Вера — наше наследие и приобретение

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1409
наследие

В Сидуре, в начале утренней молитвы, есть несколько отрывков, которые посвящены нашему наследию. В частности, там сказано: «Замечателен наш удел! Как хорошо наше наследие». А чуть раньше там же сказано: «Мы — народ завета Твоего, сыновья Авраама, которого Ты возлюбил… потомство Ицхака… община Яакова». То, что мы — потомки праотцов — это величайшая часть нашего наследия. Более того, и праведные геры (неевреи, принявшие на себя бремя заповедей) также имеют удел в этом наследии. Читая заново каждый год книгу Берешит, мы должны задуматься над этим. Что значит для нас быть потомками праотцов?

То, что мы знаем о величии поступков праотцов, может показаться для нас недостижимым. Какое это имеет отношение к нам?

В трактате Авот сказано, что наш праотец Авраам был испытан 10 испытаниями и выдержал все. На первое из испытаний есть намек в Торе (об этом не сказано напрямую) в конце главы Ноах.

Там сказано (Берешит, 11:28): «И умер Аран [брат Авраама] перед Терахом, отцом своим, на земле рождения, в Ур-Касдим». Раши объясняет, что в этом месте есть намек на испытания Авраама. Терах пожаловался Нимроду на своего сына Авраама за то, что тот разбил его идолов и высмеял веру в них. За это Нимрод бросил Авраама в печь. Аран при этом выжидал, говоря: «Если Авраам выйдет победителем, я на его стороне. Если Нимрод выйдет победителем, я на его стороне» [речь идет про веру во Всевышнего]. Когда Авраам вышел невредимым из огня, у Арана спросили: «На чьей ты стороне»? Тот ответил: «На стороне Авраама». Тогда его самого бросили в огонь, и он сгорел. «Ур» в названии Ур-Касдим означает «огонь». Таков намек на первое испытание Авраама в Торе.

О втором испытании Авраама в Торе написано прямо (Берешит, 12:1): «Иди себе из земли своей, из земли отца своего – на землю, которую укажу тебе».

Далее (Берешит, 12:10) Тора говорит о следующем испытании — голоде в Кнаане. Поясняет Раши, что тяжелый голод был послан именно на землю Кнаан ради того, чтобы испытать Авраама, не усомнится ли он в повелении Творца покинуть землю своих предков и переселиться на новое место. Причем голод, о котором шла речь, не был просто недостатком каких-то отдельных продуктов. В буквальном смысле не было пропитания, не было никакой еды.

Повеление переселиться на землю Кнаан Всевышний сопроводил многими благословениями (Берешит, 12:2): «И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое… И благословляться будут тобой все семейства земли [речь идет про особое влияние праведника на то место, в котором он находится]». Но на деле получилось вроде бы с точностью до наоборот. Голод был именно на той земле, куда привел его Творец.

По Раши (Рамбан приводит другое мнение) испытание состояло в том, чтобы подчинить себя воле Творца. Сейчас земля, на которую Всевышний привел Авраама, непригодна, и нужно временно спуститься в Египет. Но и в Египте ситуация ничуть не улучшается — жена Авраама попадает в гарем к фараону. Но все это не только не поколебало, но и укрепило веру Авраама во Всевышнего.

И вот Творец посылает Аврааму испытание, которое, по словам Раши, было равноценно всем остальным вместе взятым.

Творец повелевает Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака. И это — то самое потомство, которое обещает Сам Творец! То потомство, которое унаследует землю! Для понимания тяжести этого испытания стоит привести сказанное в книге «Зоар». Когда Всевышний говорит принести в жертву «[сына], которого ты любил», все силы любви, которые есть в мире, воплотились в Аврааме. Это была совершенно непостижимая любовь, которая могла быть у отца по отношению к своему сыну. Само имя «Авраам» имеет в основе слово «ав» — отец. В момент, когда Всевышний приказывает принести в жертву Ицхака, в Аврааме пробуждается максимальная любовь, которая только может быть у отца к сыну.

И даже более того. Сам Авраам десятки лет объяснял людям греховность человеческого жертвоприношения! Пишет Хатам Софер (см. «Беерот Ицхак» №202-203), что Авраам и Ицхак, постигнув сокровенные тайны жертвоприношений, понимали полную бессмысленность принесения человека в жертву. И вот всё, чему Авраам обучал других, вроде бы разрушено в один момент. Причем это — повеление Самого Творца! Что теперь будет с теми обещаниями Всевышнего, если он принесет в жертву своего сына?

