Истинная защита народа Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1204
истинная защита

Мы не перестаем удивляться тому, как изменился мир за последние три месяца. Этот «переворот» совершило мельчайшее творение Всевышнего, называемое «коронавирус». Причем это произошло без войн и глобальных природных катаклизмов. В этой ситуации все мы должны благодарить Всевышнего за то, что ситуация в Земле Израиля гораздо лучше, чем во многих других странах. Даже в тех местах, которые считаются более благополучными, процент заболевших коронавирусом гораздо выше, чем в Израиле.

Ради кого происходят чудеса?

Я вижу в этом заслугу многих десятков тысяч евреев, которые самоотверженно занимаются Торой в тяжелой материальной ситуации. В силу их заслуги Всевышний направляет действия правительственных чиновников, принимающих совершенно правильные решения в борьбе с эпидемией. Сказано: «Сердца правителей – в руке Всевышнего» (Мишлей, 21:1).

Рав Ицхак Зэев Соловейчик из Бриска таким объяснял чудеса, которые происходили во время Войны за независимость (см. «В кругу велики», ч. 2, гл. 3): «Невозможно и даже запрещено говорить, что эти чудеса совершены ради… не верящих в Б-га, – ведь они не достойны того, чтобы ради них совершались чудеса. С другой стороны, нельзя также говорить, что это – дело рук Сатаны; ведь он – не что иное, как один из ангелов, и действует только по поручению Святого благословенного. Истина состоит в том, что чудеса сотворены ради спасенного остатка (истинного еврейства) – тех, кто изучает Тору и исполняет заповеди, – ради того, чтобы исполнилось сказанное: “Не забудется (Тора) в устах потомства его” (Дварим, 31:21), чтобы они могли передать Тору дальше, и через них Тора продолжала бы пребывать в народе Израиля».

Тора защищает и спасает

Мы должны благодарить Всевышнего за то, что Он одарил пониманием ситуации тех, кто принимает решения в Земле Израиля в связи с этой страшной эпидемией. Принимаемые в стране на государственном уровне «драконовские» меры в этом направлении признаются совершенно правильными в том числе и зарубежными специалистами.

Сказано в Талмуде: «Хамира саканта ми-исура — остерегаться опасности требуется даже больше, чем запрета» (Хулин, 10а). В связи с этим нужно сказать, что опасность, возникающая в результате нарушения эпидемиологических запретов министерства здравоохранения, многократно увеличится, если эти нарушения станут массовыми. Результат в этом случае может быть очень плачевный. В великой книге «Алахот Гдолот» сказано, что опасность ущерба (даже не смертельного) для многих людей приравнивается к пикуах нефеш (опасности для жизни).

Однако понимание того, что истинная защита народа Израиля — это массовое изучение Торы (в частности, детьми), порождает вопрос: не является ли закрытие ешив еще большей опасностью, чем оставить их открытыми (безусловно, со строжайшим соблюдением всех необходимых предосторожностей). На данный момент в Израиле допускается работа важных для жизни предприятий. Но для жизни нашего народа нет более важного «предприятия», чем изучение Торы! Так я понимаю слова главы нашего поколения, рава Хаима Каневского, да продлятся его годы, о том, что закрыть хедеры и ешивы гораздо опаснее, чем оставить их открытыми. Это то, чего не понимают местные власти!

Искупление грехов

В страхе перед эпидемией есть важный аспект искупления грехов. Страдания искупают грехи. А страх (как страдание) — это легкий способ искупления. Человек испытывает страх перед эпидемией, но в итоге не заболевает. Однако этот страх искупает его грехи. Сказано в Гемаре, что страх из-за плохого сна посылается человеку вместо его осуществления в реальной жизни, поскольку этот страх искупает его грехи сам по себе (Брахот, 55б). Однако это не в полной мере объясняет картину происходящего. Глава нашего поколения рав Гершон Эдельштейн, да продлятся его годы, в самом начале эпидемии в Китае сказал, что все происходящее в мире совершается Всевышним в качестве знака народу Израиля.

