Правильные приоритеты

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1444
приоритеты

В недельной главе Матот рассказывается о том, что колена Гада и Рувена обратились к Моше рабейну с просьбой предоставить им наделы на восточном берегу Иордана. Они мотивировали это наличием там хороших пастбищ (Бемидбар, 32:1-4). Проблема была в том, что эта территория находилась за границами Земли Израиля, обладающей максимальной святостью. К тому же колена Гада и Реувена хотели в первую очередь построить загоны для скота, а уже потом поселения.

Однако Моше рабейну сказал им: «Не так! Ставьте главное главным, а второстепенное — второстепенным: сначала постройте города для ваших детей, а затем — загоны для ваших овец» (Бемидбар, 32:16, Раши там).

Ежедневно в «Шма, Исраэль» мы произносим: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим, всей душою своей, и всем достоянием своим». Объясняет Гемара, что слова о достоянии заповеданы тем людям, для которых материальное достояние важнее собственной души (Санедрин, 74а).

Сказанное выше имеет самое непосредственное отношение к духовной трагедии, произошедшей за последние 100-150 лет с американским еврейством.

Еврейские иммигранты, в большинстве своем — из Российской империи, бежали от погромов и нищеты черты оседлости в «страну неограниченных возможностей», как тогда называли Америку. Большая часть из них были религиозными евреями.

К сожалению, сегодня можно сказать, что подавляющее большинство потомков этой большой эмиграции начала прошлого века полностью ассимилировалась. Они «сгорели» в печах американского «духовного Освенцима». Безусловно, были люди, которые выдержали все эти испытания. Однако они были ничтожным меньшинством. При этом в Нью-Йорке, в котором к 1920 году было более полутора миллионов евреев, не было ни одного по-настоящему еврейского учебного заведения для детей.

Эти единицы вместе с бежавшими (не для заработка!) в Америку перед Второй мировой войной (также во время и после нее) великими раввинами и учениками ешив заново основали преданную Торе общину.

Причиной этой проблемы были неправильно расставленные жизненные приоритеты.

Эмигранты, видевшие свою главную цель в устройстве на новом месте и хорошем заработке, стремились, в первую очередь, материально обеспечить детей, обучить их профессии. Они полагали, что еврейское воспитание дети будут получать дома и в синагоге. Именно об этой проблеме говорит Тора на примере колен Реувена и Гада: они предпочли второстепенное главному. Это позже привело к тому, что их потомки впоследствии первыми ушли в изгнание. При этом нужно сказать, что речь идет о людях, которые, безусловно, являлись праведниками, и мы не можем сравнивать их с еврейскими эмигрантами в Америке. Однако причину искажения системы ценностей мы находим уже у этих двух колен.

Речь идет о чрезвычайно принципиальных понятиях. Они касаются каждого из нас. Очень важно, на основе каких приоритетов мы выстаиваем свою жизнь. Если основным приоритетом является материальное обустройство, то это может очень плохо закончиться даже у соблюдающих людей. Оставление Торы, попытки поставить ее на «второй план» — причина величайших трагедий нашего народа. Обязанность исправления этого лежит на каждом из нас. Тора, которой мы занимаемся, должна обрести в наших глазах тот вес, который ей подобает, стать делом всей нашей жизни. Именно это будет нашим настоящим возвращением к Торе.

Если же у нас появляются еще какие-то приоритеты, кроме этого, то таким образом мы оставляем Тору.

Это уроки, которые нам необходимо усвоить. Мы тоже иммигранты — мы приехали в Израиль из стран бывшего СССР. Если еще 200 лет назад мечтой еврейских родителей было видеть своих детей мудрецами Торы и праведниками, то в последующий период важность этих вещей стала постепенно размываться. На первый план стало выходить стремление к материальному благополучию. Вопрос в том, стремимся ли мы к близости ко Всевышнему и Его Торе, или же пытаемся совместить это с опорой на другие приоритеты. Рамхаль в своей книге «Месилат Йешарим» приводит слова царя Давида: «Близость к Всевышнему хороша для меня» (Теилим, 73:28), и пишет далее, что все остальное – это тщета.

Еврейский народ на протяжении истории был вынужден тяжело трудиться для своего пропитания.

