Ман в наши дни — За счет чего живет мир Торы?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3253

Тема соотношения усилий между заработком и изучением Торы волнует в наше время многих людей. Многие люди не могут себе представить, как можно работать только 4-6 часов в день, а большую часть времени тратить на изучение Торы. На первый взгляд, резонное замечание, которое при этом высказывается: в наше время нет мана с Небес. Из этого утверждения сразу же выводят, что каждый обязан заботиться, прежде всего, о своем пропитании. Вместе с тем, возникает вопрос: как вообще может существовать мир Торы? За счет чего он существует?

Постараемся ответить с помощью слов Торы и наших мудрецов, а также на конкретных исторических примерах.

Ман – на хранение?

Написано в Торе (Шмот, 16:33-34): «И сказал Моше Аарону: Возьми один сосуд, и положи туда полный омер мана, и поставь его перед Всевышним на все поколения ваши. Как повелел Всевышний Моше, поставил его Аарон перед [ковчегом] свидетельства на хранение». В этих стихах Тора говорит нам о том, что Аарон должен был поставить сосуд с маном в Скинии завета «на хранение» для будущих поколений. То есть, в Святая Святых, помимо Скрижалей завета, должен был также находиться ман. Для чего? Раши объясняет, что, когда, много лет спустя, пророк Ирмияу укорял еврейский народ тем, что они не занимались Торой, ему сказали в ответ: «Если оставим наши труды, и займемся Торой, то чем мы будем питаться?» То есть, уже в поколении пророка Ирмияу звучал этот вопрос! Тогда пророк вынес к ним сосуд с маном, и сказал им: «Узрите слово Всевышнего!» Не «услышьте», а «узрите» – чем питались ваши предки в пустыне. У Всевышнего есть много посланцев (способов) дать пропитание тем, кто Его боится.

В Талмуде в трактате Йома (75а) также рассматривается тема мана. Там разбирается противоречие (на первый взгляд) в стихах Торы, которые говорят о мане. В одном месте сказано, что ман находился прямо перед евреями, в другом – что выходили и его собирали, а в третьем сказано, что для того, чтобы его собрать, нужно было хорошо постараться. Это противоречие Талмуд объясняет так: у нас есть три известные категории людей: праведники, грешники и «средние». Праведники собирали ман у входа в свои шатры. Грешникам приходилось хорошо поработать, чтобы собрать ман. Для «средних» ман не доставлялся ко входу в шатер, но и усилия по сбору не были так велики, как у грешников.

Стоит привести еще несколько интересных и важных деталей, которые непосредственно касаются нашей темы. Во-первых, все путешествие нашего народа по пустыне сопровождалось открытым и явным правлением Творца, и ман – один из его аспектов. Во-вторых, с момента прихода евреев в Землю Израиля, это чудо, вроде бы, прекратилось. Но в реальности – сам способ получения пропитания нашим народом никак не изменился. Оно по-прежнему приходит к нам с Небес, и зависит, прежде всего, от наших усилий ради исполнения воли Творца. Более того, способ получения пропитания праведниками и грешниками – не изменился. Грешникам приходится затрачивать гораздо больше усилий. Тут важно сделать оговорку: это не означает, что праведник будет миллиардером, а грешник – питаться хлебом и водой. Наше время – эпоха сокрытия Лика Творца, и часто бывает, что законченный грешник живет припеваючи. Здесь же речь идет о том, что зачастую праведник получает свою «порциюмана» относительно легко, занимаясь изучением Торы, и не тратя время на заработок. Да, эта «порция» не позволяет купить шикарную виллу, но ее вполне хватает на скромную жизнь. При этом, у грешника могут быть миллиарды, приносящие ему огромные страдания, буквально лишающие его спокойной жизни. Важно оговориться, что отдельная и сложная тема «праведник, которому плохо», как метод правления Всевышнего, в данном случае, нами не разбирается [подробно эта тема разбирается в книге Рамхаля «Даат Твунот»].

Итак, мы видим, что даже несмотря на то, что мана в нашем поколении нет, как не было его и во времена пророков, общие принципы получения пропитания не изменились. Всевышний даже в условиях сокрытия Лика и отсутствия Храма дает пропитание согласно тем же законам, по которым распределялся ман в пустыне. Пророк Ирмияу, который показал евреям сосуд с маном, никого им не накормил. Он лишь показал, что Всевышний не изменил способов получения пропитания в этом мире. Чем более Б-гобоязнен человек, чем больше он полагается на Творца, – тем «легче» ему может доставаться его пропитание. Под «легкостью» здесь подразумеваются, прежде всего, душевное спокойствие и затрачиваемые силы.

