Духовная работа в дни эпидемии

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1624
К нашему сожалению, эпидемия коронавируса в Земле Израиля не закончилась, а в других странах ситуация еще хуже.

Мы — верующие евреи, души которых получили Тору на горе Синай. Мы знаем, что у всех бедствий, постигающих еврейский народ, есть духовные причины. Это зло в нас самих, зло, принесенное в мир нашими предками и предыдущими воплощениями наших душ. Причиной эпидемий является зло, которое есть в нас, и наилучшее излечение – это исправление зла.

Попытаемся сопоставить написанное в Торе с окружающей нас обстановкой. Наш народ читает сейчас книгу Бемидбар. В ней описывается пребывание нашего народа в пустыне, когда мы объединились вокруг построенного Мишкана (переносного Храма).

Именно в этот период в нашем народе проявляются различные духовные изъяны, сопровождающиеся реакцией Всевышнего.

Сказано в главе Беаалотха: «И говорила Мирьям и Аарон против Моше, что до жены (из) Куша, которую он взял…» (Бемидбар, 12:1). За неподобающие слова в адрес Моше рабейну они наказываются на месте: «И воспылал гнев Г-спода на них, и Он ушел». Объясняет Раши: «Сообщив им об их проступке, подверг их нидуй — отдалению» (Бемидбар, 12:9, Раши там). Причем Мирьям получила еще и тяжелое наказание, назначаемое Всевышним за злословие: «И облако отошло от шатра, и вот, Мирьям покрыта язвами цараат, как снегом» (Бемидбар, 12:11).

В главе Шлах рассказывается о грехе разведчиков, за который наш народ был наказан изгнаниями — на многие поколения, вплоть до наших дней (Бемидбар, 13:1-14:25). Кроме того, само поколение пустыни было наказано за этот грех тем, что не вошло в Землю Израиля (Бемидбар, 14:26-38).

Далее, в недельной главе Корах рассказывается, как земля поглотила общину Кораха, выступившего против Моше, а также погибли все, кто принес воскурение на жертвенник вопреки воле Всевышнего (Бемидбар, 16:23-35).

Рав Шмуэль Бурнштейн из Сохачева, автор «Шем ми-Шмуэль» (см. «Беерот Ицхак», №217) пишет, что правление Всевышнего еврейским народом в пустыне было правлением великого милосердия. Но этим оно не исчерпывалось. Мы видим, вместе с тем, как строго наш народ наказывался в пустыне прямо на месте за противодействие воле Всевышнего. В наших святых книгах есть понятие «правление эпохи поколения пустыни». Речь идет о форме правления Всевышнего, ярко проявившейся именно в этот период. Проявления Его милосердия и Его гнева происходили сразу же, — как по отношению к конкретным людям, так и ко всему еврейскому народу.

Когда наш народ принял участие в раздоре Кораха, Всевышний сразу сказал о тяжком наказании (Бемидбар, 17:9-10): «И говорил Г-сподь Моше так: “Удалитесь из среды этой общины, и я истреблю их мгновенно”».

Также сказано о секрете воскурения, который ангел смерти открыл Моше (Бемидбар, 17:11-13): «И сказал Моше Аарону: “Возьми жаровню и положи на нее огонь с жертвенника, и положи воскурение, и неси скорее к общине, и искупи их, ибо вышел гнев от Г-спода, начался мор”. И взял Аарон, как говорил Моше, и поспешил в среду общества, и вот начался мор среди народа. И возложил он воскурение, и искупил народ. И стал между мертвыми и живыми, и бедствие прекратилось».

Мы видим, что и наказание, и искупление приходили сразу, на месте. Для нашего народа был очевиден ужас от совершенного греха, ужас отхода от воли Творца.

Недельная глава Бешалах рассказывает о том, как евреи собирали и ели в пустыне ман, посылаемый Всевышним (Шмот, 16:4-36). Сказано в трактате Йома, что каждый получал порцию мана в зависимости от своего духовного состояния. Праведники получали ман при входе в свой шатер, менее праведным нужно было для этого немного поработать, а злодеям приходилось трудиться много времени, чтобы собрать свою меру (Йома, 75а). Таким образом, каждый человек видел реакцию Всевышнего на то, как он живет, и результаты непосредственного наблюдения Всевышнего за ним. И все это происходило ежедневно! Явное правление Творца безусловно способствовало тому, что евреи обретали страх и трепет перед Ним, и исправляли свое поведение.

