Страх пророка Йешаяу — Афтара главы Итро

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2798
В афтаре недельной главы Итро читается отрывок из книги пророка Йешаяу (6:1-7:6, 9:5-6).

«Мутное стекло»

В книге «Аават Йонатан» рав Йонатан Эйбешиц приводит следующее. Всевышний говорит, обращаясь к Моше: «И [еще] сказал: ты Лика Моего видеть не можешь, ибо человек не может видеть Меня и остаться в живых» (Шмот, 33:20). Из этого стиха учат мудрецы в трактате Йевамот (49б), что все пророки народа Израиля видели свои пророчества словно через мутное стекло – аспаклярия ше-эйна меира. И только Моше получал абсолютно ясные видения, на высшем духовном уровне, которого только может достичь человек. При всем этом, неправильно было бы думать, что видения всех пророков были не совсем ясны им, и что им приходилось додумывать смысл полученного послания. Картины, представавшие перед их разумом, были достаточно четкими, и они передавали в точности все, что видели. Однако каждый из них находился на своем духовном уровне, и не был настолько исправлен и очищен, как Моше. Внутри их разума как бы существовало мутное стекло, не позволявшее понять всю глубину проходящего через них послания. Об этом явлении говорит пророк Ошеа (12:11): «И говорил Я о пророках, и умножал Я видения, и в притчах казался им». То есть, не имеется в виду, что все пророки видели пророчества в неясной форме, а то, что им не было ясно, они должны были додумать. Они, как и Моше, могли получать четкие видения. Проблема заключалась в другом. Получив послания Свыше, они не могли постичь их глубину в полной мере. В этом и выражалось понятие «мутное стекло»,аспаклярия ше-эйна меира, о которой говорят мудрецы.

Наказание царя Узияу

«В год смерти царя Узияу видел я Г-спода, сидящего на престоле высоком и величественном, и края его наполняли Храм» (Йешаяу, 6:1).

Узияу (он же Азария) стал царем Иудеи примерно за двести лет до разрушения Первого Храма. Он был праведным царем, как и его отец Амацьяу, и восседал на царском престоле пятьдесят два года. На двадцать седьмом году царствования Узияу решил войти в Святая Святых с воскурением, что разрешено только первосвященнику. Реализовать задуманное царь Узияу не успел, потому что на его лбу показались язвыцараат, которые не покидали его до самой смерти. Об этом случае и говорится в пророчестве Йешаяу из нашей афтары.

«Пред Ним стоят серафимы; шесть крыльев, шесть крыльев у одного (у каждого из них): двумя прикрывает он лицо свое, и двумя прикрывает он ноги свои, и двумя летает. И взывал один к другому, и сказал: свят, свят, свят Г-сподь Воинств! Вся земля полна славы Его! И заколебались косяки [дверей] от голоса взывавших, и дом наполнился дымом» (Йешаяу, 6:2-4).

Попытка нарушения царем Узияу вызвала тяжелую реакцию на Небесах, и Всевышний послал землетрясение на землю. Раши поясняет, что землетрясение произошло от голосов ангелов, и об этом также пророчествовал Захария (14:5): «И побежите, как бежали вы от землетрясения в дни Узияу, царя Йеуды». В тот день гремели Небеса и хотели сжечь Узияу, как пожрал огонь двести пятьдесят сообщников Кораха (поэтому в стихе упомянуты именно ангелы Срафим, ведь «лисроф» в переводе со святого языка означает «сжечь»). А земля дрожала, потому что желала проглотить Узияу, как когда-то проглотила Кораха, пытавшегося оспаривать первосвященство Аарона.

После бунта Кораха Голос с Небес (бат коль) провозгласил, что впредь не будет наказан человек подобным образом. Земля больше никого не проглотит, и огонь больше не пожрет никого. Но если вновь появится человек, оспаривающий первосвященство, он будет наказан язвами цараат. Подобно тому, как покрыласьцараат рука Моше, как сказано: «И вынул он ее, и вот, рука его покрыта цараат, как снегом» (Шмот, 4:6).

Страх пророка Йешаяу

О подобных раскрытиях Шехины Всевышнего, которые бы сопровождались содроганием небес и земли, в Танахе упоминается трижды. Один раз так было во время дарования Торы. Так говорит пророчица Двора в своей великой песне: «Г-споди, когда вышел Ты из Сеира, когда шествовал Ты с поля Эдомского, земля тряслась, и небеса каплями изливались, и облака сочились водою. Горы таяли пред Г-сподом, этот Синай – пред Г-сподом, Б-гом Израиля» (Шофтим, 5:4). О даровании Торы сказано также в Теилим (68:8-9): «Б-же, когда выходил Ты пред народом Твоим, когда шествовал Ты пустыней – сэлаЗемля сотряслась, и небо каплями истекало пред Б-гом,это Синай – пред Б-гом, Б-гом Израиля».

А еще о двух случаях говорится в одном и том же стихе из пророчества Захарии. Там, в четырнадцатой главе, рассказывается о будущей войне Гога из Магога. Это тот стих мы уже приводили выше, и в нем говорится, что в войне Гога из Магога будут потрясения, подобные тем, что были в дни царя Узияу: «И пуститесь вы убегать ущельем гор моих, ибо достигнет то ущелье горное до Ацаля – и будете вы убегать, как убегали отземлетрясения в дни Узияу, царя Йеуды, и явится Г-сподь Б-г…» (Захария, 14:5).

Теперь можно объяснить причину страха пророка Йешаяу, когда он произнес (6:5): «Горе мне, потому что обречен онеметь я, потому что человек, нечистый устами я, и посреди народа, нечистого устами, я нахожусь, потому что Царя – Б-га Воинств – увидели мои глаза!» Увидев раскрытие Шехины Всевышнего в сопровождении землетрясения, пророк решил, что это откровение, подобное тому, что было во время дарования Торы. Из-за схожести ситуаций пророк ошибочно сравнивает его откровение с тем, что было на горе Синай. Вместе с этим пророк понимает, что ни он сам («нечистый устами»), ни то поколение, в котором он живет («народ, нечистый устами»), не достойны подобного откровения. И это ввергает его в страх, ведь сказал Моше, что не может простой смертный увидеть Всевышнего и при этом остаться в живых. Почему же Йешаяу остался жив? Потому что он ошибся в восприятии видения. Он был уверен, что видел самого Всевышнего, в то время как это ему лишь только казалось. Слово נִדְמֵיתִי (нидмети) из этого стиха переводят по-разному: «я погиб», «обречен онеметь я». Но рав Шмуэль Ланиадо (в книге «Клей Паз») и Мальбим поясняют, что здесь идет речь о слове димйон – воображение. Это хорошо объясняет напрасные опасения пророка Йешаяу. Ему лишь казалось, что он видит слишком высокий уровень раскрытия Шехины, ведь он мог воспринимать пророчества лишь через «мутное стекло»,аспаклярия ше-эйна меира.


http://www.beerot.ru/?p=23590