Стремиться постичь себя — Афтара главы Бехукотай

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

567

«Сердце (человеческое) лукавее всего, и оно неисцелимо; кто может познать его? Я, Г-сподь, проникаю в сердце, испытываю почки, чтобы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его» (Ирмияу, 17:9-10).

Много внимания обращают наши мудрецы на то, как сложны и запутаны качества нашей души.

И как нередко в душе одного и того же человека могут уживаться совершенно противоположные качества: Б-гобоязненность и вера с одной стороны, и зависть и недоброжелательность с другой.

Рассказывается в трактате Гитин (7а) о том, как Мар Уква, который был главой суда, послал письмо раби Элазару, в котором жаловался на человека, очень вредившего ему. Тот человек был мудрецом Торы, и звали его Гнива. Поскольку Мар Уква был представителем еврейского населения перед властями, он обладал полномочиями пожаловаться на Гниву властям, чтобы те заключили его под арест. Раби Элазар ответил Мар Укве, чтобы он не делал этого, посылая намеком стих из Теилим (39:2): «Сказал я: остерегаться (от греха) буду на пути своем, стеречь буду уста свои, обуздывая (их), пока нечестивый предо мной».

Спустя некоторое время Мар Уква вновь послал письмо, в котором сообщал, что уж очень досаждают ему эти люди, и что нет у него сил противостоять им.

И вновь раби Элазар ответил ему не доносить властям на другого еврея, а на то, как следует поступать в такой ситуации, намекнул стихом из Теилим (37:7-9): «Жди Г-спода молча и уповай на Него. Не соревнуйся с преуспевающим на пути своем, с человеком, осуществляющим злые замыслы, Останови гнев и оставь ярость, (только) не соревнуйся в делании зла, Ибо злые истреблены будут, а надеющиеся на Г-спода – они унаследуют землю». Раби Элазар разъяснял, что нужно идти в бейт мидраш изучать Тору, и это – лучшая защита от неприятностей, а Всевышний сам разберется с нечестивцами. Вскоре после этого ответа раби Элазара, поскольку слова вышли из уст великого мудреца и праведника, Гнива был закован в кандалы за преступления против властей и осужден на смертную казнь.

Там же в трактате Гитин (62а) приводится еще одна история о Гниве.

Рав Уна и рав Хисда сидели вместе, когда увидели, что к ним приближается Гнива. Сказал один другому: “Может быть, окажем ему честь и встанем перед ним, ведь он знаток Торы?”. Но тот ответил своему другу: «Неужели будем вставать перед человеком, замешанным во многих спорах и конфликтах?» Пока они рассуждали, Гнива приблизился и сам поприветствовал их, сказав: «Приветствую вас, цари! Приветствую вас, цари!» Спросили его рав Уна и рав Хисда: «Откуда ты взял, что мудрецы Торы называются царями?» Ответил им Гнива, что так называет мудрецов царь Шломо в книге Мишлей (8:15): «Мною цари царствуют, и повелители узаконивают правду». Спросили они: «А откуда ты учишь, что нужно приветствовать дважды?» Ответил Гнива: «Так приветствовал Амаса царя Давида (Диврей а-Ямим, 1, 12:19)». Тогда предложили они Гниве отведать чего-нибудь с ними. Ответил им Гнива, что его домашние животные еще не кормлены, а так учит нас раби Йеуда от имени Рава, что запрещено человеку приступать к еде, если не накормлены домашние животные, как сказано: «И дам Я траву на поле твоем для скота твоего», и лишь после этого: «… и будешь есть и насыщаться».

Вот перед нами пример человека, в душе которого процессы сложны и запутаны, и внутри которого действуют противоположные силы.

Такие великие мудрецы Торы, как рав Уна и рав Хисда, нашли правильным оказать ему уважение, потому что знали, что Гнива – знаток Торы, и с уважением относится к мудрецам, преклоняясь перед ними и называя их царями. Он с большой щепетильностью выполняет предписания Торы и готов воздерживаться от еды, пока не покормит своих животных. Создается впечатление, что он полон милосердия к созданиям, и не только к великим людям, но даже к животным.

Но вместе с тем этот человек способен нести в себе уродливое и низкое, полностью противоречащее вышеперечисленным достоинствам.

Он способен позволить себе выступить против главы суда и всячески досаждать ему, настолько, что Мар Уква, скромный и терпеливый человек, не в состоянии больше терпеть его. И это тот Мар Уква, о котором рассказывается в трактате Ктубот, что он подбрасывал деньги беднякам так, чтобы они не могли узнать об источнике и не почувствовали стыда. Однажды один из них решил выяснить, кто же ему помогает, и погнался за человеком, подложившим ему деньги. Тогда Мар Уква готов был прыгнуть в печь, где горел огонь, только бы не была раскрыта его тайна (чтобы бедняк, узнав о том, кто дает ему деньги, не был смущен).

То, что произошло с Гнивой, ожидает каждого, кто не обращает внимания на внутренние противоречия в своей душе, не исследует их и не стремится исправить их и искоренить. И тогда эти отрицательные качества, в конце концов, овладевают человеком и его поступками. Безусловно, наши великие учителя – составители Вавилонского Талмуда – привели все эти истории, в частности, чтобы научить нас, что даже человек, занимающийся Торой, обязан также заниматься исправлением своих душевных качеств.

Поэтому человек должен изучать мусар, чтобы постичь зло, клокочущее внутри него, чтобы оно не отравило его душу. Подобно тому, как это делает Всевышний, о чем сказал пророк Ирмияу в нашей афтаре: «Сердце (человеческое) лукавее всего, и оно неисцелимо; кто может познать его? Я, Г-сподь, проникаю в сердце, испытываю почки, чтобы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его».

Сказано: «Светильник Б-га – человеческая душа, проверяет все его внутренности» (Мишлей, 20:27).

Нам следует обратить свет наших душ, который мы обретаем и усиливаем трудами над Торой, на исправление нашего внутреннего мира, чтобы все наше естество было освещено светом Торы.

По книге «Ор Хадаш».


http://www.beerot.ru/?p=53704