Это был период явного и ясного правления Всевышнего. Но в этот же период начинается переход к другой форме правления Всевышнего, которое мы называем скрытым правлением. Нецив из Воложина в своей книге «а-Эмек Давар» пишет в предисловии к книге Бемидбар, что эта книга отражает переход от правления Всевышнего путем явления явных чудес к более «естественному» Его правлению с помощью чудес скрытых. При этом элементы открытого правления проявлялись еще в эпоху царей Давида и Шломо, когда было хорошо праведникам и плохо – преступникам. Это не отменяло свободу выбора, но давало людям ориентиры.

Сегодня мы находимся в ситуации почти максимального сокрытия Лика Творца.

Это очень страшная ситуация, когда от коронавируса умирают евреи и неевреи, праведники и злодеи. Мы видим проявление правления Всевышнего в бессилии земных правителей перед пандемией коронавируса и порожденным ею экономическим кризисом. В то же время мы не знаем, что Всевышний хочет от нас в ситуации, когда наказываются и праведники, и злодеи. И эта ситуация – полная противоположность тому, что было в пустыне. Там мы получали тяжелые удары, но всегда знали — за что. Теперь же мы знаем, что Всевышний правит миром и все, что с нами происходит – это от Него, но при этом не видим логической связи между нашими поступками и Его реакцией на них. Безусловно, это не освобождает каждого из тех, кто пострадал, от попытки понять, почему, согласно принципу «мера за меру», он был наказан. Однако суть периода сокрытия Лика Творца в том, что в принципе мы можем этого не понять.

Во время Катастрофы величайшие праведники и злодеи оказывались в одной газовой камере, и не было понятно, почему так происходит. То же самое мы видим и сегодня.

Эпидемия поражает представителей разных народов самого разного уровня праведности. У людей появляется ощущения, что «нет Суда и нет Судьи». Это означает не отрицание существования Творца, а большие сомнения в справедливости Его правления.

Источник такого взгляда на правление Всевышнего лежит в истории Каина и Эвеля: «И было по прошествии дней, и принес Каин от плодов земли дар Г-споду. И Эвель, принес и он от первородных стада своего и от их туков. И призрел Г-сподь Эвеля и его дар. А Каина и его дар не призрел. И досадно стало Каину очень, и поникло его лицо… И было, когда они были в поле, и восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его» (Берешит, 4:3-5, 8). Пишет «Таргум Йонатан бен Узиэль», что Каин утверждал при этом, что «нет Суда и нет Судьи» («Таргум Йонатан», Берешит, 4:8). При этом существования Всевышнего Каин не отрицал, ведь он сам был пророком, и Творец говорил с ним.

Когда в мире с особой силой проявляется качество Высшего суда в форме сокрытия Лика Творца, это чревато большой опасностью.

Такая ситуация вместо того, чтобы привести к исправлению, может стать причиной к духовной дезориентации народа. Это особое испытание в эпоху сокрытия Лика Творца. Об этом пишет Рамхаль в своей книге «Даат Твунот». Многие евреи не выдержали этого испытания в период Катастрофы и отошли от Торы.

В этих испытаниях есть особый смысл. Всевышний ожидает от нас духовного укрепления в нескольких аспектах. Внешней ситуации, когда как будто «нет Суда и нет Судьи» необходимо противопоставить сказанное в Торе (Дварим, 32:4): «Твердыня, совершенны Его деяния, все пути Его — правосудие, верен Б-г, и нет в Нем несправедливости, праведен и справедлив Он». Этому очень поможет изучение книги Рамхаля «Даат Твунот». Укрепление нашей веры — величайшее исправление зла в период сокрытия Лика Творца. Мы должны укрепить себя в вере и знании, что духовная причина эпидемии — то самое зло, которое есть в нас, и ради исцеления нужно максимально изжить его из себя. Цельность этой веры проявляется именно тогда, когда логическая причина наказания «мера за меру» скрыта от нас.

Кроме того, Всевышний заповедал нам беречь наши души (Дварим, 4:8,15).

