Возрождение общины

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1819

Испытание поколения

Всевышний приказал Аврааму принести Ицхака в жертву. На первый взгляд, этот приказ противоречит Его обещанию дать Аврааму потомство, ведь на момент жертвоприношения у Ицхака потомства еще не было.

«Ор а-Хаим» пишет по поводу жертвоприношения Ицхака удивительную вещь, касающуюся каждого из нас. Пока Ицхак не был вознесен на жертвенник, у него не могло быть детей! До жертвоприношения у него отсутствовала духовная сила, ответственная за продолжение рода. Только пережив вознесение на жертвенник, он получил эту силу и смог иметь детей.

Мы думали, читая Хумаш, что повеление Всевышнего принести Ицхака в жертву противоречит Его же обещанию о потомстве. Но на самом деле все «с точностью до наоборот». Жертвоприношение дало ему возможность иметь потомство.

Часто нам представляется, что мы приносим напрасные жертвы, что в том месте, в котором мы находимся, ничего хорошего для нас быть не может, и вдруг выясняется, что именно здесь нас ожидало спасение и благословение.

У каждой общины – свои испытания. Единственный способ успешно их преодолеть – это цельное и самоотверженное исполнение воли Творца. Но дурное начало не дремлет, пытаясь сбить нас с толку. Оно убеждает нас, что мы напрасно теряем жизнь, напрасно жертвуем собой. Мы должны понимать, что, выбирая путь исполнения воли Творца, мы не теряем жизнь. Мы обретаем жизнь! Это важное правило, проверенное жизненным опытом.

Зачем нужны разные ешивы?

Наши праотцы – Авраам, Ицхак и Яаков были «главами ешив». Про Яакова сказано: «Человек цельный, сидящий в шатрах». Что значит «сидящий в шатрах»? Тогда все жили в шатрах, переезжая с места на место вместе с шатром. Яаков же «сидел», то есть сидел и учился. А почему «в шатрах», а не «в шатре»? Объясняет Раши, что здесь говорится о двух шатрах – шатре Шема и шатре Эвера. В книге «Шаарей Ора» объясняется, что речь идет о шатре Авраама и шатре Ицхака. И все равно непонятно. Был дом учения Шема и Эвера, в котором Яаков учился четырнадцать лет, когда убежал от Эсава. Один дом учения. Почему говорится о двух шатрах? Почему нужно разделять между шатром Авраама и шатром Ицхака?

Попробуем объяснить это на примере следующей истории.

Всевышний сделал нашему народу большое чудо. Перед катастрофой был подписан пакт Молотова-Риббентропа, согласно которому при разделе Польши между Советским Союзом и Германией небольшой ее кусочек, включающий в себя город Вильно (принадлежавший Польше), был отдан Литве. Как если бы тигр со львом задрали овцу и, поделив ее, бросили кусочек мяса кошечке. Что это было? Принципы гуманности? Погоня за справедливостью? Очень странный момент в истории. Однако мы знаем, что даже в страшное время сокрытия Лика Творца, во время Катастрофы, Всевышний продолжает управлять миром. И это странное событие оказалось спасением для еврейства Торы. Как только стало об этом известно, все ешивы, оказавшиеся на Советской территории, подчиняясь распоряжению главы поколения гаона рава Хаима Озера Городзенского, бросили все и перебрались в Вильно. Так началось известное спасение ешивы Мир.

Но дело в том, что в Вильно и до приезда тысяч ешиботников были проблемы с пропитанием для мира Торы. А приезд сильно эту проблему усугубил. И тогда у кого-то возникла идея. Объединить все ешивы вместе, организовать одну огромную столовую. Накормить всех таким образом будет проще и дешевле. Эту идею изложили раву Хаиму Озеру. Он сказал: «Ни в коем случае. Каждая ешива должна существовать сама по себе. У каждой ешивы – свой духовный облик, который она не должна потерять». Надо понимать, что рав Хаим Озер был человеком очень ответственным. Мы ни в коем случае не должны думать, что он сказал что-то вроде: «Я считаю, что неправильно объединять ешивы вместе, а как вы их накормите – это ваши проблемы». Насколько он чувствовал ответственность за ешиботников, можно видеть на примере следующей истории.

