От Яакова – к Давиду — Афтара главы Ваехи

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2202

От Яакова до Давида

Сходство между главной темой недельной главы и стихами из пророков стало причиной того, что мудрецы установили читать отрывок из книги Царей в нашей афтаре. Царь Давид, почувствовавший приближение смерти, подобен Яакову в его заботе о будущем сыновей и всего еврейского народа. В недельной главе все сыновья собираются вокруг умирающего отца, а в книге Царей отец обращает свой последний взгляд только на одного сына. В недельной главе сыновья прислушиваются к пророческому завещанию, благословениям и последним упрекам-предостережениям. В книге Царей только один сын, который уже помазан и восседает на царском престоле, принимает последние указания от отца.

Забота о будущем потомства занимает отца в той же мере, что и царя. В обоих случаях звучит самое важное наставление, от выполнения которого зависит существование дома Яакова и всего народа Израиля: «Сойдитесь и послушайте, сыны Яакова, и слушайте Исраэля, отца вашего» (Берешит, 49:2) – всегда следуйте словам Всевышнего, Отца вашего. И сыновья обещают беречь завет Г-спода, под сильным руководством колена Йеуды, отличавшегося особым мужеством.

«…крепись и будь мужем. И береги завет Г-спода, Б-га твоего, ходя путями Его, соблюдая уставы Его, заповеди Его, и законы Его, и постановления Его, как написано в Торе Моше» (Млахим 1, 2:3) – крепись, чтобы быть достойным хранителем и руководителем народа Израиля. Это поручает тебе Всевышний. На этих предсмертных словах Давида мы прощаемся с первым царем Израиля, которого избрал Всевышний из колена Йеуды.

Рав Мендель Гирш (сын рава Шимшона Рафаэля Гирша)

«И близились дни Давида к смерти».

В начале главы Ваехи сказано: «И близились дни Исраэля к смерти». Пишет Раши: «Всякий, о ком сказано, что его дни близились к смерти, прожил меньше своих отцов». Ицхак прожил сто восемьдесят лет, а Яаков – сто сорок семь. О Давиде сказано: «И близились дни Давида к смерти». Его отец прожил восемьдесят лет, а он – семьдесят.

Пишет рав Шмуэль Яфэ Ашкенази (автор комментария «Яфэ Тоар» на Мидраш Раба): слова «и близились дни» используются, когда сын, со своей стороны, был достоин прожить те же дни, что и отец, ведь сказано в трактате Эдуйот, что длительность жизни – это то, что отец передает своему сыну. Однако бывает, что, не по вине человека, вмешиваются какие-то обстоятельства, не позволяющие продлить его годы жизни. Так, например, нигде в источниках мы не находим упоминание о грехе царя Давида, за который он был наказан преждевременной кончиной. Попробуем выяснить, почему годы жизни Давида не достигли дней его отца.

Наши мудрецы изучали причины сокращения длительности жизни, имевшего место на протяжении существования человечества. Утверждают Рамбам и Маараль из Праги (в книге «Гур Арье»), что Адам – первый человек – был произведением рук самого Творца, венцом творения, и потому был бессмертен. И даже после наказания и утраты бессмертия его жизнь была очень долгой. Также и его потомки прожили долгие годы – некоторые даже больше Адама.

Когда произошел потоп на земле, мир перешел в новую фазу своего развития, испортился воздух и климат (имеется в виду, что, вследствие грехов, которыми было поражено человечество, здоровая природа человека была подорвана). Жизнь после потопа сократилась вдвое. Следующее сокращение дней жизни случилось после попытки бунта против Всевышнего, когда люди строили Вавилонскую башню. И вновь – после поколения раздора – жизнь сокращается вдвое.

Уже ко времени царя Давида жизнь людей сократилась до семидесяти лет в среднем. Из этого следует, что в истории было три периода, с разной природой и разным сроком жизни: от творения мира и до потопа, после потопа и до поколения раздора, и период после Вавилонской башни (поколение раздора) – с новой природой, остающейся неизменной до наших дней.

Есть такой мидраш: Давиду вообще не были отведены годы жизни, он должен был оставить этот мир сразу после рождения. Но Адам решил пожертвовать Давиду семьдесят лет своей жизни. Однако есть источники, где говорится иное. Известно, что Авраам прожил сто семьдесят пять лет, Ицхак – сто восемьдесят, Яаков – сто сорок семь, Йосеф – сто десять. То есть, у Авраама имеется недостаток в пять лет. Яакову не хватило двадцати восьми лет, чтобы достичь ста семидесяти пяти лет жизни Авраама. Йосефу, прожившему сто десять лет, соответственно, не хватает тридцати семи лет – до ста сорока семи лет жизни его отца Яакова.

Говорится в книге Зоар (Ваишлах), что семьдесят лет жизни были пожертвованы Давиду нашими праотцами: пять лет отдал Авраам, Яаков пожертвовал двадцать восемь, а Йосеф – тридцать семь. Но зачем нужно было жертвовать дополнительные семьдесят лет, ведь их уже предоставил Адам? В книге «Эц а-Даат Тов» приводится ответ на этот вопрос. После греха Адама и Хавы они были наказаны, а заслуги первого человека – аннулированы. Вместе с ними пропали и семьдесят лет жизни, пожертвованные Давиду. Поэтому появилась необходимость искать новый источник, и праотцы предоставили части своей жизни, а Йосеф – больше всех, потому что зовется Йосеф-праведник, ибо, пройдя сложнейшие испытания в Египте, больше других исправил грех Адама.

Этот ответ является подтверждением правила, приведенного в комментарии «Яфэ Тоар»: когда в стихе говорится «и близились его дни к смерти», как в случае с Яаковом и Давидом, – это указывает на два факта. Первое: что годы жизни этого человека были короче жизни его отца. Второе: потеря этих лет была вызвана внешними причинами, а сам человек был достоин своего отца. Нам теперь известно, что утверждение, будто Давид не дожил десяти лет до возраста своего отца, не совсем верно. Ему изначально вообще не полагалось жить в этом мире, даже и семидесяти лет. А наш праотец Яаков не потерял двадцать восемь лет своей жизни, а пожертвовал их царю Давиду, и это не недостаток, а заслуга!

По материалам статьи рава Йехиэля Михеля Зильбера


http://www.beerot.ru/?p=9643