Основной смысл этой заповеди состоит в том, чтобы остерегаться идолопоклонства. В нашей же ситуации речь идет не о идолопоклонстве в его буквальном понимании. Когда в мире явно проявляются разрушительные силы, например, эпидемия коронавируса, они могут вызвать у человека сомнение в абсолютности правления Всевышнего. И здесь нам есть над чем работать. У нас у всех есть что исправлять в себе. Мы должны изживать в себе различного рода зло, и укрепиться в знании того, что только Всевышний правит миром, и даже в сегодняшней тяжелой ситуации Его правление — исключительно к добру. Если мы сможем укрепить себя в этих вещах, то сможем подняться на духовный уровень, на который не могло подняться поколение пустыни, у которого не было таких испытаний. Более того, пишет Рамхаль в «Даат Твунот», что, когда праведник принимает с цельной верой ситуацию «праведник, и плохо ему», — это является величайшим исправлением всего Творения.

Как известно, через 40 дней после получения Торы на горе Синай, которое мы праздновали в Шавуот, 17 Тамуза, были разбиты скрижали.

В нашем календаре вскоре после этого следует 9 Ава, когда был разрушен Храм. В Шавуот мы читали главу Итро, где сказано: «…и пришли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне, и станом стоял там Исраэль против горы». Объясняет Раши: «…и станом стоял там Исраэль — как один человек, единодушно (глагол стоит в единственном числе)» (Шмот, 19:2; Раши там). Мудрецы подчеркивают, что весь народ Израиля был как один человек с единым сердцем («Мехильта», Шмот, 19:2). И это было величайшим единством народа Израиля.

Сказано в Гемаре, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти (Йома, 9б). Маараль пишет в книге «Нецах Исраэль», что единение народа Израиля было основой Второго Храма. Когда же это единение было разрушено, то был разрушен и Храм: «…разрушен Храм из-за беспричинной ненависти, из-за которой разделились их сердца и стали они недостойны Храма, выражающего собой единство Израиля» («Нецах Исраэль», 4). Хафец Хаим в предисловии к своей одноименной книге, причиной разрушения Второго Храма называет злословие, связанное с беспричинной ненавистью.

В период кризиса, связанного с коронавирусом, когда люди теряют уверенность в завтрашнем дне, их привычный мир рушится, ухудшаются межчеловеческие отношения.

Дело в том, что скрытое правление Всевышнего с помощью качества Суда вызывает разделение людей. Известно, что о разделении высших и низших вод во второй день Творения, связанный с качеством Суда, не сказано «ки тов — что хорошо» (Берешит,1:6-8).

Именно в этот период всеобщей напряженности, когда несовершенство человеческого характера проявляется ярче, между людьми увеличиваются споры «не во имя Небес».

И сегодня нам необходимо побуждать себя укреплять истинный мир в народе Израиля. Как нам сейчас не хватает того единства, которое было в нашем народе при получении Торы! Нам всем нужно стараться оправдывать, а не обвинять других, думать о людях хорошо, особенно о праведниках. Это чрезвычайно актуально в условиях, когда многие склонны искать «виноватых» в эпидемии и т. п. На самом деле этого необходимо всячески избегать. Нужно пытаться всеми силами думать о наших братьях хорошо, и искать способы оправдывать их, а не обвинять. Это будет величайшим исправлением греха беспричинной ненависти, ставшего причиной разрушения Второго Храма. Здесь очень важно знать, что возможность исправить грех по-настоящему предоставляется нам именно в условиях испытания, когда у нас много «причин» для беспричинной ненависти.

Таким образом, у нас сейчас есть несколько тяжелых испытаний.

Одно из них – это сокрытие Лика Творца, когда нам особенно важно понимать, что только Всевышний правит миром. Причем недостаточно просто понимать это. Необходимо жить с этим, как с единственным и естественным пониманием окружающего мира. Второе – научиться думать о людях хорошо даже в условиях, которые подталкивают нас к обратному. У каждого главы поколения есть свой особый вклад в воспитание нашего народа. Особый вклад учителя и наставника нашего народа, рава Гершона Эдельштейна, состоит в том, что он постоянно подчеркивает важность и необходимость думать и говорить о других хорошо, научиться даже тогда, когда у нас есть много причин для плохих мыслей о других, не делать этого.

Я надеюсь, что, если мы, с Б-жьей помощью, удостоимся этого исправления и исправления многих других наших грехов, это приблизит приход Машиаха, и в мире цельно раскроется Лик Творца не в форме наказания, а в форме блага. И дай Б-г, чтобы это произошло вскорости, в наши дни.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=52444