Пророк Йехезкель о падении Египта — Афтара главы Ваэра

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

624

«Так сказал Г-сподь Б-г: когда Я соберу дом Израиля из народов, среди которых они рассеяны, то освящусь в них перед глазами народов, и будут обитать на земле своей, которую дал Я слуге Моему Яакову. И будут обитать на ней в безопасности, и построят дома, и насадят виноградники; и будут обитать в безопасности, когда свершу Я кары над всеми ненавидящими их из окружения их; и узнают, что Я – Г-сподь Б-г их» (Йехезкель, 28:25-26).

Часто в Торе народ Израиля уподобляется праху земному. Говорят наши мудрецы, что это сравнение используется не только по причине великого множества самой земли. Путники, проделывающие большие расстояния, топчут дорожную пыль подошвами своих башмаков. Но чем больше они топчут земной прах, тем больше он покрывает их обувь. Нашему народу довелось проделать длинный путь в изгнании: мы жили среди множества народов, говоривших на самых разных языках. От многих великих империй, которые пытались нас уничтожить, не осталось ничего, и лишь популярные среди туристов развалины и археологические памятники рассказывают нам сегодня, о том, что они были. А Всевышний продолжает спасать свой народ из пасти хищников, и по-прежнему «прах Яакова» и «пыль Израиля» продолжает покрывать башмаки тех, кто пытается нас растоптать.

Вечность народа Израиля в изгнании обещана нам Торой. И так же, как мы видим воочию исполнение добрых пророчеств Торы об этом, так же удостоится наш народ исполнения всех пророчеств об окончательном избавлении.

«В году десятом, в десятом (месяце), в двенадцатый (день) месяца было сказано мне слово Г-сподне: Сын человеческий! Обрати лицо твое к Паро, царю Египта, и пророчествуй о нем и обо всем Египте. Говори, и скажешь: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я – против тебя, Паро, царь Египта, большой крокодил, лежащий среди рек его, сказавший: «Мне принадлежит река моя и я (сам) возвеличил себя». Но Я продерну крюки в челюсти твои, и прилеплю рыб (из) рек твоих к чешуе твоей, и подниму тебя из рек твоих, и всю рыбу из рек твоих, (которая) к чешуе твоей прилипнет. И выброшу тебя в пустыню, тебя и всю рыбу рек твоих; на открытое поле ты упадешь, не будешь подобран и не будешь собран (погребен). Зверям земным и птицам небесным отдам тебя в пищу. И узнают все жители Египта, что Я – Г-сподь, потому что были они опорой тростниковой дому Израиля» (Йехезкель, 29:1-6).

В двадцать девятой главе книги пророка Йехезкеля мы находим четвертое из шести пророчеств о наказаниях, которые постигнут Египет.

Паро – фараон – было общим названием царей, правивших в Египте. Лишь в нескольких случаях – в книге Царей и в книгах пророков Ирмияу и Йешаяу – приводятся имена фараонов: Нехо, Шишак и Хофра.

Фараон Хофра, упоминающийся в главе 44 книги пророка Ирмияу, – и есть Паро, о котором идет речь в наших стихах. Он правил в Египте во времена первого Храма, когда его страна переживала не лучшие времена. Египтянам не хватало мощи, чтобы противостоять сильным империям Ассирии и Вавилона, и поэтому они вынуждены были прибегать к хитрой тактике: раздуть огонь бунта и попытаться заключить союз с рядом маленьких государств Ближнего Востока, и одним фронтом выступить против Вавилона. Заключая союзы с арамейцами, Амоном, Шомроном и Иудеей, египтяне обещали военную помощь, но на деле никогда не выполняли своих обещаний.

В книге пророка Ирмияу мы находим рассказ о том, как египтяне обещали оказать помощь Иудее в случае, если Невухаднецар придет воевать против евреев. Но вот уже Иерусалим в осаде, а помощь от союзников все не приходит. Правда, египтяне выступили с войсками до города Газа, и Невухаднецар был вынужден ослабить осаду Иерусалима, чтобы перебросить часть войск. Но это был лишь показательный выход египтян, и как только запахло настоящей войной, они тут же возвратились в Египет, не желая рисковать из-за евреев. А Невухаднецар еще более усилил осаду Иерусалима – вплоть до его полного падения.

Источником гордости и уверенности в себе для египтян всегда была река Нил. Тысячи лет его воды неизменно наполняют русло, после чего растекаются по искусственным каналам вглубь Египта, принося с собой изобилие. Но именно этот Нил всегда являлся для египтян тем препятствием, которое не позволяло им приблизиться к Всевышнему. Нил создавал иллюзию вечного, нескончаемого достатка, который не прекратится никогда, это вселяло уверенность в своих силах, и, как следствие, создавалось впечатление, что они не нуждаются в помощи Небес. О каких Небесах может идти речь, когда Фараон провозглашает себя богом, утверждая, что он же и сотворил Нил, как сказано в нашей афтаре: «Говори, и скажешь: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я – против тебя, Паро, царь Египта, большой крокодил, лежащий среди рек его, сказавший: «Мне принадлежит река моя и я (сам) себя возвеличил [т. е. свое царство]»».

Но такое положение не будет вечным, и с Египта будет взыскано, но не только с того крокодила, а также и с рыб в реке Нил, которые являются намеком на народы, полагавшиеся на мощь египетской империи: «Но Я продерну крюки в челюсти твои, и прилеплю рыб (из) рек твоих к чешуе твоей, и подниму тебя из рек твоих, и всю рыбу из рек твоих, (которая) к чешуе твоей прилипнет. И выброшу тебя в пустыню, тебя и всю рыбу рек твоих; на открытое поле ты упадешь, не будешь подобран и не будешь собран (погребен). Зверям земным и птицам небесным отдам тебя в пищу».

