О бойне в Питтсбурге

трагедия в питтсбурге

От редакции. Эти слова написаны, когда боль и горечь о трагедии в Питтсбурге еще очень свежи. Безусловно, для погибших это — величайшее искупление грехов. Об этом говорится в наших святых книгах, что еврей, погибший от рук ненавистников только потому, что он еврей, считается освятившим Имя Творца. Такой человек удостаивается искупления грехов.

Случившаяся трагедия — еще одно напоминание и предупреждение для нашего народа. Всевышний правит миром, и, хотя убийца несет полную ответственность за погубленные человеческие жизни, он бессилен сделать что-либо без согласия Свыше.

О сути этого предупреждения нам видится важным привести слова одного из величайших раввинов прошлого поколения — рава Меира Симхи а-Коэна из Двинска, автора книг «Ор Самеах» и «Мешех Хохма». Текст приводится по книге нашего учителя, рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем».

Рав Меир-Симха скончался задолго до того, как на евреев Германии обрушилась беда. А работу над своей книгой «Мешех Хохма» (в печать он ее отдал в конце жизни) начал и вовсе в ранней молодости, когда немецкие евреи пребывали в необычайном благополучии и процветании.

В девятнадцатом веке, открывшем эпоху эмансипации, евреи европейских стран были уверены, что наступило время свободы и равноправия. В Германии началось движение реформизма. Евреи, которые ни во что не верили и тем не менее хотели сохранить за собой свое национальное имя, заговорили о реформе иудаизма. «Мы хотим быть евреями, — объясняли они, — но при этом считаем нужным осовременить наши законы, кое-что в них изменить. Вполне можно оставаться евреем, даже если ешь трефное и ездишь по субботам». Сегодня, располагая известным историческим опытом, мы знаем, что преемственность реформизма не выдерживает более двух-трех поколений — как правило, реформисты изменяют своей вере. Я говорил об этом явлении[1] в книге «Пламя не спалит тебя» (Иерусалим, 1984).

Но задолго до того, как эти события совершились в истории, рав Меир-Симха, комментируя в «Мешех Хохма» главу Торы Бехукотай, где речь идет об изгнании и рассеянии, сказал удивительные, пророческие слова:

«Уже более тысячи лет евреи пребывают в изгнании. Это долгий срок, а человек всегда хочет чего-то нового. Появятся ошибочные мысли, начнут критиковать то, что наши отцы дали нам в наследство… Еще немного, и скажут: ”Ложь то, что передали нам отцы”. Евреи начнут забывать свое происхождение… оставят учение своей веры, начнут учить чужие языки и сочтут Берлин Иерусалимом. Еврей забудет, что он — пришелец в чужой стране, и назовет ее родиной. И будет учиться у народов плохому. Но не радуйся, еврей, радостью других народов. Грянет внезапно страшная буря, напомнит громовым голосом: Ты — еврей! Кто тебя сделал человеком? Уходи отсюда!” Вырвет его с корнем, зашвырнет далеко, и дадут ему знать, что он чужой, что его настоящий язык — это лашон кодеш (святой язык, иврит. — И. З.), а чужие языки — как одежда. Чтобы не забывал он, что происходит от евреев. И будут ему утешением только слова Б-жьих пророков, что пришлет Всевышний Машиаха, и придет он, и спасет…»

Это написано предположительно в конце девятнадцатого столетия, ну, в начале двадцатого. Автор этих слов умер за семь лет до прихода Гитлера к власти! Жил он в Латвии, а пишет о Берлине! Не понимаю, как он мог во времена процветания писать о страшной буре! Он был святой человек, нечего говорить.


  1. «В… эпоху расцвета немецкой гуманистической философии благодарные евреи стали преклоняться перед “культурной” Германией… Реформисты строили для себя синагоги по образцу немецких кирх, стали молиться под аккомпанемент органа, включили в службу пение женского хора… Самые “прогрессивные” из реформистов перенесли день заповеданного Торой отдыха с субботы на воскресенье, выбросили из молитвы слова “…и приведи нас в Сион, город Твой, с песнями и в Иерусалим, место Храма Твоего, с вечной радостью”, ибо взяли на вооружение новую этику, провозглашенную идеологами этого движения: “Нельзя лукавить, обращаясь к Всевышнему. Мы благодарны Ему за то, что имеем счастье жить в культурной, просвещенной Германии, а не в темной, отсталой Азии. Неужели мы станем просить о возвращении обратно?!” Именно в Германии начался процесс массовой ассимиляции евреев, именно там добровольное крещение стало обычным явлением, и именно оттуда распространилось на всю Западную Европу, Польшу и Россию национальное бедствие 19-20 веков — отход евреев от Торы. Как и следовало ожидать, именно Германия явилась вскоре тем орудием мщения, которое избрал Всевышний, чтобы в очередной раз наказать Свой распутный народ».

http://www.beerot.ru/?p=43755