Страшные последствия эпидемии коронавируса в США, Италии, Испании и других странах является предупреждением Всевышнего нам. Наш народ сейчас стоит перед непростым испытанием. Вопрос в том, как мы отреагируем на эти события. Либо мы в панике начнем закупать продукты и костюмы химической и бактериологической защиты, либо начнем понимать, что все — от Всевышнего, и все, что Он делает, – к лучшему. Всевышний хочет, чтобы страх вернул нас к полноценному исполнению Его воли.

Тшува — исправление себя

В молитве «Мусаф» на Рош а-Шана и Йом Кипур говорится: «Тшува (раскаяние с исправлением), тфила (молитва) и цдака (помощь нуждающимся) отменяют тяжкий приговор». В понимании того, чем должна быть тшува, я вижу определенную проблему. В ситуации тяжелых испытаний люди часто обращаются к всевозможным сгулот. Речь сейчас идет об истинных сгулот, взятых из Торы. Я не против истинных сгулот, но это не отменяет обязанности проверить и исправить самого себя. Часто говорят, что, когда с человеком происходит что-то нехорошее, нужно проверить мезузы. Однако в Талмуде сказано, что в таких случаях нужно проверить самого себя. Поясню это двумя поучительными историями.

После каких-то трагических событий в городе Модиин Илит к раву Меиру Кеслеру, раввину города, пришли несколько хороших праведных евреев с предложениями по поводу того, что необходимо исправить. Один из них предложил прекратить пользоваться мобильными телефонами в синагогах и домах учения, другой – обратить особое внимание на скромность женской одежды. При этом у первого в семье не было мобильных телефонов, а у второго – проблем со скромностью одежды женщин. Безусловно, это очень правильные и разумные советы. Однако рав Кеслер увидел в этом нечто иное. Он об этом сказал так: «У первого вообще нет мобильного телефона, а жена второго — скромнейшая праведница». Таким образом, предлагая совершенно правильные вещи, каждый из них хотел сказать: «Мне исправлять у себя нечего. Исправляться нужно другим». За правильными идеями рав увидел нежелание искать то, что нужно исправить в самом себе.

Думая о том, что необходимо исправить у других, мы часто откладываем в долгий ящик собственное исправление. Искать в самом себе проблемы и исправлять их – очень неприятное, но необходимое занятие.

Другая история связана с нашим великим учителем равом Аароном Лейбом Штейнманом в последние годы его жизни, когда у него были проблемы с сердцем. В какой-то момент он почувствовал себя плохо, и поэтому к нему срочно вызвали его лечащего врача. Когда пришел врач, рав Аарон Лейб сказал ему, что уже чувствует себя хорошо, поскольку сделал тшуву. То есть, когда у праведника в возрасте около ста лет заболело сердце, он не подумал, что это — просто искупление грехов (своих и всего поколения, хотя такое вполне имело место), не подумал, что это — естественное для его возраста состояние, а искал то, что нужно исправить в самом себе. Никаких поблажек для себя. Это — поразительная вещь!

В опубликованных беседах рава Хаима Шмулевича есть одно очень важное замечание по поводу тшувы. Он приводит две ситуации. Первая – когда человек идет по правильному пути, но у него есть мелкие недостатки, и он их исправляет. Это – истинная тшува. Другая ситуация – когда путь человека неправилен в принципе. Для него истинная тшува — понять, что он идет по неправильному пути, и, что называется, «развернуться».

Сегодня очень важно делать тшуву в том, как мы воспитываем наших детей. Заботимся ли мы о том, чтобы они выросли по-настоящему преданными Торе мудрецами, праведниками и праведницами, или же у нас другие приоритеты в области образования и воспитания? Я думаю, что тшува родителей в этой области очень важна. Когда же родители недооценивают важность воспитания детей в духе Торы, то проблема, в первую очередь, в них самих, а не в детях. В таком случае люди находятся не на пути к истине, а в стороне от него. Необходимо понять, что — основное, а что — второстепенное, и исполняется ли в них сказанное в Торе (гл. Итро): «Народ святой». Они должны вернуться на тот путь, который ведет к духовной цельности, стать живым примером для своих детей. Каждый должен сам подумать о том, для чего Всевышний послал его в этот мир, и что ему необходимо исправить в себе. Принципиальным вопросом является то, соответствуют ли пути каждого из нас путям Всевышнего.