Как живет мир Торы в наши дни?

Известно, что большая часть мира Торы в наши дни сосредоточена в Земле Израиля. Несмотря на то, что и в других странах, в частности, в Америке, мир Торы растет, главным местом изучения является именно Израиль. И именно здесь вопрос пропитания для учеников ешив и колелей стоит наиболее остро. С одной стороны – множество явных противников, которые всеми силами стремятся разрушить мир ешив, выступая под лозунгами «перестанем кормить религиозных дармоедов». С другой – мы воочию видим, что изучение Торы в Земле Израиля, слава Б-гу, процветает, и евреи диаспоры, которые стремятся посвятить себя изучению Торы, приезжают именно сюда.

Приведенные выше слова пророка Ирмияу о том, что у Творца есть много посланников (способов), чтобы дать пропитание тем, кто боится Его, в наше время имеют зримое воплощение в Земле Израиля. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, мир ешив и колелей существует и растет. Разница лишь в том, что ман в пустыне был открытым чудом, а в наше время все это чудо скрыто.

Иногда кажется, что способ спасения и поддержки мира Торы выглядит весьма неоднозначно… Известный пример – спасение ешивы Мир в годы Второй мировой войны. Казалось бы, что хорошего в том, что группа евреев оказалась на территории, контролируемой союзником гитлеровской Германии, вдали от семей, в полной изоляции и неведении? Разве это оптимальный и логичный способ, чтобы спасти Тору ешив довоенной Европы и передать ее будущему поколению? А ведь это – далеко не все подробности. Даже с учетом того, что оккупированный Шанхай оказался спасительным местом для ешивы, как содержать учеников в годы войны? Как обеспечивать им пропитание? Оккупированный японцами Шанхай буквально голодал во время войны, но это чудесным образом не коснулось ешивы. На фоне окружающего населения, ученики ешивы Мир, были неплохо обеспечены пропитанием. Совершенно очевидно, что рав Калманович из Америки, который взял на себя заботу о ешиве, как и те, кто ему помогали, были посланниками Творца, которые обеспечивали пропитание ученикам ешивы Мир, как говорил об этом пророк.

Важно отметить, что их деятельность в годы войны была незаконна – они переправляли средства в Японию, которая находилась в состоянии войны с Америкой. По американским законам это было строго запрещено – экономические отношения с врагом. Такая поддержка была опасна и для тех, кто ее оказывал, и для самой ешивы. Японские власти поставили перед главой ешивы, великим равом Хаимом Шмулевичем непростой вопрос: на что вы живете? Ответ на этот вопрос – в словах пророка Ирмияу, которые приводит Раши: у Творца есть множество способов обеспечить пропитание. Иногда эти способы нам кажутся совершенно противоестественными и нелогичными. Но это не отменяет того, что получение пропитания миром Торы – это исполнение замысла Творца, который в пустыне был воплощен в мане.

Безусловно, ученики ешив не ангелы и не Моше Рабейну, который обходился без еды сорок дней. Им нужно пропитание. Тора говорит нам во многих местах, что пропитание приходит от Творца, и получают его в зависимости от того, насколько человек трепещет перед Ним, исполняет Его волю, изучает Тору. Еще раз оговоримся – ученики ешив и колелей не являются обладателями шикарных вилл и дорогих автомобилей. То пропитание, которое им посылается, зачастую вызывает вопрос окружающих: как можно прожить на такие деньги? Тем не менее, этой небольшой «порции мана», хватает тем, кто изучает Тору. И этот ман по-прежнему достается им относительно легко.

Еще одна важная деталь, которая касается мира Торы. Я слышал от своих учителей, что после греха золотого тельца, Свыше было постановлено, что изучающие Тору будут жить стесненно. И это не зависит от того, сколько времени люди будут уделять заработку. Если человек выбирает для себя быть тем, кого называют бен Торабен Олам Аба, он должен быть готов к тому, что в материальном мире он будет ограничен.

