Учиться никогда не поздно! — Памяти рава Меира Шифрина

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1046

Недавно от нас ушел замечательный человек. Его звали рав Меир Шифрин. Он и его супруга были из тех немногих людей, которые своим возвращением к истокам возродили еврейскую жизнь в СССР. Однако я хочу поговорить не об этом, а о том, что чрезвычайно актуально для нас.

Есть люди, которые возвращаются к Торе в достаточно зрелом возрасте и начинают учить Гемару в 40-50 лет. У таких людей часто опускаются руки, и они отчаиваются.

Большим уроком для многих людей является пример покинувшего нас рава Шифрина. Он начал учить Гемару в 50 лет и учился постоянно буквально до самой смерти. Перед смертью он учил с сыном трактат Тмура. Это один из самых тяжелых трактатов раздела Кодшим. Он успел закончить изучение всех содержащихся в нем мишнает. Для меня важно рассказать об этом потому, что люди должны знать, что Всевышний помогает тем, кто хочет углубиться в Тору гораздо в большей степени, чем мы рассчитываем и уповаем на это. Но это требует от нас большой работы над собой, понимания важности Торы и труда над ней.

В этом поколении для нас раскрывается удивительная вещь. Люди, которые начинают поздно учить Гемару (а даже возраст 25 лет – это тоже поздно), при серьезных усилиях, с Б-жьей помощью достигают успеха. Рассказывают, что во времена Хатам Софера в его ешиву пришел молодой человек 18-19 лет, не учивший ранее Гемару. Ученики ешивы, изучавшие Гемару с детства, отнеслись к идее, что этот человек будет учиться с ними, скептически. Но Хатам Софер обязал всех выделить время для учебы с ним. Этот молодой человек не обладал способностями к изучению Гемары. Однако у него было большое упорство. Он не падал духом и тяжело работал над Торой. Таким образом этот отстающий ученик стал одним из видных раввинов Венгрии.

В нашем поколении Всевышний помогает нам в изучении Торы даже тогда, когда у нас нет никаких данных для этого.

Мы уже знакомы с феноменом, когда ребята из нашей общины, начавшие учиться зрелом возрасте в ешиве «Торат Хаим» и в других местах, за короткое время догоняли своих израильских сверстников. Этот феномен относится не только к выходцам из бывшего СССР. Речь идет обо всех, кто вернулся к Торе в зрелом возрасте. В чем причина их успехов? Мой учитель и наставник рав Яков Горовиц, глава ешивы Офаким и один из виднейших учеников рава Ицхака Гутнера, объяснял это так. Известно, что Всевышний обучает младенцев Торе в утробе матери. Однако при родах посылается ангел, который делает так, что человек забывает выученное. Какой смысл в учебе, если человек потом все забудет? Смысл в том, что он уже стал тем сосудом, наполнить который Торой он способен собственным трудом.

Рав Горовиц в связи с этим сказал, что когда люди возвращаются к Торе во взрослом возрасте, Всевышний помогает им вспомнить то, что они учили в утробе матери.

Это дает им силы догнать и даже перегнать тех, кто учится в стандартных условиях. И этому есть примеры. Рав Пинхас Перлов, известный сегодня как переводчик с иврита многих святых книг, начал учить Тору в 40 лет, как раби Акива, и преуспел в этом. Рав Меир Шифрин, начал учиться в возрасте 50 лет и более 30 лет серьезно учился вплоть до последнего дня. Я знаю, что трактат Шаббат (да и почти весь раздел Моэд) он изучил, включая все комментарии Тосафот. У наших мудрецов есть замечательные слова: упрямый преуспеет. Во всем, что касается Торы, нужно уметь быть упрямыми.

Говорится в трактате Мегила (6) от имени раби Ицхака: «Если скажет тебе человек: “Трудился я над Торой, но не преуспел”, — не верь ему. А если скажет: “Трудился я и преуспел”, — верь ему». Гемара приводит там, что для обретения Торы необходим не только труд, но и помощь Свыше. Однако выработка в себе механизма глубокого понимания Талмуда — это то, что в наших руках. А если это в наших силах, то само по себе обязывает нас.

Ребе из Цанз, рав Йекутиэль Иеуда Альберштам говорил, что неспособный ученик отличается от способного тем, что ему не хватает еще немного масла для светильника, чтобы посидеть над Торой дополнительное время ночью. То, что человек приобретает трудом, является самым важным его приобретением. А обретение нами Торы Всевышний поставил в этом мире в зависимость от нашего труда. За то, что было в наших силах, но не было сделано нами, Всевышний с нас взыщет.

Мой учитель рав Яков Фридман сказал, что не так важно, когда человек начинает учиться, а важно, когда заканчивает. Говоря это, он имел в виду не то, когда человек совершенно оставляет учебу, а когда прекращает труд и рост в Торе.

Человеку, входящему в мир изучения Торы, необходимо дать легкий и интересный материал на понятном для него языке. Однако нужно, чтобы этот материал нес свет Торы, приоткрыл окошко в ее истинную глубину. Материал должен пробуждать в читателе и слушателе уроков желание достичь большей глубины понимания, служить стимулом для большего труда над Торой.

Настоящее обретение Торы начинается с тяжелого труда, и в этом случае человеку обещан успех. Это нас очень обязывает потому, что Тора – это наша жизнь. Когда у человека есть выбор между полноценной жизнью и ее искусственным поддержанием, он, безусловно, выберет первое. То же самое в изучении Торы. Человек может выбрать для себя некоторый минимум: посещение уроков, чтение нескольких алахот ежедневно. И это очень важно, ведь изучение Торы — жизнь в этом мире и источник жизни в мире грядущем. Многие так и делают. Но я говорю о необходимости удостоиться полноценной жизни в Торе. И здесь важно, что работать над этим можно начать в 40-50 лет и даже старше. Труд над Торой является замыслом всего Творения, и мы будем вознаграждены именно за него, а не за то, что мы успели выучить.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=52141