Подготовка к периоду каникул

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

515
каникул

Мы сегодня стоим на пороге так называемых «каникул».

Известно, что с древних времен каникулы были только в месяцы Нисан и Тишрей. Написано также, что каникулы предназначены для учителей, а не для учеников, поскольку у учителей есть семья, и они должны подготовить все к предстоящим праздникам. А поскольку учителя были заняты, никто не учился во время каникул. Сегодня же, вследствие снижения уровня поколений, каникулы стали необходимостью и для учащихся, большая часть которых нуждается в отдыхе в это время. Ко всему прочему, были добавлены еще каникулы – с 9 Ава до начала месяца Элуль.

Но даже тот, кто нуждается в отдыхе – обязан проследить, чтобы отдыхать «во имя Небес», исходя из того, что в этом есть необходимость. Чтобы не получилось, не дай Б-г, так, что, отдыхая, он сбрасывает с себя ярмо служения Творцу, как будто сейчас он не обязан учить Тору и сосредоточенно молиться. Нельзя сбрасывать ярмо. Известно много случаев, когда случались несчастья во время каникул – отличные ребята уходили на экскурсию в каникулы или в конце учебного времени, и случались несчастья, не приведи Г-сподь, потому что не хватало заслуги Торы, а сбрасывание с себя ярма Торы – очень тяжелый проступок.

Человек по своей природе любит отдыхать.

Это можно увидеть даже в людях поколения пустыни: когда они первый раз двинулись от горы Синай, написано (Бемидбар, 10:33): «И ушли они от горы Г-спода», и говорят Тосафот (Шаббат, 116а), что пришло к ним наказание из-за того, что ушли от горы Синай подобно ребенку, спешащему из школы, поскольку на горе Синай им пришлось выучить много Торы. А Рамбан в своем комментарии к Торе (Бемидбар, 10:35) приводит мидраш, который говорит, что евреи ушли оттуда с радостью, сказав: «Вдруг Он даст нам еще заповедей», и этот грех привел к наказанию.

Мы видим, что пока евреи были на горе Синай и занимались Торой, им не было тяжело, и они не уставали – ведь, занимаясь Торой, они чувствовали ее сладость, Тора была спасением от их дурного начала. Само место своей святостью также оказывало благотворное влияние на народ Израиля – ведь они были на горе Синай, в месте столь явного Б-жественного присутствия. Но как только евреи прекратили учить Тору и повернулись в сторону от горы Синай – вслед за отдыхом пришла природная лень, и дурное начало стало подбивать их радоваться тому, что они больше не занимаются Торой.

Такова природа ребенка, который идет в школу, поскольку он вынужден это делать, и у него нет выбора, а как только уроки заканчиваются, он тут же радостно убегает из этого места – ведь он хочет играть, а учиться ему тяжело.

И среди взрослых тоже встречаются люди, в которых просыпается детская натура, и они начинают вести себя не так, как подобает себя вести в их возрасте. Но сознательному и разумному человеку трудно прекратить учиться, а когда надо идти, ему жаль, что нельзя еще немного посидеть над книгой, поскольку учеба притягивает его, она ему интересна, и он испытывает радость от того, что он учит.

Так что, если и нуждается человек в отдыхе – пусть следит за тем, чтоб его отдых стал не сбрасыванием с себя ярма служения, а средством укрепиться и, отдохнув, обрести силы заниматься Торой и заповедями. И так сказали мудрецы (трактат Авот, 2, 12): «…и пусть все твои действия будут во имя Небес». И написал Рамбам (Илхот Деот, 3, 3), что если человек спит с таким намерением – своим сном он служит Б-гу. И каждый должен рассчитать, сколько времени ему нужно для отдыха, а иногда следует сменить место на несколько дней – ведь смена места укрепляет мозг. Но все это – не скидывая с себя ярма Торы.

Успешно выдержать все испытания, которые выпадут на нашу долю во время каникул можно, заранее спланировав, чем и когда мы будем заниматься.

У каждого должно быть постоянное время, когда он идет спать, ведь сон вовремя – это проявление расторопности, а не лени. А те, кто задерживаются и не спят допоздна, движимые желанием немного поболтать, проявляют лень и недостаток расторопности; расторопный же человек преодолеет подобные желания.

Еще мы должны быть расторопны, чтобы вовремя вставать на молитву, а тот, кто спит больше необходимого – проявляет лень, как сказано (Мишлей, 6:9): «До каких пор, ленивец, будешь лежать?». Каждый знает, сколько сна ему нужно для здоровья, и следует следить за тем, чтобы не пропускать времена молитвы и всегда молиться в определенном месте, ведь сказали наши мудрецы (трактат Брахот, 6б), что есть особая добродетель в том, чтобы установить постоянное место молитвы. Молиться стоит там, где молятся спокойно, не торопясь. Такая молитва – совсем другое дело.

Также человек должен определить время, в которое он каждый день будет заниматься Торой, и место, где он будет это делать, определить, будет ли это повторением или изучением нового материала, что именно он будет повторять или учить, – потому что бывает так, что пока человек решает, что ему учить, время проходит впустую. Лучше всего – учить то, что каждому по сердцу. Говорят от имени Стайплера, что преимущество каникул в том, что каждый учит то, что ему нравится, что его притягивает, и никто не обязан подчиняться системе. В итоге люди лучше сосредоточены на предмете изучения, добиваясь тем самым успеха в Торе.