Важная оговорка – это «ограничение» не означает, что в этом мире человеку будет хуже. Материальное ограничение никак не касается духовной жизни, оно не мешает изучающим Тору радоваться жизни. В качестве примера приведем известный разговор между выдающимся еврейским меценатом равом Моше Райхманом и нашим учителем гаоном равом Элазаром Шахом. Стоит отметить, что жизнь рава Райхмана сама по себе хорошо отвечает на вопрос: «за счет чего живут ешивы?» Его помощь миру Торы в Израиле была огромной. Он поддерживал множество ешив и колелей на протяжении долгих лет. И вот однажды рав Шах (на тот момент – глава Совета великих мудрецов Торы, бесспорный глава поколения) сказал ему: «Я завидую вашему будущему миру, но такого мира настоящего, как есть у меня, у вас – нет». Безусловно, содержать мир Торы десятки лет – огромная заслуга. Непонятно то, что сказал рав Шах о своем настоящем мире. Чем он лучше?

То, о чем сказал рав Шах – это радость от изучения Торы в любых условиях. Это ни с чем не сравнимое наслаждение от постижения воли Творца есть у тех, кто изучает Тору по-настоящему. Один человек вспоминал, как рав Шах учился в возрасте за 90 лет. Для него Гемара была подобна сладости, которую дают маленькому ребенку. Сам же рав Шах говорил, что одним из лучших периодов в его жизни было время его учебы в ешиве Слободка. Сам он рассказывал об этом так («В кругу великих», 1 том, глава о раве Шахе, 1): «Когда я учился в Слободке, молодые учащиеся ходили питаться “по хозяевам”, а я, из-за своей стыдливости, не мог этого делать и довольствовался сухим хлебом, который праведные женщины приносили в ешиву из того, что у них оставалось. Вода там была… Всю неделю я жил хлебом и водой, (как сказано): “Хлебом с солью питайся и воду по мерке пей” (Пиркей Авот, 6:4). Исключением была суббота, в которую есть обязанность устраивать трапезы. Я шел “к хозяевам” на две трапезы, обязательные с точки зрения закона, – но в часы, когда положено участвовать в третьей трапезе, о которой сказано: “Сделай свою субботу буднями, но не проси одолжений у людей” (Шаббат, 118а), я предпочитал оставаться голодным, но не идти “к хозяевам”.

Спал я в ешиве на скамье, положив под голову обрубок дерева. У меня никогда не было подушки… Было холодно, и приходил какой-то человек, у которого был рваный плащ; видя, что я замерзаю, он укрывал меня.

У меня никогда не было целых туфель. Не было денег заменить подошвы, и в них протерлись дыры. Туфли к тому же были маленькими, и они в конце концов порвались, из них вылезли пальцы… Костюм был потрепанный; рубашка у меня была только одна, и я стирал ее накануне субботы, чтобы иметь чистую рубашку в честь субботы. Со временем рубашка порвалась…»

И при этом он называл этот совершенно кошмарный, на первый взгляд, период – самым лучшим. Почему? Потому что он на самом деле постоянно радовался жизни. Каждая сугия (тема) в Талмуде была для него настоящей радостью жизни! Свет Торы непрерывно радовал его и давал силы!

В наши дни, к сожалению, мир Торы не на уровне того поколения. Однако есть непростая (пусть и не такая, как в дни молодости рава Шаха) экономическая ситуация. Есть и поддержка тех людей, которые понимают, что изучение Торы в нашем народе – это залог нашего дальнейшего существования. Честь и хвала этим людям! Изучение и поддержка Торы – две великие заповеди, на которых держится все еврейство. Эта поддержка не сможет сделать из изучающих Тору миллиардеров, но им этого и не нужно. Тора способна дарить людям огромную радость и удовлетворение, компенсируя тем самым вынужденные тяготы материального существования. То есть тот самый ман(т.е. пропитание), которое праведники в пустыне собирали без особых забот, в наше время выражается в том, что изучающие Тору с весьма скромным материальным достатком способны жить и радоваться жизни гораздо больше, чем те, кто тратит много времени на поиски пропитания, стремится к достатку и т.д.

Кому нужна поддержка Торы: тем, кто дает или тем, кто получает?

Приведем одну достаточно известную историю. В бытность премьер-министром Израиля Менахем Бегин решил взять обеспечение ешив под государственную опеку. Нужно отметить, что Менахем Бегин старался соблюдать Шаббат, и действовал из благих побуждений, когда хотел поставить обеспечение ешив на один уровень с обеспечением школ и университетов.

