшины, что израильтяне запретили себе выдавать своих дочерей за сыновей колена Биньямина, но это не запрещает им самим взять себе их дочерей, например, путем похищения. Так и сделали. Двести юношей затаились в засаде возле Шило, в ожидании, когда местные девушки выйдут водить хороводы среди виноградников. Среди них был и будущий первый царь народа Израиля – Шауль. Но когда начался «процесс восстановления» колена Биньямина, и все соотечественники Шауля хватали себе жен, сам Шауль, будучи человеком скромным и стыдливым, бездействовал. Тогда его и заметила его будущая жена, и сама фактически похитила Шауля.

Объясняет Хатам Софер смысл слов царя Шауля, обращенных к своему сыну: «Если мы посмотрим на Давида, которого, по слухам, пророк Шмуэль помазал на престол, вместо меня и тебя, что мы увидим? Что Доэг Эдоми считает Давида непригодным для брака с еврейкой, уже не говоря о праве быть царем, что требует особой родословной». Ведь Давид был потомком Рут моавитянки, а моавитянам даже после гиюра было запрещено жениться на еврейках из-за их негостеприимного отношения к евреям. Однако была принята алаха, что это не распространяется на женщин-моавитянок, так как они вели себя скромно и не выходили на улицу. Поэтому к ним не предъявляется претензия, как к их мужьям, в том, что они не вышли встречать усталых с дороги евреев с хлебом и солью. Следовательно, они могут войти в народ Израиля, и только благодаря этому Давид может считаться кашерным евреем.

Если Йонатан не станет царем после Шауля, что скажут злые языки? Йонатан непригоден быть царем, из-за своей матери. Ведь с отцом все в порядке, он уже правит. Значит, где проблема – в его матери, которая когда-то давно повела себя нескромно, погнавшись за Шаулем. На самом деле, она все делала правильно, потому что нужно было восстанавливать колено Биньямина, без которого нет будущего у всего Израиля, да и семью Шаулю иначе никак не создать. Но не каждый понимает, что это была ораат шаа (необходимость того момента). Получается, что там, где у Давида находится самое крепкое место – скромное поведение моавитянок, там же находится самое слабое место в истории семьи Шауля – не совсем скромное поведение матери Йонатана. А если так, то, поддерживая Давида и отказываясь от престола, Йонатан как будто выставляет на посрамление наготу своей матери.

«И сказал Йонатан Давиду: иди с миром, а тот союз, о котором клялись мы оба именем Г-спода, сказав: «Г-сподь да будет между мною и тобою и между моим потомством и твоим потомством», остается вечным».


http://www.beerot.ru/?p=51622