Испытание коронавирусом

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1598
испытания
Посвящается возвышению души Гениха бен Яакова

Испытания и горести — ступени духовного роста

Вопрос, который звучит сегодня практически везде: «Когда, наконец, закончится эта пандемия коронавируса и все, что с ней связано»? Между тем, у этой страшной ситуации есть один очень важный для нас аспект. Переживаемый нами сейчас период ценен: он дает нам возможность сделать то, что в другое время мы сделать не сможем. Тем самым мы обратим зло в добро, что является основной идеей сотворения нашего мира.

В нашей письменной и устной традиции народ Израиля часто сравнивается с плодом оливкового дерева. Мудрецы объясняют, что получить масло из оливок можно только путем сильного давления и перемалывания. У оливкового масла есть множество достоинств, например, сказано в Талмуде, что употребление оливкового масла в пищу прибавляет мудрость (Орайот, 13б). Мудрецы говорили, что наш народ уподоблен оливкам потому, что вся внутренняя красота нашего народа проявляется именно в периоды, когда нас «давят» и «перемалывают» страдания и испытания. Разумеется, это не означает, что мы должны эти испытания для себя искать. Просто нужно знать, что Всевышний дает их нам для нашего же блага.

Бедствия, с которыми мы сталкиваемся, будут великим даром Всевышнего, если мы сможем, с Его помощью, обратить в добро окружающее нас зло.

Если бы наш великий учитель рав Ицхак Зильбер не оказался в ситуации тяжелейших гонений на евреев, соблюдающих Тору, он не удостоился бы такого величия в молитве, в Торе и в добрых делах. (У нас нет здесь возможности по-настоящему оценить это.)

Безусловно, я желаю всем только добра в сегодняшней тяжелой ситуации. Но мы должны знать, что эта ситуация дает уникальную возможность построить себя. Мой учитель, глава ешивы Тифрах гаон рав Авиэзер Пильц, сказал, что мы должны так же перевернуть самих себя, как Всевышний перевернул мир пандемией коронавируса.

Мы сейчас приближаемся к Шавуоту – празднику дарования Торы. В связи с этим напомню один аспект получения Торы на Синае. Сказано в трактате Шаббат: когда Всевышний открылся на Синае еврейскому народу и давал Десять заповедей, то при произнесении Им каждого из первых двух речений душа оставляла каждого человека из нашего народа, и Всевышний вновь возвращал ее (Шаббат, 88а). Рав Моше Шапиро пояснял причину: души не соответствовали Торе Всевышнего. А души, которые Всевышний возвращал им теми же речениями Торы, были другими, полностью преображенными.

Есть ситуации, когда человек живет жизнью, противоречащей Торе. При этом для него отказаться от своей «свободной» жизни — подобно смерти, поскольку в существование другой полноценной жизни он не очень верит. И он с тоской ожидает смерти привычного ему жизненного уклада потребления материальных удовольствий. Однако истинная жизнь – это присоединение себя к воле Творца.

Сегодня Всевышний говорит с нами очень «громко». И Его явное послание нам таково: невозможно дальше жить так, как мы жили еще три месяца назад.

Нужно изменить себя. И в этом изменении заложена огромная жизненная сила. В Пасхальной агаде приведены слова пророка Йехезкеля: «В крови твоей жить будешь» (Йехезкель, 16:6). Здесь имеется в виду кровь пасхальной жертвы и кровь обрезания. Нашим предкам нелегко было отказаться от привычного и ставшего «родным» египетского образа жизни. Делая это, они «резали по живому». Это же касается и нашего поколения, когда мы были «привязаны» к русской культуре больше самих русских. Но только так можно обрести настоящую жизнь. Речь идет о прекращении той жизни, где мы полагались на счет в банке, и обретении новой жизни, в которой мы будем полагаться только на Всевышнего. По сути, это и есть переход к истинной жизни от духовной смерти.