Само по себе решение признать заслугу ешив и дать им государственное обеспечение – для Израиля событие совершенно нетривиальное. Окрыленные такой новостью, религиозные депутаты Кнессета собрали Совет великих мудрецов Торы (подробно эта история описана в книге непосредственного участника тех событий, рава Шломо Лоренца, «В кругу великих»). Тем не менее, глава Совета, рав Шах, категорически отверг это предложение! Приведем отрывок со словами рава Шаха из книги «В кругу великих».

Прежде всего, содержание ешив и учреждений Торы должно быть заслугой каждого человека из народа Израиля, и нельзя отнимать у людей эту заслугу.

Во-вторых, больше, чем хозяин дома (куда пришел посланник, собирающий пожертвования) дает посланнику, тот дает живущим в этом доме (заслугу исполнения важной заповеди). Когда люди видят еврея с бородой и пейсами, который напоминает им их деда, принадлежавшего к предыдущему поколению, это может повлиять на сыновей, которые продолжат учиться в ешиве.

В-третьих, наши мудрецы сказали: «Не вступай в близкие отношения с властями»(Пиркей Авот, 1:10). Невозможно полагаться ни на какое правительство, даже самое лучшее. Сегодня они решают так, а завтра, когда интересы их изменятся, – иначе. Если в будущем правительство примет решение урезать ассигнования, ешивы окажутся в тяжелом положении. Поскольку они на какое-то время перестанут собирать деньги, будет очень тяжело начинать это дело заново, – ведь люди, прежде дававшие пожертвования на ешивы, за это время привыкнут к тому, чтобы не давать их.

Во времена Хафец Хаима была похожая история. Несколько богатых евреев предложили взять на себя полное обеспечение литовских ешив. Великий Хафец Хаим был категорически против этого. Почему? Нельзя отнимать заслугу поддержки Торы у еврейского народа!

Во всем этом есть еще один немаловажный аспект. Больше, чем богач одаряет бедняка деньгами, бедняк удостаивает богача исполнением заповеди Торы помочь бедному. В наше время это правило работает и в отношении изучения Торы. Часть нашего народа, к сожалению, Тору не учит. Каким же образом они могут удостоиться мира грядущего? В заслугу поддержки Торы. Так говорит Талмуд в трактате Ктубот. В наше время, когда глава ешивы обращается к меценатам, он объясняет им важность Торы. При этом, такой глава ешивы, по сути дела, дает им будущий мир.

Более того, часто не очень большое пожертвование, искренне и самоотверженно сделанное небогатым человеком, имеет большую духовную силу, чем огромный вклад миллионера. Весь вопрос в том, какая духовная составляющая у этого действия. Не просто так в Торе приношение минха (хлебный дар, который приносили бедные люди) называется нефеш, душа. Когда человек вкладывает душу даже в небольшую сумму денег – это является источником большого благословения.

Испытание нашего поколения

Безусловно, наша жизнь сейчас – не та жизнь, что была у нашего народа в пустыне. Испытание заработком в нашем поколении необычайно сильно. У каждого из нас есть два постоянных испытания. На кого полагаться в добыче пропитания: на себя или на Всевышнего? Как распределить время: больше изучать Тору или больше работать? По сути дела, эти вопросы сопровождают нас всю жизнь. Пренебречь хаврутой и заработать больше денег или же выбрать изучение Торы? Особенно сильно это проявляется у людей работающих, погруженных в деловой мир. Их «ман» не появляется перед входом в дом, материальный достаток требует от них больших усилий. Весь мир вокруг, безусловно, стремится к тому, чтобы обеспечить себя материально. Но в этом ли состоит задача народа, который назван в Торе «святым»?

В наше время, когда сокрытие Лика Творца необычайно сильно, мы не можем ждать того, что к нашим ногам упадет ман. Более того, общество вокруг нас стремится, зачастую, столкнуть нас с пути Торы. Все это, тем не менее, не отменяет того, что Всевышний посылает пропитание тем, кто боится Его и изучает Тору. Весь мир пытается убедить нас в обратном, но Тора – неизменна, и именно она – наша истинная жизнь. Поэтому выбор между часом работы и часом изучения Торы означает выбор между жизнью истинной и жизнью преходящей. Кроме того, каждый из нас должен спросить себя: всегда ли те часы, которые мы тратим на заработок, столь необходимы для нашего пропитания? Всегда ли они действительно обеспечивают нам необходимый достаток или же это время, которое мы тратим ради необязательной роскоши? Не продаем ли мы при этом свое «первородство», право называться «домом Израиля», за чечевичную похлебку, подобно Эсаву?

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=26668