Жизнь по Торе и события вокруг поджога в Кфар Дума — По материалам уроков рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1975

Помните благословение, данное Яаковом Йосефу? Ункелус говорит, что Йосеф заслужил это благословение тем, что исполнял Тору в изгнании. Причем Йосеф соблюдал заповеди не только во время своего пребывания у Потифара, но и в темнице, и в должности правителя Египта. Египетское царство, которое порабощало Йосефа, а затем дало ему огромную власть, безусловно, противостояло воле Творца. Поэтому исполнение Йосефом Торы является великой заслугой.

Исполнять Тору можно в условиях любых испытаний, ведь весь наш мир создан Творцом. При этом он создан так, что сокрытию лика Творца в нем противостоит свет Торы, который это сокрытие может существенно облегчить. Тора – источник творения нашего мира и постоянного правления Творца в нем. Поэтому любые, даже самые тяжелые испытания, которые встречаются на жизненном пути, посланы нам ради того, чтобы в силу нашего исполнения Торы, мы имели силы устоять.

Важно знать, что в Торе есть наставления по поводу поведения в любой жизненной ситуации. Нет никакой необходимости в заимствованиях «со стороны». Нужно просто уметь выучить из Торы то, что в нее заложено. Раши приводит мидраш на начало главы Берешит: «Всевышний смотрел в Тору, и творил мир». Это означает, что Тора изначально представляла собой замысел Творца по построению мира. И создан мир был таким образом, чтобы Тора в нем раскрылась, и любое правление в этом мире базировалось на решениях в соответствии с Торой.

У человека часто есть субъективное ощущение, что все проблемы решаемы, кроме его собственных проблем. Он способен потерять веру и уверенность в Творце, ощутить себя в тюрьме, из которой невозможно выбраться. Необходимо понять, что все проблемы разрешимы по Торе, а затем, на основе этого знания, строить свою жизнь. Приведем стих, на котором построена вся книга «Даат Твунот»: «Узнай и обрати к своему сердцу, что Всевышний – Б-г на небе и на земле, и нет другого». Четырехбуквенное Имя, которое мы перевели, как «Всевышний», означает, что Он был, есть и будет Создателем, Властителем и Источником всего. Когда наш народ увидел на горе Кармель, что Всевышний принял жертву пророка Элиягу и отторгнул приношения жрецов Баала, все евреи несколько раз произнесли: «Авая У а-Элоким». Имя Авая (Б-г Сущий) означает, что Тот, Кто создал этот мир, правит им постоянно. И все, что есть в этом мире, подвластно только Ему. Необходимо постичь, что в этом мире нет ничего такого, на что бы воля Творца не распространялась. Это означает, что и наши проблемы даны нам Всевышним, чтобы мы могли их решить в соответствии с Его волей. Это должно быть не философской концепцией, а неотъемлемой частью нашей жизни. Постоянное стремление постичь волю Творца и ожидание Его помощи являются основой нашего существования, источником жизненных сил.

Жизнь Йосефа – это образец того, какой должна быть жизнь нашего народа по Торе в изгнании. Речь идет о скрытом соблюдении Торы Йосефом, о котором упоминает Ункелус. Есть такой вид раскрытия Торы в человеке, который совершенно незаметен извне. При этом, жизнь человека полностью подчинена ей. И это – огромная сила, которую мы получили от Йосефа. Для скрытого соблюдения Торы необходимо ее знание и выработка в себе даат Тора путем постижения воли Всевышнего в каждой конкретной ситуации. Наиболее близкий к нам пример реализации этого мы можем найти в книге рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем». Это книга – о полноценной жизни по Торе во тьме советской России.

Когда-то у одного из моих учеников был эрусин в доме рава Авраама Купермана и его супруги. Там присутствовал и рав Ицхак. Когда я говорил там об изучении Торы, в условиях опасности для жизни, рав Ицхак сделал мне замечание. Он сказал, что запрещено идти на жертвы там, где это не вызвано необходимостью. Надо понимать, когда от нас требуется самопожертвование, а когда оно нам запрещено, и когда не необходимо, но желательно. Быть религиозным евреем означает жить по воле Творца. А для этого нужно трудиться над ее постижением. И если воля Творца в данный момент в том, чтобы съесть свинину, и, благодаря этому, выжить, то нужно ее выполнять.