Сегодня все озабочены тем, что будет с мировой экономикой и поддержкой ешив. Между тем, от нас сейчас требуется только одно: наше обращение к Всевышнему с верой, молитвой и исполнением Его воли. И это то самое скрытое добро, которое заключено в выпавшем на нашу долю испытании. Но получение этого добра зависит от нашего выбора. Можно, конечно, надеяться как-то переждать все это, надеяться вернуться обратно в столь привычную жизнь. Все, что делает Всевышний — ради народа Израиля и ради раскрытия Его Царства. Неужели кто-то может всерьез думать, что замысел появления коронавируса — в том, чтобы мы просто его переждали?! Нам необходимо изменить себя. И у каждого из нас есть то, что нужно изменить в себе в лучшую сторону. Сделав это, мы извлечем для себя большую пользу из нынешней бедственной ситуации.

На трех вещах стоит мир

Сказано в Пиркей Авот (1:2): «Шимон а-Цадик (был из последних (мужей) Великого собрания. Он говорил: “На трех вещах стоит мир: на Торе, на служении (Б-гу) и на добрых делах”». Как и в предыдущей мишне, здесь говорится о периоде восстановления еврейской общины на Святой земле после тяжелейшего периода разрушения Первого Храма и Вавилонского изгнания (Пиркей Авот, 1:1). Фактически, речь шла о прочных основах еврейского мира, заново построенного взамен разрушенного. И этими основами мужи Великого собрания назвали Тору, служение (сейчас для нас это молитва) и добрые дела. Наши комментаторы указывают, что речь идет не только о большом мире, но и о «малом мире» – отдельном человеке. Каждый из нас должен построить свой мир – собственную личность на этих основах. Я хочу коснуться некоторых аспектов этого в обстановке болезней, смертей и сопутствующей им паники, – атмосфере эпидемии коронавируса.

Тора

Итак, первое, на чем стоит мир – это Тора. Рав Хаим Озер в предисловии к своей книге «Ахиезер» говорит о тогдашних тяжелых временах – о периоде между Первой и началом Второй мировой войны, обильном бедами. Тогда казалось, что не время заниматься открытиями в Торе. Рав Хаим Озер пишет: именно это на самом деле очень важно. Дело в том, что труд над Торой во все без исключения периоды жизни нашего народа служит источником жизненных сил. Есть известные комментарии к Торе, написанные в ночь перед казнью их авторов инквизицией.

Сегодня нам нужно вновь построить на основах Торы наш общий большой мир и малый мир каждого из нас.

Да, еврейский мир полон ешив и колелей. Но сегодня, в условиях эпидемии коронавируса, практически все ешивы закрыты. Рав Хаим Каневский боялся этого больше, чем самой эпидемии. Бейт мидраши, которые никогда не пустовали, сегодня опечатаны. Это страшное зрелище. Оно напоминает мне сказанное в книге Эйха: «Опустела гора Цион, лисицы бродят по ней» (Эйха 5, 18-19). Что мы можем сделать в данной ситуации? Мы можем молиться о возвращении нашему народу синагог и ешив, причем не только на Святой земле. Именно потому, что полноценный голос Торы сегодня почти замолчал в домах учения, стал особенно важен индивидуальный труд над Торой каждого из нас. Мы можем и должны полноценно учиться дома, по телефону, с собственными детьми и т. п.

Мы не должны волноваться за Тору Всевышнего в целом. Это Его «зона ответственности». Но Он дал нам возможность удостоиться внести свой вклад в строительство здания Торы.

Раши в своем комментарии к недельным главам Ваехи и Ве-зот а-браха указывает, что изучение Торы испокон веков строилось на «договоре Иссахара и Звулуна» (Берешит, 49:13; Дварим, 33:18. Раши там). Сказано: «Радуйся, Звулун, при выходе твоем, и Иссахар в шатрах твоих» (Дварим, 33:18). Раши: «3вулун и Иссахар заключили договор: 3вулун жил на побережье и выходил на судах в море; занимаясь торговлей, он зарабатывал трудами своими и давал пропитание Иссахару, а тот сидел и занимался Торой. 3вулун назван перед Иссахаром (хотя он младше его), потому что своими познаниями в Учении Иссахар обязан 3вулуну».

Сегодня Звулун – это еврей, который по-настоящему ценит и уважает Тору и материально поддерживает своего брата, посвятившего изучению Торы жизнь. Сегодня мы находимся в ситуации, когда поддержка изучения Торы находится в опасности. Одно из основных мест материальной поддержки Торы – это США. Ситуация с коронавирусом там катастрофическая. Мы в этой ситуации должны не думать о получении денег от наших американских братьев, а молиться о том, чтобы Всевышний избавил их от страшного мора.

