Глава Ешивы рав Гершон Эдельштейн о трагедии на Мероне

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

3875

Почему праведники страдают за грехи поколения? Как смягчить меру Суда?

В момент, когда Глава Ешивы узнал о трагедии, он с болью сказал: «Нам нужно проверить пути (своей жизни, чтобы раскаяться и исправиться). Всему поколению следует раскаяться и исправиться, и каждый знает свои слабые места, в чем именно ему нужно укрепиться».

В другой раз Глава Ешивы сказал, что сейчас не время критиковать других, а время исправлять себя.

В начале своего общего урока в ешиве «Поневеж», рав Гершон Эдельштейн произнес слова утешения и укрепления по поводу трагедии на Мероне:

«По поводу несчастья, произошедшего в прошлую пятницу. Сказано в трактате «Ктубот», что у раби Хии, сына Абы, учителя сыновей Рейш-Лакиша, умер сын. По некоторым мнениям, он был маленьким мальчиком, по другим – юношей. Рейш-Лакиш пришел его утешить, и сказал ему: «Ты стал искуплением всему поколению. Поколению нужно раскаиваться и исправиться, им нужно было искупление. Ты и твой сын – на вас возложили это бремя. Ты и твоя семья живы, но твой сын погиб». Раши приводит сказанное в трактате «Шаббат», что, когда праведники искупают своими страданиями грехи поколения, то поколение обязано раскаяться, потому что это и было искуплением за все поколение. Чтобы люди пробудились к раскаянию и самоисправлению.

Чем виновен праведник? Почему он должен страдать?

Написано во многих книгах, что его смерть дает заслуги многим, тем, что побуждает их исправиться. Сама смерть праведников возвращает людей к Всевышнему. Это и есть заслуга праведника. Вся тшува, которую сделают люди, принадлежит тому, кто побудил их к этому. Вся Тора, добрые дела, заповеди, молитвы, благотворительность – все, что сделают те, на которых это повлияло, принадлежит ему, и он получит награду за это и в этом мире, и в будущем. Получается, что своей смертью праведник побуждает ко всему этому, даже если при жизни у него не было возможности сделать этого. В этом и есть смысл понятия «праведники искупают грехи поколения».

Все те, кто были там (на Мероне), своей смертью пробудили поколение сделать тшуву. Будет много хороших поступков, и все эти заслуги будут принадлежать погибшим».

Кроме того, когда Главу Ешивы спросили, что сказать учительницам, как укрепить учениц, он ответил:

«Известна история о Хафец Хаиме. У него был зять, рав Цви Гирш Левинсон, большой мудрец Торы. Он погиб очень молодым, и дочь Хафец Хаима спросила его, почему? Почему Всевышний забрал его, он ведь был праведником! Хафец Хаим ответил: «Пойми, всему поколению был вынесен тяжелый приговор, должна было погибнуть чуть ли не половина поколения! А он своей смертью искупил грехи поколения. Это его заслуга – он буквально спас свое поколение!»»

И добавил:

«Нужно пробудиться, нужно укрепиться в том, чтобы воздерживаться от злословия, не таить злобу и претензии на других, и чтобы другие не сердились на меня, мириться, относиться друг к другу с любовью».

(Примечание редактора. Позволю себе объяснить слова Главы Ешивы: приводится в святых книгах, что злословие, претензии и злоба друг на друга пробуждают меру Суда против нашего народа, а взаимное прощение – смягчает меру Суда и приводит к раскрытию Высшей меры Милосердия).


http://www.beerot.ru/?p=71057