Излечение духовное и физическое

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1938
излечение

События, которые вокруг нас происходят (в частности, пандемия новой разновидности так называемого коронавируса), соответствуют недельным главам Торы, которые мы читали во время начала эпидемии.

Каждая из этих глав в той или иной мере касается темы излечения от болезней.

Сказано в главе Бешалах: «Если будешь прислушиваться к гласу Г-спода, Б-га твоего, и то, что прямо в Его глазах, делать будешь, и будешь внимать Его заповедям и соблюдать все Его законы, то все болезни, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя; ибо Я, Г-сподь — твой целитель» (Шмот, 15:26).

Темы излечения дважды касается и глава Итро, которая описывает подготовку к получению Торы на Синае и само получение.

Сказано там: «И сказал Г-сподь Моше: “Иди к народу и святи (готовь) их сегодня и завтра… И чтобы готовы были они к третьему дню, ибо в третий день низойдет Г-сподь на глазах у всего народа на гору Синай”» (Шмот, 19:10-11, Раши там). Объясняет Раши, что «на глазах (на виду) у всего народа» указывает на то, что среди них не было ни одного слепца, ибо все исцелились от слепоты («Mexильтa»).

Далее сказано: «И весь народ, видят они голоса и пламя». Объясняет Раши со ссылкой на «Мехильту», что это учит: не было среди них ни одного слепца. А откуда (известно) что не было среди них немого? Поэтому сказано: «И возгласили они, весь народ». А откуда известно, что не было среди них глухого? Поэтому сказано: «Сделаем и будем внимать» (Шмот, 20:15, Раши там).

Таким образом, к моменту получения Торы все увечные в народе Израиля были исцелены. Это объясняется тем, что в момент максимального раскрытия цельности Всевышнего, которое произошло при получении Торы, нет места для физического и духовного ущерба.

Рав Яаков Ицхак Горовиц (Хозе из Люблина) говорил, что Шаббат недельной главы Торы Итро равен по своей значимости и святости Шавуоту, празднику дарования Торы.

В эту субботу можно, как и в Шавуот, постичь многие высоты Торы. Рав Элимелех Бидерман поясняет: следует верить, что всё, что касается дарования Торы — вечно и относится ко всему году (а не только к какому-либо определённому дню), но с особой силой это проявляется из года в год в субботу, когда мы читаем недельную главу Итро, и в праздник Шавуот.

Рав Ицхак Зильберштейн рассказывал, что его тесть, рав Эльяшив, да будет благословенна его память, сказал однажды больному, что «подобно тому, как во время дарования Торы все больные излечились, эта сила действует из года в год. Можно просить у Г-спода Б-га излечения всех болезней, даже таких, которые считаются неизлечимыми». Спросил у него больной: «Когда можно удостоиться этого?» Рав Эльяшив ответил: «В то время, когда читают Десять Речений».

В главе Мишпатим говорится: «И если вступят в ссору люди, и ударит человек ближнего своего камнем или кулаком, а тот не умрет, но сляжет; если поднимется и будет ходить на (прежней) опоре — силе своей, то свободен ударивший; только (за) вынужденное безделье даст и рапо йерапе (то есть оплатит лечение)» (Шмот, 21:18-19). Из этих слов наши мудрецы делают вывод, что Тора дает врачу решут (разрешение) и силу лечить. Далее там сказано: «И служите Г-споду, Б-гу вашему, и Он благословит твой хлеб и твои воды, и устраню недуг из твоей среды» (Шмот, 23:25).

В связи с этой темой хочу привести здесь два высказывания из Письменной и Устной Торы.

Казнь вшами в Египте тамошние жрецы назвали «перстом Всевышнего», так как они знали, что у колдунов нет власти над такими маленькими созданиями, как вши (Шмот, 8:15).

Кроме того, в трактате Гитин приводится история о том, как гордыня римского императора Тита, разрушившего Храм, привела его к иллюзии, что ему удалось убить Всевышнего. Тит был из великих преступников, знавших о существовании Творца и бунтовавших против Него. Когда же во время путешествия Тита на корабле в Рим началась сильнейшая буря, он в своей гордыне заявил Всевышнему, что Его сила действует только на море, но не на суше. В ответ на это Всевышний на суше наслал на Тита комара, который проник в его мозг и после долгих мучений привел Тита к смерти (Гитин, 56б).

Эту историю я хочу объяснить словами рава Меира Симхи из Двинска (автора «Ор Самеах»). В своей книге «Мешех Хохма» он приводит замечательные слова великих ранних мудрецов-каббалистов: «Предшествующие (мудрецы) говорили, что Его бесконечная цельность не имеет изъяна. Если скажешь, что есть у Него сила в вещах безграничных, но нет — в вещах ограниченных, то ты приуменьшаешь Его цельность» («Мешех Хохма», Берешит, 1:1).