Это касается и многих мест на территории бывшего СССР, последние годы ставших милостью Всевышнего местами материальной поддержки Торы. Эпидемиологическая ситуация в России гораздо тяжелее, чем это слышно из официальных реляций. Кроме того, многие вопросы, связанные с этой поддержкой, решались путем личных контактов, которые теперь невозможны из-за карантина.

Еще одной проблемой, которая может отразиться на материальной поддержке Торы, является резкое ухудшение экономической ситуации в мире. Всевышний может и сам поддержать Свою Тору, но Он заповедовал евреям делать это. А нам сейчас выполнять эту заповедь очень непросто. Кроме того, есть важное правило, сформулированное равом Яаковом Галинским: все, что делает Всевышний — к лучшему, но каждый конкретный еврей, столкнувшись с бедой другого, должен думать не об этом, а о том, как помочь товарищу. Поэтому на всех нас лежит обязанность подумать о том, как поддержать изучающих Тору.

В Торе есть особая заповедь помочь человеку, которому угрожает критическая ситуация, банкротство и падение.

Тора заповедовала нам помочь ему до наступления этой ситуации. Раши пишет, что если человек упадет, то тогда поднять его на ноги будет гораздо тяжелей. Сейчас необходимо оказать особую поддержку колелям, ешивам и отдельным лицам, изучающим Тору, чтобы они не упали и не закрыли святые книги. Мы должны обратить особое внимание на то, чтобы наши дети учили именно Тору.

Для наших праведных женщин очень важно удостоиться грядущего мира, предоставляя возможность своим мужьям продолжать изучать Тору и заботясь об учебе своих детей. В связи с этим приведу здесь одну историю. Некая женщина пожертвовала или завещала деньги на то, чтобы основать дом учения в Ковно, из которого впоследствии выросла ешива Слободка. Рав Шах в связи с этим говорил, что вся Тора последующих поколения пошла от учеников великого Сабы из Слободки (его учеником был и папа рава Ицхака Зильбера), и в этом великая заслуга той женщины.

Многие думают, что материальная поддержка изучения Торы осуществляется за счет маасера (десятой части дохода) очень богатых людей. Но это происходит иначе. В книге «Зоар» образно объясняется, как именно Звулун материально поддерживал Иссахара: вынимал из своего рта и вкладывал в рот Иссахара. То есть это были не излишки и не маасер, а средства, необходимые самому Звулуну для пропитания. Отдавая их Иссахару, он обрел свой Удел в Торе. Воплощение этого принципа в нашей сегодняшней действительности дает нам уникальную возможность построить самих себя, научившись ценить Тору.

Служение

Коснемся теперь второго столпа, на котором стоит мир в соответствии со словами Шимона а-Цадика. Речь идет о служении. Самое простое значение понятия «служение» – это служба в Храме, связанная с жертвоприношением. Цель жертвоприношения – чтобы человек осознал: на месте животного, приносимого в жертву, должен был находиться он сам. В более широком смысле это значит отдать самих себя и все, что нам дорого, Всевышнему, и в силу этого удостоиться Его благословения, источника всех благ.

Но в чем же состоит наше служение сегодня, когда у нас нет жертвоприношений? Нам нужно пробудить в себе стремление вернуть служение в Храм и просить об этом в наших ежедневных молитвах. Кроме того, наши мудрецы говорили, что изучение законов жертвоприношений почти так же важно, как сами жертвоприношения. Но есть еще одна важная часть того, что мы называем служением. Это – молитва. Эта часть служения актуальна всегда, но всеобщее потрясение, вызванное коронавирусом, дает нам возможность переосмыслить нашу молитву.

Человек по-настоящему молится тогда, когда понимает, что не может справиться с бедой самостоятельно.

Мы сейчас оказались в ситуации, когда наше здоровье не в наших руках. Оно и раньше было не в наших руках, но это не было так заметно. Мы видим, что перчатки и маска эту проблему не решают.

У каждого вируса есть «адрес», заданный Всевышним. И если человеку присуждено в Йом Кипур заболеть, то профилактические меры не помогут. Нам тяжело ощущать отсутствие уверенности в собственной судьбе и в судьбе своих близких. Но в любом случае у нас есть возможность изменить положение молитвой.