Однако при этом его помыслы были направлены на близость к Творцу и на постижение Торы. Наша проблема сегодня в том, что эта необходимость добывать пропитание превратилась в самоцель. Наши мудрецы всегда говорили, что человек, трудящийся над Торой, должен при необходимости какое-то время уделять заработку, чтобы прокормить семью. Однако если при этом все его устремления направлены на изучение и исполнение Торы Всевышнего, на воспитание детей, чтобы они выросли мудрецами и праведниками, — работа засчитывается ему как часть изучения Торы.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш назвал такой путь «Тора и дерех эрец». Под дерех эрец в данном случае подразумевается работа ради пропитания. При этом Тора, безусловно, является основой всего. Нашей бедой сегодня является страшнейшее искажение этого принципа. Некоторые лишь прикрываются этим девизом, однако их устремления направлены не к Торе.

Поэтому, когда мы сегодня говорим об исправлении греха оставления Торы, нам нужно искоренить в себе представления о специальности и профессиональном образовании как самоцели. Ведь мы выросли там, где евреи превратились из народа святой книги — Торы – в народ каких угодно книг.

Поэтому сегодня нам необходимо вернуться к истинным устремлениям еврейского народа. Эти устремления должны состоять в том, чтобы мы и наши дети удостоились быть мудрецами Торы. И даже если человек по каким-то причинам не может оставить свою профессиональную деятельность ради изучения Торы, он может и должен сделать время труда над Торой самой важной частью своего дня. Если мы будем стремиться использовать каждую свободную минуту для изучения Торы, то получим благословение Всевышнего и в нашем заработке.

Кроме того, принципиально важным является вопрос о воспитании наших детей.

Сегодня никто не отправляет своих детей на заработки в пятнадцатилетнем возрасте. Вопрос в том, на что направлена их учеба. Если мы личным примером показываем им, что наша истинная жизнь – это изучение и исполнение Торы, и посылаем их учиться в места, где этот подход прививают им учителя, — то тем самым мы исправляем последствия оставления Торы значительной частью еврейского народа.

И это – тот урок, который мы должны извлечь из истории колен Гада и Реувена, из истории американского еврейства, в большинстве своем иммигрировавшего несколько поколений назад в поисках заработка, и сегодня почти полностью ассимилированного, за исключением относительно небольшого количества, сохранившего и возродившего там Тору.

Хочу коснуться еще одной проблемы нашего времени.

Она состоит в том, что на человека сегодня влияют самые различные интересы и приоритеты, отвлекающие нас от основного предназначения. Это стремление к почету, деньгам и другие вожделения, которые в субъективном ощущении более привлекательны, чем еще один выученный лист Талмуда. Эта линия фронта между дурным и добрым началом проходит в сердце каждого из нас. Это – проблема всех времен, однако она особенно тяжела сегодня, так как через компьютер можно легко и «бесплатно» получить море удовольствий. Особенно проблема вожделений актуальна для подрастающего поколения.

Погубить душу ребенка сегодня, к сожалению, очень просто. Допустим, мы посылаем его учиться в место, где учат Тору. При этом дома он получает доступ к легко достижимым удовольствиям. Речь идет о всевозможных фильмах, компьютерных играх, доставляющих человеку удовольствие без серьезных усилий с его стороны. Это ставит молодого человека перед очень нелегким выбором, поскольку удовольствие от изучения Гемары без труда получить невозможно. Современный мир полон легко достижимых виртуальных соблазнов. Я сейчас говорю даже не о запрещенных вещах. «Бесплатные» удовольствия представляют опасность сами по себе. И это – очень тяжелое испытание.

Современному человеку, привыкшему получать удовольствие от общения в Фейсбуке и потребления постоянно обновляющихся новостей, очень трудно учить Гемару. Человек по своей природе – создание ленивое. Когда у него есть выбор между легко достижимыми удовольствиями и требующими труда, он обычно выбирает первые. Ведь виртуальные удовольствия очень доступны. Трудно представить себе, сколько времени современный человек проводит у экрана, потребляя их. А это сводит на нет желание и привычку работать головой. И это понимают сегодня не только религиозные люди.

Вопрос в том, что мы можем этому противопоставить ради того, чтобы вернуть наших детей и нашу общину к Торе.

Скажу откровенно: если бы мы не верили в то, что у каждого еврея есть Б-жественная душа, до которой можно достучаться, то мы должны были бы отчаяться. Однако каждое утро мы произносим слова: «Душа, которую Ты дал мне, чиста». Эта искра есть в каждом из нас. Если ее раздуть, она превратится в пламя, которое развеет мираж виртуальных удовольствий. Книга Рамхаля «Даат Твунот» начинается со слов: «Сказала Душа: Вожделение и желание мое — постичь некоторые из понятий, о которых сказано (Дварим 4:39): “И примешь сердцем своим, что Г-сподь — это Б-г”. Ведь понятия эти относятся к основам веры, и каждый обязан всеми силами стремиться познать их». В наши души заложена жажда духовности. Ее источником является Б-жественная искра в нашей душе. Самое большое удовольствие, возможное в этом мире – это прилепиться к Творцу и Его Торе. Именно поэтому душа говорит о своем вожделении.

