Существование дома Давида – зависит от чуда — Афтара главы Пекудей

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

657
ответственность

«Семь лет было Йоашу, когда он стал царем. В седьмой год (царствования) Йегу Йоаш стал царем. И сорок лет он был царем в Йерушалаиме …» (Млахим 2, 12:1-2).

История эта уходит своими корнями в годы, когда Давид был вынужден скрываться от преследований царя Шауля. Однажды, убегая от слуг Шауля, Давид зашел в город Нов, где находился Мишкан. Там его встретил первосвященник, у которого Давид попросил провизии и оружия. Первосвященник, ничего не знавший, о том, что за царским зятем гонятся посланники царя Шауля, предложил ему хлеб и меч Голиата, который туда принес сам Давид. Поступок этот не остался незамеченным, и Доэг Эдоми донес обо всем, что произошло, царю Шаулю. Результат был ужасным: весь город коэнов был казнен по обвинению в участии в бунте против царя, и лишь один сын первосвященника смог убежать.

Обратился Всевышний к Давиду через пророчество с упреком и непростым предложением. У тебя были два варианта действий: продолжить бегство без провизии и оружия и, скорее всего, попасть в руки преследователей, или зайти в город коэнов и, попросив о помощи, подвергнуть их жизни смертельной опасности. Я предлагаю тебе в виде искупления за жизни семей коэнов выбрать два варианта расплаты: или ты попадешь в руки врагов и будешь выпутываться из этой ситуации без чужой помощи, или будет уничтожено все твое потомство. Говорит мидраш, что Давид, конечно же, выбрал первый вариант – попасть в одиночку в руки врага.

Сказано в книге Шмуэля (2, 21:15): «… и устал Давид. А в Нове (т.е. при искуплении греха Давида в Нове) Йишби, который из потомков Рафы (исполина), у которого копье весом в триста (шекелей) медных, опоясан был новым (мечом) и думал поразить Давида».

Йишби был одним из трех братьев Голиата, который искал возможности отомстить Давиду за смерть брата. И однажды он смог подстеречь Давида, когда тот остался один. Йишби был под стать своему убитому брату, и в поединке с ним у Давида не было никаких шансов, и об этом говорится в стихе: «… и устал Давид». Но вовремя подоспевший Авишай сын Цруи, который был одним из руководителей армии Давида и отвечал за личную охрану царя, вмешался в бой. Сказал ему Давид, что он сам должен выпутаться из этой ситуации, потому что все, происходящее с ним сейчас – это приговор Свыше. Но Авишай не стал смотреть со стороны, как погибает его царь и поразил Йишби. Как сказано: «Но Авишай, сын Цруи, помог ему (Давиду) и поразил Пелиштимлянина и умертвил его. Тогда люди Давида поклялись ему, сказав: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтоб не погасил ты светильник Израиля».

Давид остался жив, но он не выдержал испытания, как потребовал от него Всевышний, а это значит, что в силу должен был вступить второй вариант искупления – гибель потомков Давида.

Спустя восемь поколений после тех событий произошла трагедия с потомками Давида – преступная Аталья, дочь злодеев Ахава и Изевели, захватила власть в Иудее и стала уничтожать потомков Давида, приказав отравить их. Но остался в живых Йоаш, отпрыск Давида, которого не смогли отравить – он был младенцем и питался молоком кормилицы. Первосвященник Йеояда прятал Йоаша шесть лет в Святая Святых, после чего вернул власть дому Давида, казнил нечестивую Аталью и усадил на престоле Йоаша.

Если гибель потомков Давида была искуплением за его проступок, то почему все же остался один отпрыск? Поясняют наши мудрецы, что Всевышний никогда не посылает наказание большее, чем заслуживает человек, лишь мера за меру. Тогда, во время резни в городе Нов, чудом остался в живых Эвьятар, сын первосвященника Ахимелеха. Поэтому и Давиду Всевышний оставил Йоаша.

Известно, что наши праматери и многие из праотцев были бездетными по своей природе. Например, говорится о Саре, что она родила, не имея возможности родить, что произошло чудо, и появилась у нее утроба. Но если от наших праотцов зависела цель мироздания, то почему было так устроено, чтобы они могли родить лишь с помощью чуда?

Сказано о царе Давиде, от которого должна была произойти династия царей, положившая начало роду Машиаха, что душе его вообще не были уготованы годы жизни, и что Адам, когда Всевышний показал ему возвышенную душу Давида, пожертвовал тому от своей жизни семьдесят лет.

То же было и с Боазом – если бы не поспешил и не женился на Рут без промедления, не смог бы зачать род Давида и Машиаха, потому что умер в ночь после свадьбы.

Далее на протяжении веков было несколько случаев, когда искра дома Давида почти угасала, и если бы не чудо, не осталось бы от дома Давида живого ростка. Во времена нечестивой Атальи и во времена разрушения Второго Храма, когда только благодаря просьбе раби Йоханана бен Закая было получено разрешение от Аспасьянуса сохранить жизнь последнему отпрыску дома Давида. Видно из всей истории еврейского народа, что существование дома Давида, являющегося целью мироздания, целиком зависит от чуда, и что естественным путем, без поддержки Небес, духовность существовать не может.


http://www.beerot.ru/?p=53359