Что касается человека, то его бессилие в тех же самых ограниченных вещах (не говоря уже о вещах глобальных) наиболее ярко проявляется в проблеме созданных Всевышним аномальных клеток онкологических образований.

Хочу объяснить это на своем личном опыте. В свое время мне пришлось побывать в одном из крупнейших американских онкологических центров при больнице того же профиля на Манхеттене. Это огромный исследовательский институт. Меня поразило, что этот огромный медицинский центр был абсолютно бессилен перед аномалией мельчайших клеток человеческого организма, посланной Всевышним. Химиотерапия, радиотерапия и оперативное хирургическое вмешательство, – всевозможные удары по организму с целью убить опухоль были абсолютно бессильны изменить развитие клеток.

Рав Моше Шапиро говорил о такой отличительной черте нашего времени, как всеобщая самоуверенность и наглость, основанные на успехах научно-технического прогресса. Человек, не отличающийся умом и деловыми качествами, может сегодня управлять вещами с мобильного телефона и воображать себя всесильным. В этой ситуации появляется новый коронавирус, с которым человечество ничего не может сделать.

Вывод, который мы должны для себя сделать из этого: человек должен знать свое место по отношению к Всевышнему.

Нужно научиться этому у египетских жрецов, которые увидели перст Всевышнего в казни вшами. Нужно услышать слова Творца, сказанные Титу о том, что у Него есть маленький комар, способный доставить злодею большие страдания. Несмотря на кажущееся сегодня всесилие человека, вся его физическая жизнь от начала и до конца – дар Всевышнего, и находится в Его руках.

Мы не задумываемся о том, как перевариваем пищу, как работают наше сердце и голосовые связки. Свое тело мы получили в качестве прекрасно работающей машины. Этой машиной управляет большая часть человеческого мозга без всякого участия нашего разума – так же, как это происходит у неразумных животных. И это — великий дар Всевышнего.

От нас при этом требуется одна вещь: склонить голову перед Ним и признать, что только Он и властвует над всем, и только Его воля правит миром. Когда же мы начинаем воображать себя всесильными, нас ставят на место.

Безусловно, у нас есть разрешение и обязанность заниматься лечением и профилактикой заболеваний.

Медицина достигла больших успехов во многих вещах, и я ею не пренебрегаю. Но при этом мы должны понимать одну вещь: все успехи медицины описаны в Торе в недельной главе Мишпатим в двух словах: «Лечащий излечит» (Шмот, 21:19). Гемара делает из этих слов вывод, что врачу даны Свыше решут (разрешение) и сила врачевать (Бава Кама, 85а). Но эта сила дана ему именно Всевышним.

Есть два вида лечения.

В отношении медицинского лечения, право и силу на которое Всевышний дал человеку, мы все должны осознавать, что оно не излечивает причины болезней в корне. Сила на кардинальное излечение болезни есть только у Всевышнего. Недельные главы Бешалах и Итро, а также вторая цитата из главы Мишпатим говорят об абсолютном излечении, исходящем из Высшего духовного корня, а первое приведенное нами место из Мишпатим – о частичном и несовершенном медицинском лечении в этом физическом мире. При этом я не отрицаю важности и необходимости пользоваться достижениями медицины. Но гораздо более важно нам всем удостоиться духовного излечения, исходящего от Всевышнего, и того, чтобы Он оградил нас от всех болезней.

Мы говорим в благословении «Ашер Яцар»: «Рофе коль басар (излечивающий все живое)». Всевышний дает излечение каждой плоти.

Чудесная система самозащиты организма непрерывно защищает нас от всякой заразы. Это относится к категории так называемой ашгаха клалит (общее наблюдение и забота Всевышнего о Его творении).

Однако есть еще уровень ашгаха пратит (персональное наблюдение и забота Всевышнего).

Это проявляется более на уровне «Рофэ холей амо Исраэль» («Излечивающий болезни народа Своего, Израиля») и, безусловно, зависит от праведности, духовного уровня, труда над Торой и уровня мидат а-битахон (уверенности человека в помощи Всевышнего).

Есть известное высказывание Хафец Хаима времен Первой мировой войны: «У каждой пули есть адрес». Имеется в виду не «обратный адрес» того, кто выстрелил, а сам Всевышний. В не меньшей мере это касается вирусов, микробов и всех болезней. У каждой из них есть свой адрес!

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=50542