Близок Всевышний ко всем, взывающим к Нему

Второй вещью, отменяющей тяжкий приговор, является молитва. В трактате Шаббат молитва называется хаей шаа (жизнь этого мира). Тора же называется словами хаей олам (жизнь мира грядущего). При этом мы не можем удостоиться Торы без жизни в этом мире. Очень важно для каждого из нас заново прочитать текст молитвы «Шмона Эсре», и задуматься о том, что мужи Великого собрания сочли необходимым включить в ежедневную молитву для всего нашего народа, и сделать это истинным обращением к Всевышнему. Это касается также всех благословений, которые мы говорим. Известно, что во времена царя Давида был тяжелый мор. Ради его прекращения Давид постановил ежедневно произносить сто благословений. Это остановило мор.

Сегодня еврей, живущий по «Кицур Шулхан Аруху», также произносит в день около ста благословений. Вопрос в том, как он их произносит. Нам нужно задуматься, разобраться и понять важность того, что мы просим у Всевышнего, за что Его благодарим и т. д.

В нашей ежедневной молитве мы просим Всевышнего вернуть нас всех к Торе и тшуве. Это очень важно для нас. Мы должны эту важность осознать. Просьба о прощении грехов, также содержащаяся в молитве «Шмона Эсре», жизненно важна для нас. Это же касается всех без исключения благословений, приведенных в этой молитве. Все они, установленные мужами Великого собрания, чрезвычайно важны для всего нашего народа.

Содержащееся в «Шмона Эсре» «Благословение об отступниках» было установлено в более позднее время. Рамбам пишет, что причиной этого установления было то, что это являлось самой большой нуждой еврейского народа.

Недавно в Израиле горстка негодяев пыталась сформировать правительственную коалицию, построенную на ненависти к еврейству. Представители «еврейских» партий, стремящиеся в эту коалицию, ненавидят все еврейское, а представители партий арабских – евреев как таковых. Это коалиция ненависти. Слава Б-гу, у них ничего не получилось. Молиться об этом мы можем и должны в «Благословении об отступниках».

Некоторое время назад издательство «Толдот Йешурун» выпустило в русском переводе книгу рава Шимшона Пинкуса «Врата в мир молитвы». Это очень важная книга. Я много раз видел, как рав Пинкус молился. К нему можно отнести, со скидкой на наше поколение, слова, сказанные царем Давидом о себе: «Я – это молитва».

Мы в прошлом (см. «Беерот Ицхак» №213) уже говорили, что необходимо молиться о том, чтобы не заболеть, пока человек еще здоров. Это касается не только эпидемий. Есть и духовные болезни пострашнее коронавируса. Всевышний послал нам эту эпидемию для того, чтобы мы исправились. Это тоже часть тшувы. Мы должны начать молиться о том, что необходимо каждому из нас и всему народу Израиля, и делать это с должным намерением.

Цдака спасает от смерти

Третьей вещью, упоминаемой в молитве «Мусаф» в Рош а-Шана и Йом Кипур, является цдака. Это очень широкое понятие. Оно упоминается в Мишлей. Там дважды сказано «Цдака спасёт от смерти» (Мишлей, 10:2, 11:4). Один раз имеется в виду спасение от смерти в этом мире, и кроме того, в мире грядущем. Когда человек выполняет заповедь о цдаке, он тем самым несет жизнь нуждающемуся и спасает его от смерти. Смысл слова «цдака» связан со словом «цедек» (справедливый). Цдака — это не милостыня, необязательная для дающего, а то, что он обязан сделать, исходя из Б-жественной справедливости. Великий адмор из Цанз рав Йекутиэль Йеуда Альберштам говорил, что в нашем поколении практически нет голодных, а истинными бедными, нуждающимися в помощи, фактически являются больные. Слова у него не расходились с делами: рав Йекутиэль Йегуда основал больницу «Лениадо» и школу медсестер в Нетании.