Когда ешива Мир получила визы в Японию, Россия предложила им приобрести билеты на поезд Вильно-Владивосток по ценам «Интуриста» – 100 долларов за билет. Откуда у голодных ешиботников такие деньги? И тогда рав Хаим Озер, который был тяжело болен, начал писать письма в Америку с просьбой прислать деньги. Видя, как ему тяжело, ему предложили просто продиктовать содержание писем. Рав Хаим Озер сказал: «Нет. Если они увидят мой почерк, они отреагируют иначе». Так получилось, что письма достигли адресатов после смерти рава, о которой в Америке уже знали. Получив эти письма, они действительно смогли собрать большие суммы, которые спасли ешиву Мир и другие ешивы.

Рав Хаим Озер и при жизни, и после смерти нес бремя поддержки Торы. Он понимал всю серьезность положения, и все же считал очень важным сохранить индивидуальность каждой ешивы. У каждой ешивы есть свое лицо. Есть ешива Авраама, и есть ешива Ицхака.

Нам не так сложно это понять, если мы вспомним, что Авраам был колесницей качества хесед — добродеяния. Именно через него в мире хесед Творца раскрылся наиболее полно. Вся его Тора была построена на раскрытии этого качества. У каждого качества есть своя Тора. Согласно Торе Авраама, он обязан был бежать, чтобы оказать гостеприимство трем бедуинам. Это была Тора Авраама. В «Эшет Хаиль» говорится: «Тора хеседа на языке ее». Есть такое понятие – Тора хеседа.

В свою очередь через Ицхака раскрылось качество суда. Тора Ицхака учит, как ни на йоту не отступить от воли Творца.

И сегодня мы видим, что существуют разные ешивы. Есть ешивы, в которых больше внимания уделяется скрупулезному выяснению деталей законов. А есть ешивы, которые делают акцент на других моментах. При этом понятно, что и те, и другие собираются соблюдать законы Торы. Но это – разные ешивы.

Ешива Авраама и ешива Ицхака существовали одновременно и находились в одном месте, но это были две разные ешивы. Яаков учился в них обеих. Более того, в этом же месте находился дом учения Шема и Эвера, как пишет Маарша (конец первой главы трактата Мегила).

Давайте объединим комментарий Раши и комментарий «Шаарей Ора», которые, конечно же, оба истинны и не противоречат друг другу. Яаков, который сидел в шатрах Шема и Эвера, получил и Тору Авраама, и Тору Ицхака. Он собрал все учения, которые тогда существовали – Тору Шема, Тору Эвера, Тору Авраама и Тору Ицхака. Линия Яакова – средняя линия между линией хеседа и линией суда. Линию Яакова часто называют «линией Торы» — она всеобъемлющая, и дает взвешенное (с разных позиций) решение. Это — основа Торы, полученной нами на горе Синай.

Нужны ли «русские» ешивы?

Здесь я хочу коснуться одной важной темы, которая имеет отношение к нашей русскоязычной общине. Мы уже в течение многих лет наблюдаем процесс возрождения русскоязычной общины. До этого наша община пребывала в состоянии клинической смерти. Были великие люди в еврейском народе, которые были убеждены, что русскоязычное еврейство потеряно навсегда. Не все так считали. Но я помню, когда я был мальчиком, мы не знали ни о Торе, ни о Всевышнем ничего. Живя в Советском Союзе, я не мог себе представить, что там могут быть религиозные евреи. Когда я познакомился с равом Ицхаком Зильбером, это было как откровение. Казалось, что такого вообще не может быть.

Наши праотцы были главами ешив. Гмара говорит, что ешивы существовали на протяжении всей истории еврейского народа. Нет истории еврейского народа без ешив. Это значит, что наша возрождающаяся община – община потомков Авраама, Ицхака и Яакова – должна заново построить ешиву.

И тут есть тонкость. Это принципиальный момент, хотя в отношении него мы не всегда обладаем свободой выбора. Я изначально никогда не был сторонником «русских» ешив. Во всяком случае, здесь, в Израиле. Я объясню, почему.