Что оставалось Аврааму в тот момент? Авраам, несмотря ни на что, продолжает верить в добро Всевышнего, продолжает полагаться на Него! Творец — источник жизни, а Его воля — истинная жизнь. Это, может быть, легко сказать, но насколько тяжело это было на самом деле. В Аврааме раскрылось то совершенное знание, о котором сказано в 30 главе Теилим — хаим би-Рецоно, «жизнь в Его воле». Он достиг этого уровня, пройдя все 10 испытаний, каждое из которых — в той или иной форме — было испытанием веры.

Но как все это касается нас с вами? Настоящее богатство — мидат а-битахон, качество уверенности и упования на Всевышнего.

В трактате Макот сказано, что пророк Хавакук поставил всю Тору на одну основу (см. Хавакук, 2:4): праведник верой своей будет жить. Сам этот стих можно объяснить по-разному. Дадим простое объяснение этой важной основы. У нас есть уникальное богатство, которое нам дано — это жизнь. Наш учитель рав Моше Шапиро в своих уроках говорил, что настоящая жизнь никогда не прерывается.

Источник этого богатства — в словах пророка Хавакука, которые мы привели. Вера человека – это его жизнь, в этом мире и в мире грядущем. Когда Всевышний испытывал Авраама, на первый взгляд, казалось, что Он хочет забрать то, что составляло жизнь нашего праотца — жену, любимого сына и наследника. Даже физическое существование Авраама подвергалось опасности (в испытании с Нимродом). Но на самом деле эти испытания лишь укрепляли веру Авраама, и таким образом он обрел истинную, вечную жизнь.

Когда мы говорим, что исполнение всей Торы зиждется на одной основе — «праведник верой своей будет жить» — это означает, что потенциальная сила веры является уделом каждого еврея.

Это не является особым достоинством наших праотцов или великих мудрецов Торы — это то, на чем надо построить свою жизнь каждому из нас. И то, о чем мы говорили в начале, упоминая слова молитвы про наш удел и наследие, касается не только Земли Израиля или тем более физических богатств. Есть гораздо более важное, вечное наследие, которое никогда не покинет нас.

Это те достоинства веры праотцов, которые есть у каждого из нас и у праведных геров, которые приходят в наш народ. В каждом из нас заложена потенциальная сила веры Авраама. И сейчас, читая книгу Берешит, мы взращиваем в себе эту веру. Корни этой веры заложены в нас самих — нужно лишь взрастить их. Когда наш учитель рав Шах ощущал, что ему нужно укрепить себя в вере (а это на самом деле нужно каждому из нас) — он обращался к книге Берешит.

Сказано, что деяния отцов — знак для потомков. Кроме того, сказано, что каждый должен спросить себя: когда мои поступки достигнут уровня поступков праотцов.

Казалось бы — кто мы такие, чтобы рассуждать так? Но на самом деле в каждом из нас есть их великое наследие, которое мы должны раскрыть и развить в себе. Один из способов раскрытия — чтение книги Берешит.

Когда мы учимся на примерах наших праотцов, когда мы видим, как жили и как живут великие мудрецы Торы, это пробуждает в нас то самое великое наследие — нашу веру. Это великое наследие мы должны не просто пробудить, но и приобрести заново. Что значит приобрести? Известно, что Земля Израиля — наше наследие от праотцов. Это определяет наше право на нее. Тем не менее мы знаем, что, когда Йеошуа перешел через Иордан, он захватил Святую Землю силой. Этот захват не был приобретением чего-то нового — наш народ, по сути, вернул то, что ему принадлежало по праву наследства. Но в тот момент проявились два аспекта — наследие и приобретение.

Так и вера, которая досталась нам от великих праотцов, нуждается в «приобретении» — непрерывной и глубокой работе над собой с нашей стороны.

В какой-то мере нам легче, чем праотцам — их вера приобретена тяжелейшей работой над собой. Наша является наследием. Величайшее богатство, которое есть у человека — истинная жизнь — приобретается только в заслугу истинной веры. И это то, ради чего каждый из нас должен тяжело работать, и к чему мы должны стремиться, каждый год заново открывая книгу Берешит.

Подготовил: Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=48440