«И станет земля Египта пустыней и местом разрушенным – и узнают, что Я Г-сподь, – за то, что сказал он: «Мне принадлежит река моя, и я сам себя возвеличил». Посему, вот Я – против тебя и против рек твоих, и предам землю Египта полнейшему разрушению и опустошению от Мигдола до Севэйнэй и до границы Куша. Не пройдет по ней нога человека, и нога скотины не пройдет по ней, и не будет обитаема сорок лет» (Йехезкель, 29:9-11).

Если в пророчествах о падении Цора и Цедона пророк Йехезкель не приводит сроки тех наказаний и бед, которые постигнут их, то о Египте точно сказано, что сорок лет он не будет обитаем. С чем связано столь длительное наказание, и почему именно сорок лет?

В главе Микец мы читали о сне фараона, в котором он видел семь коров и семь колосьев. Сон упоминается в главе дважды, и каждый раз приводятся семь коров и семь колосьев. 14 плюс 14 в сумме двадцать восемь. Третий раз сон повторяет Йосеф: 14 плюс 28 равно 42. Отсюда учат наши мудрецы намек на то, что голод в Египте должен был продлиться 42 года. Спустя два года после начала голода в Египет приходит Яаков, а вместе с ним и благословение – голод прекращается. Но голод прекратился в заслугу Яакова, а египтянам должно достаться то, что им полагается (особенно, если вдуматься, как египтяне «отплатили» народу Яакова впоследствии)! Раши и другие комментаторы утверждают, что сорок лет разрухи, о которых сказано в наших стихах, это и есть продолжение голода, начавшегося и закончившегося во времена Йосефа.

Когда Йосеф исправляет фараона, говоря, что способность разгадывать сны принадлежит не ему, а Всевышнему, он ставит себя в непростое положение. Йосеф умаляет уважение к себе в глазах египтян, и при этом намекает фараону, что царь просто ошибался, полагая, что это – его личные способности. За такое можно запросто лишиться жизни! Но Йосеф должен научить фараона тому, что есть одна сила, которая создала этот мир и которая им правит – Всевышний. Комментаторы говорят, что если бы фараон правильно усвоил урок Йосефа, то за свои грехи и грехи своего народа он был бы наказан только двумя годами голода. Однако ни он сам, ни следующие за ним цари Египта не восприняли ни урок Йосефа, ни урок раскрытия Единства Творца при выходе из Египта (казни, рассечение моря и гибель египтян).

Грех влечет за собой грех, и отрицание добра, сделанного Йосефом (и тем более – Яаковом), привело их к отрицанию Всевышнего. И поэтому и последующие цари Египта продолжают с гордостью утверждать: «Мне принадлежит река моя, и я сам себя возвеличил».

Таким образом, сны фараона и написанное в Торе, согласно объяснению Йосефа, можно понимать и как одно предсказание, а не два, но повторение его в Торе намекает, что если Египет и его цари не воспримут уроки, то «верну плен Египта и возвращу их в землю Патрос, в землю происхождения их; и будут там царством униженным. Оно будет самым униженным из царств и не возвысится впредь над народами; и Я умалю их, чтобы не господствовали (более) над народами».

После возвращения египтян страна их больше никогда не станет важной и не сможет оказывать влияние на народы мира. Сегодня мы являемся свидетелями реализации этого пророчества. Уже тысячи лет Египет является беднейшей страной Востока и не имеет серьезного влияния даже в арабском мире, хотя Нил продолжает быть самой длинной рекой мира. Так сделано не только в наказание египтянам, но и чтобы эта страна больше не напоминала о грехах Израиля, когда мы раз за разом возлагали свои надежды на южного соседа, а не на Всевышнего.

В главе Эмор сказано: «Бык, или ягненок, или козленок, когда родится, семь дней пробудет под матерью своей, а с восьмого будет угоден для огнепалимой жертвы». Комментаторы задают вопрос: правильней было бы написать о новорожденном, что он теленок, но почему-то написано – бык? Объясняют это так: если бы в Торе было написано «теленок», это могло бы напоминать евреям о грехе золотого тельца. Поэтому написано «бык». По той же причине не трубят в шофар, сделанный из коровьего рога, а первосвященник не входит в Святая Святых в Йом Кипур в одеждах с золотыми элементами. Все, что напоминает о грехе, не должно попадаться на глаза. «И не будет оно впредь для дома Израиля убежищем, напоминающим о беззаконии, когда они (Израиль) обращались к ним (к Египту); и узнают, что Я – Г-сподь Б-г» (Йехезкель, 29:16).

«Посему так сказал Г-сподь Б-г: вот, Я отдаю Невухаднецару, царю Вавилона, землю Египта; и унесет он изобилие ее, и захватит добычу ее, и разграбит награбленное ею, и будет (это) вознаграждение войску его… В тот день взращу величие для дома Израиля, а тебе дам откровение уст среди них; и узнают, что Я – Г-сподь» (Йехезкель, 29:19-21).

Эти пророчества были произнесены пророком Йехезкелем незадолго до разрушения Первого Храма. После захвата Иерусалима Невухаднецаром и разрушения Храма народ Израиля будет изгнан со своей земли, и начнется Вавилонское изгнание. Лишь через восемь лет после разрушения Храма произойдет падение Египта. Евреев в Вавилоне ждали еще более шестидесяти лет изгнания, и свершение пророчества Йехезкеля укрепило их веру, ведь если оно сбылось, значит и другие пророчества (о возвращении на родину) тоже сбудутся. Поэтому и сказано, что это будет для пророка питхон пе – открытием уст, что означает – укрепление веры во Всевышнего и его пророков.


http://www.beerot.ru/?p=51831