Есть, например, ешива вижницких хасидов. У них есть своя традиция изучения Торы. У них есть свой ребе, великий в Торе. Есть ешива гурских хасидов, и многие другие… Все это – общины с богатой традицией изучения Торы и служения Всевышнему. У всех них есть «колодцы мудрости», есть откуда черпать. Это не значит, что нельзя черпать из других кашерных источников. Те, кто стараются все время духовно расти (бней алия), к какой бы общине они ни принадлежали, — черпают мудрость отовсюду. Но важно, что у них есть возможность черпать мудрость из своих собственных источников.

Наша русскоязычная община пережила тяжелейший отрыв от еврейства, — откуда же нам черпать? Есть ли у нас свои русские источники мудрости? Почти все мы являемся выходцами из восточной Европы – Литвы, Украины, Беларуси. Там было множество богатых традициями общин. Там были «колодцы мудрости» ашкеназского еврейства. Но не русского. Русских источников еврейской мудрости не существует. Зачем же делать русскую ешиву? Только потому, что на большее мы не способны? Нам необходимо влиться в израильские ешивы, а не оставаться в своей скорлупе!

Много лет назад, еще до того как мы организовали русскоязычное отделение «Ешиват а-Ран», мне предложили возглавить русскоязычный колель, нашли для этого спонсоров. Я предложил реализовать этот проект в рамках израильской ешивы, вместе с израильтянами. Они не согласились. Предлагали должность, зарплату – при условии, что это будет отдельный колель для русских аврехов. Я отказался — принципиально.

У земли Израиля есть огромное достоинство. Здесь собрались евреи со всех концов мира. Литовские, хасидские, сефардские, йеменские… И нам есть, чему друг у друга поучиться. Такое возможно только в земле Израиля. Где бы еще выходцы из Алжира учились в литовских ешивах? Где бы еще наши литовские дети ходили на хасидские субботние застолья (тиш), имея возможность почувствовать особый духовный свет хасидских дворов?

Если мы хотим вернуть ешиву в нашу общину, мы в первую очередь должны прилепиться к лучшим израильским ешивам. Мы говорили о четырех ешивах, в которых учился Яаков. Наша великая святая Тора очень многогранна, очень широка и глубока. Чтобы удостоиться многих граней в Торе, надо черпать из разных мест. Нам не надо создавать свою русскую ешиву на пустом месте. Всегда можно найти выход. Так сделала московская ешива «Торат Хаим», привезя в Москву ивритоязычных преподавателей и раввинов. Несомненное достоинство этой ешивы в том, что ее ученики продолжают учебу в лучших израильских ешивах.

Возрождение общины

Когда мы по-настоящему прилепимся к израильскому миру Торы, у нас появится свой мир Торы, на уровне израильского. Я объясню, как это работает. Есть русскоязычный аврех, учащийся в израильской ешиве. Он, с одной стороны, находится на уровне израильской ешивы, а с другой, владеет русским языком и обладает сердцем и головой, которые дают ему возможность понять тех, кто пока еще не вошел в мир израильских ешив. Таким образом, он может помогать им, наставлять их, связывая русскоязычную общину с израильской ешивой.

Это касается еще одной темы. Темы воспитания наших детей. У меня как-то состоялся разговор с одним русскоязычным раввином из Лейквуда. Он хотел помочь русскоязычным семьям в Лейквуде в вопросах воспитания детей, создав для этого отдельную организацию. Я сказал ему, что это неправильно. Надо помочь детям из этих семей влиться в мир Торы в том месте, где они находятся, будь то в Израиле, в Америке, в Швейцарии (если в том месте, где они находятся, существует мир Торы, в противном случае – это уже другая проблема…)