Есть замечательная поговорка: «Клин клином вышибают».

Миру всевозможных соблазнов мы можем и должны противопоставить удовольствие от изучения Торы. С удовольствием от учебы, когда свет Торы радует душу, не может сравниться ничего. Это удовольствие является слабым подобием света мира грядущего. Спасением для нас, наших детей и всего еврейского народа является раскрытие света и красоты Торы. И это – то вожделение, о котором говорит Рамхаль в начале своей книги. Именно об этом сказал царь Давид: «Попробуйте, и увидите, как хорош Всевышний» (Теилим, 34:9). Чем больше человек вкушает истинный вкус духовной жизни, истинный вкус Торы, тем больше отодвигаются в сторону другие вещи. Когда же к этому добавляются вера и Б-гобоязненность, у человека появляются надежные ориентиры. Такого человека не столкнуть с правильного пути.

Как известно, в пост 9 Ава запрещено учиться потому, что в изучении Торы заложена радость. Но эту радость нам необходимо сначала в себе пробудить, чтобы этот день не стал для нас днем отдыха от надоевшей учебы, а днем, когда нам тяжело оттого, что нельзя учиться. Я слышал от рава Пинкуса, что для мудрецов запрет учиться был самым тяжелым аспектом поста 9 Ава. Тора не зря называется древом жизни. Нам нужно пробудить в себе способность учиться так, чтобы радость приносил именно сам процесс учебы.

Все это касается нас, и еще в большей степени – наших детей.

Виленский Гаон в своем комментарии к началу двадцатой главы Мишлей пишет, что время жизни человека делится на три периода: молодость, зрелость и старость. Причем у каждого из этих периодов есть присущий именно ему основной вид дурного начала. В молодости это – вожделение, в зрелости – стремление к почету, в старости – насмешничество.

Поговорим о том, что касается молодости. Это актуально для поколения наших детей и внуков в возрасте до 30 лет. Растущий человек хочет попробовать все (не говоря уже о сексуальном вожделении). Вопрос в том, что мы можем этому противопоставить, чтобы жизнь молодого человека не была потрачена на удовлетворение всех этих соблазнов. Единственный рецепт здесь – дать ему почувствовать истинный прекрасный вкус нашей святой Торы. Мой учитель рав Яаков Фридман говорил, что он хочет, чтобы учащиеся колелей ложились спать в три часа ночи не потому, что они заставляют себя учиться, а потому, что уже не могут оторваться от книги.

Поэтому нам принципиально важно озаботиться тем, чтобы наши дети ощутили вкус и радость учебы.

Сказано в Талмуде: «Человек не учится, кроме как в месте, где желает этого его сердце» (Авода Зара, 19a). Каждый день в благословении на Тору мы просим Всевышнего, чтобы ее слова были желанными в наших устах, устах наших детей и всего народа Израиля. Когда Тора становится частью нас самих, нам уже не нужно в этой жизни почти ничего.

Наш путь возвращения к Торе лежит через радость ее изучения. Для нас чрезвычайно важно научиться находить эту радость самим. Не менее важно найти для своих детей таких учителей, которые помогут им ее обрести. Нужно воспитать раввинов и преподавателей Торы, которые смогут нести свет и радость Торы нашей русскоязычной общине.

Мы говорим каждый день в «Шма, Исраэль»: «И будут эти слова на сердце твоем».

Здесь имеются в виду слова о единстве Всевышнего, а также слова Торы в целом. Мидраш «Авот де-раби Натан» говорит в 20 главе, что, когда человек действительно воспринимает слова Торы своим сердцем, Всевышний лишает его многих дурных мыслей. Если же он не делает этого, его порабощает собственное дурное начало и наполняют всевозможные дурные мысли. Необходима такая учеба, в результате которой слова Торы становятся частью самого человека. Именно об этом сказано: «И будут эти слова на сердце твоем».

Наш истинный путь – это возвращение к радости изучения Торы. Когда выученное становится частью нас самих, оно уже не забывается. Это тот самый путь, который даст нам возможность вернуться к Торе самим, вернуть к ней наших детей и весь наш народ. Нам нужно молиться о том, чтобы Всевышний дал почувствовать вкус изучения Торы нам и нашим детям. Дай нам Б-г удостоиться в нашем поколении истинного возвращения к Торе и прихода Машиаха.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=47587