Есть история об одном из раввинов Праги. Как известно, перед Песахом наши ненавистники часто использовали против нас «кровавый навет». Это ложное обвинение в использовании крови христианских младенцев для выпечки мацы. Рав Эльханан Вассерман пишет, что «кровавый навет» – это наказание по принципу «мера за меру» за то, что братья Йосефа окунули его одеяние в кровь козленка и показали отцу. Так вот, пражский раввин перед Песахом увидел, что к его дому приближаются погромщики, и обнаружил в доме подброшенный сосуд, наполненный кровью. Незаметно вынести его из дома уже не было возможности. Тогда он выпил эту кровь.

Ворвавшись, погромщики крови в доме не обнаружили. В течение нескольких минут раввин принял алахическое решение, что ради спасения жизни ему разрешено и необходимо выпить эту кровь. Это называется даат Тора, то, что дает нам силу осветить Торой все стороны нашей жизни во тьме изгнания. Но для этого нам необходимо построить Дом учения внутри самих себя. Безусловно, Всевышний помогает людям, живущим по Его воле, даже если они мало знают. Но проблема в том, что дурное начало мешает исполнять Тору до конца, если человек не трудится постоянно над Торой и она не направляет его помыслы.

Наши мудрецы завершили шестую главу Пиркей Авот очень важными словами. Сказано там о Торе: «В пути твоем направит тебя». Когда человек впитывает Тору в себя, живет и дышит ею, Тора направляет его. Это не значит, что перед каждым своим поступком он должен перечитать весь «Шулхан Арух». Знание Торы, которое он уже впитал в себя, удерживает его от нарушений и направляет по верному пути. Точно так же, как Яаков направил Йеуду в Египет, чтобы тот основал там Дом учения, нам необходимо построить Дома учения внутри себя.

Рава Ицхака Зильбера наставлял и учил его отец, рав Бенцион Хаим. Одним из его наставлений было изучать Талмуд минимум по два часа каждый день. Имеется в виду серьезное изучение Гемары с комментариями, а не быстрое чтение. Папа рава Ицхака знал, где растет, и где будет жить его сын, но он настоял на этих двух часах потому, что необходимо, чтобы Дом учения сформировался внутри человека. Если этого нет, и мышление не направляется Торой, человека очень легко сбить с верного пути. Даже человека праведного можно сбить с толку религиозными чувствами и вещами, которые на первый взгляд кажутся заповедями.

Йосеф показал нам пример скрытого исполнения Торы. У меня был интересный разговор с равом Ицхаком Зильбером лет тридцать пять назад. Дедушка моей жены рав Шломо Файвел Любошиц был в очень тяжелом состоянии. Это было в Суккот. Мы приехали на праздник к родителям жены, чтобы помочь им. Мой тесть позаботился о суккеПо букве закона она была кошерной, но у меня уже были более строгие требования. Я пожаловался раву Ицхаку на эту ситуацию. Он улыбнулся и сказал, что не фокус исполнять Тору, когда для этого есть все условия. Нужно уметь это делать даже, когда их нет. Жизнь по Торе требует много сил, воли и желания. И когда они есть, Всевышний помогает постичь, как жить по Торе в каждой конкретной ситуации.

Из этих примеров мы должны выучить очень важный принцип. Он состоит в том, что единство Творца раскрывается в том, что в Торе есть ответы на вопросы о поведении в самых тяжелых и некрасивых ситуациях. И когда в таких ситуациях раскрывается свет Торы и проявляется единство Творца, происходит величайший кидуш Ашем (освящение Имени Творца).

Есть одна важная и актуальная для нашего народа тема. Речь идет о еврейском царстве, которого мы ожидаем с приходом Машиаха. Что такое еврейское царство, мы можем понять, глядя на царства Давида и Шломо. И здесь важно вспомнить известное место из книги Дварим, где говорится, что от царя требуется написание особой книги Торы, которую он должен читать постоянно. Что имеется в виду? Как известно любому думающему человеку, живущему по Торе, не все и не всегда можно спросить у раввина. Бывают ситуации, когда нужно принять решение в течение считанных минут, и раввина за это время найти невозможно. Именно такие ситуации требуют, чтобы Дом учения был внутри нас. А для этого нужно трудиться над Торой с максимальными усилиями. Поймите правильно: необходимо задавать вопросы мудрецам Торы, не полагаясь на самих себя. Но, тяжело трудясь над Торой, и, при этом, имея привычку спрашивать у своих учителей, человек постепенно обретает собственное понимание Торы. Это понимание поможет ему принять правильное решение в ситуации, когда спросить будет не у кого.