Слава Б-гу, в последние сорок лет Всевышний удостоил нас увидеть исполнение пророчества, мы видим, как евреи возвращаются к Творцу. В Израиле их – десятки тысяч. И сегодня можно найти баалей тшува в лучших израильских ешивах и колелях. Однако есть проблема. Есть баалей тшува, которые всю жизнь так и остаются баалей тшува. Поймите меня правильно, всю жизнь делать тшуву – это замечательно. Но я сейчас говорю о тех, кто так и не влился в мир Торы. О тех, кто остался в стороне. Это проблема. Сделать тшуву – значит, вернуться к первоисточнику, прилепиться к Нему. Влиться в мир Торы. Не обязательно становиться аврехом. У меня есть знакомые работающие баалей тшува, которые прекрасно влились в мир Торы. Они учатся несколько часов в день, но так учатся, чтобы стать бен Тора. Один мой знакомый работает инженером в корпорации ITT в Америке и учится восемь часов в день. Это не все могут. Но четыре часа учебы вполне можно себе позволить. Это принципиальная вещь, важная для нас и для наших детей. Чего мы хотим от наших детей? Чтобы они влились в лучшие ешивы, или остались людьми второго-третьего сорта? На самом деле, самый простой способ для нас прилепиться к израильскому миру Торы – это послать наших детей в лучшие израильские ешивы. Они прилепятся к миру Торы, а через них и мы. Но это требует от нас самоотдачи. Хорошие ешивы – переполнены. Там большой конкурс. Там никого не уговаривают поступить именно к ним. И появляются мысли, что, может быть, это и не нужно, может быть, можно отправить сына в ешиву послабее… И это плохо.

Нам необходимо позаботиться о своих детях, если у нас есть дети соответствующего возраста, и о чужих, если есть возможность им помочь, чтобы они влились в лучшие израильские ешивы, школы, семинары. Это требует от нас мотивации и денег. Чтобы дети преуспели, надо нанимать для них частных преподавателей. Не все это понимают, и меня это просто поражает. Есть уже организации, которые готовы оплачивать частных преподавателей для наших детей. А родители не понимают, зачем это нужно, считают, что дети и так справятся. Это – колоссальная ошибка. Это – беда.

Всевышний говорит Аврааму, что Он собирается уничтожить Сдом. Зачем Он об этом сообщает? Потому что Авраам наставит своих детей идти путями Творца.

Самый лучший способ для нас наставить наших детей идти путями Творца – это помочь им влиться в лучшие израильские ешивы и семинары. Конечно, кроме того, необходимо их воспитывать. Но это – очень важный момент, и он требует от нас большого желания, много времени, денег и молитв. Это сказано в Талмуде прямым текстом (Бейца, 16а).

Следует помнить, что расходы на обучение детей Торе утверждены для нас в Йом Кипур, и они – вне годового бюджета. Я это проверил на себе. Был период тяжелого финансового положения. И в этот период один из моих сыновей в хедере отставал в учебе. Я нанял ему преподавателя. Потом я проверил. Это не нанесло никакого вреда нашему бюджету. Расходы на преподавателя были немалые, но общая картина бюджета осталась той же.

У каждого из нас есть ответственность за себя и за свою семью, кроме того, все мы ответственны друг за друга, за всю нашу общину. Мы должны вернуть наших детей в ешиву и вернуть, тем самым, ешиву в нашу общину.

Наши праотцы создали первую ешиву. Традиция ешивы передается из поколения в поколение. И силы зла все время пытаются нам помешать. Мы были оторваны от ешивы десятки лет. Сейчас у нас есть шанс вернуться. И мы должны к этому стремиться всеми возможными способами, чтобы стать достойными потомками наших праотцев.

В наших молитвах мы говорим: «Б-г наш и Б-г отцов наших». Есть понятие «Заслуги отцов». Мы должны учиться у наших праотцев. Мы должны спрашивать себя: «Когда мои поступки достигнут уровня поступков моих праотцев?». Возможно ли это? Это тема отдельного разговора. Есть одна вещь, которая возможна. Наши праотцы учили Тору. Мы должны стать достойными потомками наших праотцев, став частью ешивы народа Израиля.

Вернемся к началу нашего разговора. Есть испытание — для многих наших братьев очень тяжелое: отправить сына в ешиву или в учебное заведение, совмещающее изучение Торы и светские предметы. Отправить дочь в семинар «Бейт Яаков» или в колледж с обманчивой приставкой «хареди». На нас как на родителях лежит огромная ответственность — что выбрать для наших детей. Тора заповедует нам выбрать жизнь. Мы думаем, что, отправляя детей в ешиву, мы приносим их в жертву! Но на самом деле мы таким образом даем им жизнь (да и самим себе)! Наш учитель Хазон Иш говорил, что девушка, принимая решение выйти замуж за ученика ешивы, считает, что жертвует этим миром ради будущего мира. Но это ошибка! На самом деле таким образом она обретает и этот мир тоже.

Подготовила г-жа Хана Берман


http://www.beerot.ru/?p=44297