И нужно установить время для изучения Мусара. У каждого есть книга по Мусару, которая ему интересна. Нужно учить Мусар, чтобы знать, в чем наша обязанность в этом мире, и не забывать о Б-гобоязненности. В древности евреям не нужно было учить Мусар, потому что они молились, как написано в Шульхан Арухе (Законы молитвы, 98, 1) – погруженные в молитву, они были близки к пророчеству. Такая молитва – лучший урок Мусара! Мы же не удостоились такого духовного уровня, и нам остается лишь установить время для ежедневного изучения Мусара.

Известно, что каникулы – верный способ узнать, кто на какой ступени находится, как он учится и молится, когда система его не обязывает.

Во время каникул можно подняться быстрее, чем в другое время, потому что на каникулах человек делает все, основываясь на личном выборе, а не на навязанном извне образе действий, а раз он сам пришел очиститься – свыше ему помогают больше, чем обычно, как сказали наши мудрецы (трактат Йома, 38б): «Пришедшему очиститься помогают», и сказали (Макот, 10б): «Человека ведут по той дороге, которую он сам выбирает».

Еще один аспект каникул – ученики находятся дома и обязаны почитать отца и мать. Пишут от имени Хазон Иша, что так же, как, согласно постановлению Моше-рабейну (Мегила, 4а), следует изучать законы Песаха в Песах, законы Шавуота – в Шавуот, а законы Суккота – в Суккот, и нужно начинать учить законы праздника за тридцать дней до этого праздника, так же надо учить и законы почитания отца и матери в то время, когда приходится исполнять эту заповедь, и следует быть готовым выполнить заповедь в соответствии с законом.

Тора учит нас почитать отца и мать не только действиями, но и в мыслях.

Есть действия, направленные на почитание родителей, но цель этих действий – проявить уважение и страх перед родителями, находящиеся в сердце. Пишет Рамбам (Илхот Мамрим, 6, 1): «Дал им стих Торы такую же значимость, как и у Его почета и страха перед Ним… Так же, как приказал почитать Свое великое Имя и трепетать перед Ним, так же приказал почитать и трепетать перед ними». А рабейну Йона написал в конце «Игерет а-Тшува», что раз почитание отца и матери связано Торой с почитанием Творца, почитая родителей, мы выполняем также заповедь почитать Творца.

Написано в начале трактата Пеа (1, 1), что почитание отца и матери – одна из заповедей, плоды которых человек пожинает в этом мире, и я видел написанное от имени одного мудреца, что мы наблюдаем это в реальной жизни: тот, кто тщательно выполняет заповедь почитания отца и матери, имеет отличную жизнь в этом мире, а жизнь того, кто, не дай Б-г, не следит за этим, и жизнью-то назвать нельзя.

И, находясь на каникулах, следует это помнить и соблюдать эту заповедь как следует.

И сказали наши мудрецы (Иерусалимский Талмуд, трактат Брахот, 9, 5): «Если ты увидел людей, которые совсем перестали изучать Тору, встань и укрепись в ней – и тогда ты получишь всю их награду». И также сказали (Авот, 5, 2): «Десять поколений от Адама до Ноаха – чтобы сообщить, насколько Он долготерпим: все эти поколения гневили Его, пока Он не обрушил на них воды Потопа. Десять поколений от Ноаха до Авраама – чтобы сообщить, насколько Он долготерпим: все эти поколения гневили Его, пока не пришел Авраам и не получил награду за них за всех».

То есть Г-сподь терпит злодеев до десяти поколений – вдруг они раскаются? Но более Он не терпит, и после десяти поколений, которые гневили Его, Всевышний обрушил на землю Потоп. Затем были еще десять поколений, которые гневили Его и должны были быть наказаны. Да, Творец поклялся, что еще одного потопа не будет, но он мог применить по отношению к сбившемуся с пути человечеству и другие наказания. Однако пришел наш праотец Авраам и исправил этот мир, спас всех людей от наказания и получил награду за всех.

Я слышал от нашего учителя гаона рабби Элияу Элиэзера Деслера, благословенна память о праведнике, объяснение слов «пока не пришел Авраам и не получил награду за всех».

Так вот, награда за всех – это как награда, которую получили бы все эти люди, если бы были праведны. Поскольку сил нечистоты в мире было очень много после этих десяти поколений грешников, нужно было очень постараться, чтобы им противостоять. Наш праотец Авраам самоотверженно встал на борьбу с этим нечистым влиянием десяти заблудших поколений и победил. А поскольку для этого ему потребовалось приложить так много усилий, он получил награду за всех.

Поэтому сказали наши мудрецы, что если люди перестали изучать Тору – например, во время каникул, когда обычно люди мало учат Тору, тот, кто укрепляется в деле изучения Торы в эти дни, получает награду за всех. То есть его награда будет равна суммарной награде, которую получили бы все эти люди, если бы не расслаблялись, а это очень много, ведь укрепиться в изучении Торы, будучи на каникулах, тяжелее, чем посреди учебного времени. И поскольку, вследствие расслабляющей атмосферы вокруг, ему придется приложить еще больше усилий, он получит эту награду за всех.

Укрепление в служении в эти дни – прекрасная подготовка к месяцу Элуль. Раньше к Дню Суда начинали готовиться в месяце Элуль, а к самому Элулю не требовалось подготовки. Но сейчас, вследствие деградации поколений, к Элулю тоже надо готовиться, и укрепление себя в служении Б-гу в эти дни – лучшая подготовка, ведь, как сказали мудрецы, пришедшему очиститься помогают свыше, и есть помощь с Небес в успехе такой работы над собой и в духовном росте. Человек может постоянно расти, и те, у кого есть постоянство и распорядок дня, как мы говорили, поднимаются все выше и выше!

Перевод – рав Э. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=51221