Когда Всевышний дал нам заповедь о царе, Его замысел заключался в том, что еврейский царь является раскрытием царства Творца в этом мире, а не противопоставлением Ему земного царства, как мы видим на примере четырех царств наших поработителей. Их царства противостоят царству Творца в этом мире. Царство же, которое должны построить цари из рода Давида, должно раскрыть власть Творца в этом мире следующим образом: царь будет идеальным примером изучения и исполнения Торы и жизни по ней, а также страха и абсолютного самоуничижения перед Творцом. Царь продемонстрирует всем, что он – никто перед Всевышним, и все его правление – это раскрытие воли Творца. Для этого нужно, чтобы царь был пропитан Торой от начала и до конца. Поэтому наши великие цари были величайшими мудрецами Торы. Возможно, это вас удивит, но нашим первым царем был Моше, а вторым – Йеошуа бин Нун. И они были началом цепочки передачи Торы из поколения в поколение. Цари Давид и Шломо были величайшими мудрецами Торы.

Есть еще одна актуальная и болезненная тема, которой я хочу коснуться. То, что сейчас происходит на Святой Земле – это большая проблема. Но это еще и «лакмусовая бумажка» другой проблемы, гораздо более широкой и глубокой. Сейчас в средствах массовой информации обсуждается тема пыток подозреваемых в убийстве в Кфар Дума. То, что я слышал и видел по этому поводу в религиозных средствах массовой информации, вызывает у меня необходимость высказаться по этому поводу. Я не буду сейчас касаться сути самого этого дела. Но в обществе, в том числе и в обществе религиозном, идут споры о том, можно ли их пытать людей в соответствии с законами государства. Меня просто возмущает такая постановка вопроса! Что значит «законно»!? Законно с точки зрения юридического советника правительства?! Я не знаю такого закона. У нас есть только один закон – это закон Торы. По закону Торы признание человека не является доказательством его вины. Речь идет даже не о признании под пытками. По закону Торы признание еврея вообще не является основанием для наказания! Какое имеет значение, законно ли это с точки зрения юридического советника правительства Израиля?! Это не наши еврейские законы, не законы Торы. Так для чего рассуждения о том, «законно» это или «незаконно»? Тем более, что буквально на днях одного из подозреваемых освободили из-под ареста, не сумев собрать против него улик.

То, что народы мира считают признание основанием для наказания, является причиной пыток во всех поколениях. К Торе споры на эту тему никакого отношения не имеют. И то, что евреи, на нашей земле живут не по Торе – это наша великая боль.

В начале статьи мы говорили о Йосефе, как о примере исполнения Торы в изгнании. Проблема изгнания, в котором мы находимся – это не только вопросы «заставят или не заставят?» или «посадят или не посадят?». Это еще и опасность впитать в себя идеи и подходы к проблемам из окружающего нас общества. И это – наша страшная проблема. Эта проблема касается, в том числе, и религиозной прессы. Когда люди живут в атмосфере рассуждений, законно ли это по нееврейским законам, они уходят от вопроса о том, законно ли это по законам Торы. Какое нам вообще дело до того, законно ли это по их законам? Мы не собираемся эти законы нарушать, но при этом должны знать, что для нас есть только закон Торы.

Когда мы живем в изгнании в других странах, мы руководствуемся правилом «дина де-малхута – дина» (закон царства – закон). У этого правила есть свои ограничения. Если «царство» скажет, что мы должны работать в субботу, мы не должны его слушаться.

«Закон», установленный какими-то людьми, изменяемый раз в несколько лет в угоду очередной «коалиции», который трактуется в любую сторону, – не имеет никакой силы. У нас есть наша святая Тора. Это – воля Творца. У нас есть законы, установленные нашими мудрецами. У нас есть огромная традиция, наша Устная и Письменная Тора. Поэтому вопрос стоит очень просто: правильно это по Торе или нет? Я до сих пор считаю, что никем не доказано, что преступление в Кфар Дума совершили евреи. А с желанием быстрее найти виновных, и отчитаться за это, мы хорошо знакомы по Советскому Союзу. Ведь не раскрытое убийство – это черное пятно на репутации спецслужб и прокуратуры. Поэтому им нужно найти кого-то, кого можно в этом обвинить, и вытащить из него признание. Нам это очень хорошо знакомо.