В нынешней ситуации нам остается учиться, как молиться, даже если мы думаем, что умеем. Чувство тревоги (но не депрессии и подавленности!) в условиях эпидемии этому способствует. Но это самый низкий уровень хорошей молитвы. Ведь он может быть потерян с окончанием эпидемии. Рав Хаим из Воложина пишет в своей книге «Нефеш а-Хаим», что более высокий уровень в молитве «Шмона Эсре» — это молиться не о своих проблемах, а о боли и страданиях Шехины Всевышнего в этом мире. К сожалению, мы далеки от этого уровня.

Сегодня мы должны молиться об исправлении мира, который «бежит» за вещами, бесконечно далекими от воли Творца.

Для этого нужно вдумываться не только в наши личные страхи, но и в состояние всего нашего народа, используя для этого сегодняшнюю критическую ситуацию. Это может помочь нам поднять нашу молитву на такой уровень, который мы сможем сохранить и в дальнейшем. А ситуация сегодня такова, что большая часть нашего народа далека от Торы и какого-либо знания о Творце мира. Прося Всевышнего в молитве «Шмона Эсре» о том, чтобы все зло сгинуло из этого мира, мы должны иметь в виду не только коронавирус, но и различные эпидемии духовного зла. Нам нужно научиться произносить эти благословения с душой. Мы должны молиться о возвращении к Торе не только своих личных врагов, но даже злодеев, открыто выступающих против нее. Нам нужно поднять свою молитву из сферы просьб об удовлетворении наших личных потребностей до уровня просьб о духовном и физическом спасении народа Израиля. Это то, что мы можем сделать сегодня, используя для этого ситуацию шаткости привычного мира в условиях эпидемии коронавируса.

Есть сейчас особая проблема в Израиле, а еще большая — в Америке и Европе. Это закрытие ешив, домов учения и еврейских школ, обучающих жизни по Торе – и это в местах, где так доступны запретные соблазны интернета. Я опасаюсь, что эта «болезнь» унесет гораздо больше жизней, чем коронавирус. Поэтому необходимо молиться за нас самих, наших детей и детей всего народа Израиля.

Добрые дела

Последней из основ этого мира Шимон а-Цадик в мишне назвал добрые дела. Этот пункт также включает в себя и первые два. Рав Моше Хаим Луцатто пишет в своей книге «Месилат Йешарим», что самым лучшим способом научиться нести добро всему Творению является изучение Торы и ее поддержка, так как раскрытие Торой Б-жественного света в этом мире несет все блага.

Когда мы молимся не только о собственном достойном пропитании, но и о таком же пропитании для других, мы также выполняем заповедь о добрых делах.

Человек должен приучить себя к тому, чтобы любить делать добро. В трактате Бава Батра приводится дискуссия по поводу цдаки. «Злодей Турнус Руфус спросил раби Акиву: “Почему ты даешь цдаку? Если бы Творец хотел, чтобы у этого человека были деньги, то Он сам дал бы их ему. Так почему же ты действуешь против приговора Творца? Он хотел, чтобы этот человек был бедняком, а ты дал ему денег”. Ответил ему раби Акива: “Всевышний создал его бедняком для меня — чтобы дать мне возможность помочь ему”» (Бава Батра, 10а).

То есть Всевышний создал бедняков для того, чтобы через нас к ним пришел достаток. Отсюда следует великое правило: если в этом мире мы видим недостатки физические и духовные, мы обязаны восполнить их. Мы должны открыть глаза и увидеть, что окружающий мир просит нашей помощи в его бедах. Мы должны ее оказывать, как помогая страждущим физически, так и молясь за них.

Также приводится в трактате Бава Батра (9а), что когда бедняк просит о помощи, нужно эту помощь ему оказать. Если же ему дать нечего, нужно постараться утешить его. Речь здесь не о том, что можно утешать бедного вместо того, чтобы материально помочь ему. Мы должны выработать в себе привычку поддерживать людей, нести им добро и радость. Особенно это необходимо сейчас, когда в мире страшная эпидемия. Только таким образом мы можем выйти из этого тяжелого испытания с огромным духовным приобретением, которое мы не смогли бы обрести в более спокойные времена.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=51602