Сказано в Талмуде: «Нет бедности, кроме бедности разума» (Недарим, 41а). Оторванность нашего народа от постижения Торы – это колоссальная бедность. Поэтому, когда мы стараемся восполнить нашему народу нехватку постижения Торы, это тоже огромная цдака. И в этом виде цдаки работает принцип «мера за меру»: человек, несущий жизнь другому, также удостаивается жизни.

Хочу коснуться еще одного вопроса, требующего отдельного рассмотрения. Одним из аспектов того, что коронавирус в качестве посланника Всевышнего перевернул мир, является удар, нанесенный по мировой экономической системе.

Меня сейчас волнует не то, что у какого-то миллиардера состояние уменьшится на полмиллиарда. Я опасаюсь удара по тем, кто материально поддерживают Тору, и по тем, кто ее изучает. В последнем случае речь идет уже о потере средств к существованию.

Многие главы израильских колелей и ешив собирают деньги на свои учебные заведения за границей. Собирая деньги, они объясняют чрезвычайную важность изучения Торы для нашего народа. Сейчас это сделать просто невозможно. Сегодня есть опасность того, что какой-то богатый человек, потеряв часть своих доходов в результате экономического кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, может, не дай Б-г, перестать материально поддерживать изучающих Тору. Это очень опасная вещь и для него самого, и для других. Об этом сказано «хахам лев иках мицвот — мудрые сердцем возьмут на себя заповеди».

Проиллюстрирую это историей из жизни одного из сыновей рава Носона Цви Финкеля, великого Сабы из Слободки. Он женился перед Первой мировой войной и, получив хорошее приданное, вложил все деньги в закупки пшеницы. После начала войны цены на пшеницу выросли многократно, и молодой рав Финкель, продав ее, мог бы стать миллионером. Однако он, понимая, что от роста цен на продовольствие больше всего пострадают евреи, изучающие Тору, разделил между ешивами всю купленную пшеницу. За это он удостоился того, что его потомки стали большими мудрецами Торы. Достаточно сказать о его внуке, великом главе ешивы Мир в нашем поколении раве Носоне Цви Финкеле.

Сказано в Гемаре: «Если видит человек, что его (средства на) пропитание сокращаются, (пусть) сделает из них цдаку, и тем более — если они большие».

Далее говорится, что это похоже на ситуацию с двумя овцами, с одной из которых острижена вся шерсть. Когда они переходят реку вброд, неостриженная овца тонет под тяжестью своем мокрой шерсти, а остриженная – спасается. В связи с этим там сказано, что точно так же человек, «отрезающий» от своих доходов и дающий из них цдаку, спасается от наказаний Геинома (Гитин, 7а). Поэтому сегодня очень важно, чтобы все евреи понимали свою ответственность за поддержку мира Торы, и даже в сегодняшних тяжелых условиях постарались не уменьшить помощь ешивам и колелям во избежание ситуации, когда, не дай Б-г, людям, изучающим Тору, будет нечего кушать. Их учеба – это то, что охраняет наш народ.

Дай Б-г, чтобы мы все укрепили себя и своих детей в изучении Торы, и удостоились того, чтобы делать тшуву, хорошо молиться и стараться не уменьшать цдаку, а увеличивать ее и даже больше своих возможностей, особенно поддержку людей, изучающих Тору. Именно в силу их учебы держится этот мир. И дай Б-г, чтобы все мы удостоились спасения, здоровья и блага, и прихода Машиаха уже в этом году.

P.S. Эти материалы были подготовлены еще до того, как тяжкие удары эпидемии обрушились на крупнейшие центры еврейской жизни в США, Франции, Англии и других странах. Очень важно обратить наши сердца и молитвы о спасении наших братьев и всего мира от этой страшной эпидемии.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=50871