Еще раз оговорюсь, что никем не доказано, что это преступление совершили евреи. А те признания, которые были, и, возможно, будут, ничего не доказывают в принципе. Но если все-таки допустить, что это правда, то это очень страшно. Тогда сделавший это на языке Торы называется родеф (преследователь), и он навлекает опасность на весь наш народ. По Торе положено судить о евреях в сторону оправдания, если не доказано обратное, в соответствии с ее законами. Поэтому любые признания, а тем более признания под пытками, не имеют никакой силы. Мы должны оберегать себя от того, чтобы окружающий мир не приучил нас думать, что решения в соответствии с его «законом» имеют какой-то вес. Нет у них никакого веса! Мы должны жить, не нарушая местных законов и не вступая в конфликты. Но нам нужно оберегать нашу внутреннюю жизнь по Торе. А по Торе все это – то, что на идиш называется словом гурништ (ничто).

Есть хороший пример, как человек может жить в нашем сегодняшнем изгнании, и при этом оставаться чистым духовно. У меня были очень теплые отношения с покойным равом Шломо Лоренцем. Он был незаурядным человеком. Рав Лоренц более тридцати лет был депутатом Кнессета, но остался кристально чистым человеком. Выглядел и говорил он, как ученик или наставник из ешивы Мир. Когда он умер, я пришел утешить его скорбевших сыновей. Я спросил одного из них, как получилось, что у их отца такие замечательные дети – мудрецы Торы, – несмотря на его работу в Кнессете. Ни для кого не новость, что политика – грязное дело. Лет сорок назад, когда я еще не учился в ешиве, мне довелось видеть по телевизору заседание Кнессета. Меня поразило хамское поведение депутатов. Это – не пример для подражания. Как рав Шломо, ведя там все дела, нужные для мира Торы, остался чистым человеком и вырастил таких детей, как будто он был главой ешивы? Его сын ответил мне: «Мы ничего не знали о его работе». Это – пример великого умения оградить себя от чуждых влияний на собственный духовный мир.

Каждую неделю мы благословляем наших детей стать такими, как Эфраим и Менаше. Их сила была в том, что, хотя они выросли в Египте, Йосеф воспитал их по Торе. Для того, чтобы в Египте воспитать детей в традициях дома Яакова, нужна была огромная духовная сила.

Необходимо понимание того, что дела еврейской страны должны вестись по Торе. Тора – всеобъемлюща. Она дает ответы на любые вопросы каждому из нас, и всему народу в целом, в любой возможной ситуации. Беда нашего сегодняшнего изгнания в Святой Земле в том, что мы находимся под властью людей, очень далеких от Торы. Наши мудрецы говорили, что последнее и самое тяжелое для нашего народа изгнание – это изгнание евреев среди евреев. Самое страшное, когда философию этой власти впитывают люди, носящие кипу.

Нам нужно понимать, что у проблем еврейской страны и у наших личных проблем есть только одно решение. Это – жизнь по Торе. То, что это не так, должно вызывать у нас боль. Проблема в том, что мы привыкли к этому. Когда религиозные люди рассуждают о том, законны или не законны пытки узников, исходя из решения юридического советника правительства, мне больно от того, что такой вопрос может возникнуть у религиозного еврея! Если подозреваемые по еврейскому закону имеют статус родеф(преследователь), то этот статус может присвоить никак не прокуратура, не юридический советник правительства и не ШАБАК. В нашей же ситуации не может быть никакого законного разрешения.

Каждый из нас должен построить Дом учения, с помощью которого можно будет постигать Тору. Это касается всего нашего народа. Наши мысли должны проходить сквозь призму Торы, чтобы мы могли увидеть мир ее истинным взглядом. В своих поступках мы должны руководствоваться истинным постижением Торы. И это – личный Дом учения для каждого из нас.

Еврейским царством должен править царь, который постоянно учится и советуется с великими мудрецами Торы. И это является упреком людям, которые считают, что общественные обязанности освобождают их от обязанности учиться. Ведь у еврейского царя было много общественных обязанностей. Сказано в Писании: «Мною (Торой) цари будут править». Есть необходимость в том, чтобы в управлении нашим народом всегда раскрывалась Тора и воля Творца. И это – истинное еврейское царство.

Чем шире будет распространяться свет Торы из Домов учения внутри и вокруг нас, тем легче нам будет соблюдать ее в нашем изгнании, и тем быстрее придет Машиах, который это изгнание завершит.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=22919