Мишкан и Микдаш — Афтара главы Трума

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3365

В афтаре читается отрывок из книги Царей (5:26-6:13). В отличие от скромного строения Мишкана, которое приводится в нашей недельной главе, в афтаре описывается строительство величественного Храма. Царь Шломо заключает союз с Хирамом, царем города Цора, для того, чтобы тот поставлял ливанские кедры, необходимые для строительства Храма.

Отличия между Храмом и Шатром Откровения

Говорится в начале трактата Эрувин, что есть места, где Микдаш (Храм) называется Мишканом (Шатер Откровения), а иногда наоборот – Мишкан называется Микдашем.

Между Храмом и Шатром Откровения было много отличий. Мишкан (Шатер Откровения) находился сначала в безлюдной и непригодной для жизни пустыне, но тот же Мишкан, когда был сооружен в земле Израиля, в Шило, находился в заселенном месте. Однако Храм, построенный царем Шломо, был возведен в главном месте Земли Израиля и всего мира, в святом городе Иерусалиме. Говорит Мааршо в трактате Шавуот (15а), что у Мишкана в пустыне вообще не было понятия святости места, в то время как в Шило и в Иерусалиме было приказано освятить место.

Также они отличались материалами, которые использовались при их сооружении. В Мишкане в пустыне все стены был сделаны из кедра, а для покрытия сверху использовались козьи и бараньи шкуры и мех животного тахаш.

Святилище в Шило зовется иногда Мишканом, а иногда Шатром. Поясняют комментаторы, что нет здесь противоречия, потому что в Шило стены уже были сделаны из камня, но крыши по-прежнему не было, и сверху, как и в пустыне, располагались покрытия из шкур и меха.

Храм, в свою очередь, совершенно отличался от Мишкана в пустыне и в Шило. Он был построен из камня; шкуры и мех животных в нем не использовались, а деревянные элементы если и использовались, то только как несущие конструкции, но при этом строго запрещалось законом, чтобы они выступали за стены.

Известно, что в мире есть четыре основы: неодушевленные предметы, выше них находится мир растений, еще выше – мир животных, и самым возвышенным являются люди, обладающие способностью говорить. Из материалов Мишкана только пол имел отношение к неодушевленному миру. Деревянные элементы принадлежали к миру растений, а покрывала – к миру животных. В Мишкане в Шило уже преобладали камни, но еще было покрытие из мира животных. В Иерусалимском Храме были только камни и металлы, и немного дерева, скрытого внутри конструкций.

Главное отличие, бросающееся в глаза, было в том, что Мишкан представлял собой слабую, временную конструкцию, а Храм, напротив, – капитальное строение.

«Так сказал Г-сподь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих» (Йешаяу, 66:1)

Из этого стиха в книге пророка Йешаяу трактуют наши мудрецы, что до греха Адама Шехина – присутствие Всевышнего – распространялась и на высшие миры, и на землю. Но Адам своим грехом разбил духовное устройство мира, повредил связь Небес с землей. Так Шехина оставила нижние миры и удалилась на Небеса. Но пришли праотцы нашего народа, Авраам, Ицхак и Яаков, и стали восстанавливать разрушенное. Своим служением Всевышнему они смогли восстановить, и Шехина вновь стала спускаться в нижние миры. Вслед за ними пришел Моше с народом Израиля. Они построили Мишкан в пустыне и сделали сосуды для служения в нем, исправив тем самым испорченное. Они восстановили разрушенные связи, заново превратили землю в место пребывания Шехины. И вновь, как после сотворения мира, Шехина вернулась из высших миров на землю. На это намекают слова Йешаяу из продолжения стиха: «…что это за дом, который вы <можете> построить Мне, и где место покоя Моего?»

Пишет Рамбан в предисловии к книге Шмот: «Эта книга, Шмот – Имена, посвящена первому изгнанию, которое было предначертано Творцом, и избавлению. Поэтому-то она начинается с имен тех, кто пришел в Египет с праотцем Яаковом. Это изгнание не завершилось до тех пор, пока они не достигли такого духовного состояния, что поднялись до уровня своих праотцев. И хотя, покинув Египет, они вырвались из рабства, тем не менее, они все еще считались изгнанниками. Но когда они пришли к горе Синай и построили Шатер Откровения, и Всевышний возвратился к ним, и Его Шехина снизошла на них – тогда они поднялись до уровня своих праотцев. Они стали на один уровень с теми, кто поддерживал сокровенную связь с Творцом, и стали Его «колесницей». С тех пор и наступило подлинное их избавление из изгнания, хотя они находились в пустыне и не достигли своей страны. И по этой причине книга Шмот завершается рассказом о том, как после возведения Мишкана (Шатра Откровения) его “наполнила Слава Творца”».

Третий Храм

Виленский Гаон в комментарии к Шир а-Ширим говорит, что у женщины есть два основных предназначения в доме: супружеские отношения и забота о правильном функционировании семейного очага. Поэтому говорит раби Йоси: «Я никогда не называл свою супругу иша – жена, потому что это напоминает об интимном. Я всегда называл свою супругу байт – основой дома».

На примере отличий между предназначениями жены в доме можно понять отличие между Мишканом, Шатром Откровения, и Микдашем – Храмом в Иерусалиме. Так, в Шатре Откровения, подобно тому, как это было в шатрах праотцев нашего народа, было явное присутствие Шехины, в чем раскрывалась величайшая близость народа Израиля к Творцу. Однако такое раскрытие присутствия Всевышнего было возможным лишь в то время, когда Мишкан стоял на одном месте, поэтому он и называется Шатром – это указывает на непостоянство. В то же время Храм выступал во второй роли – был основой духовного и материального благополучия народа Израиля. Поэтому Храм был построен, как дом, и назывался Домом. Это предназначение реализовывалось все время, что стоял Храм, но при этом раскрытие присутствия Всевышнего в нем не было таким же явным, как и в Мишкане.

Говорит Виленский Гаон, что Третий Храм будет вмещать в себя то лучшее, что было в Мишкане и в Храме. Подобно Мишкану, в Третьем Храме будет видна Шехина Всевышнего, но, подобно Первому Храму, это будет происходить не иногда, а постоянно.


http://www.beerot.ru/?p=11801