«Ибо Б-г живой среди вас» — Постановление о ста благословениях

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2159
живой - сгула 100 благословений

Постановление о ста благословениях

Есть шестьсот двадцать заповедей — как численное значение слова «кетер» (корона). Шестьсот тринадцать заповедей Торы и ещё семь заповедей мудрецов [Ханука, Мегила, омовение рук и т.д.]. Одна из заповедей мудрецов — это произнесение ста благословений каждый день.

Это постановление, принятое царём Давидом: «каждый день умирало из народа Израиля сто человек, пришёл Давид и постановил для них сто благословений. И когда постановил так, прекратился мор» (Бамидбар Раба 18:21). Во времена царя Давида была страшная эпидемия, и каждый день умирало сто человек. Поэтому Давид постановил на все поколения, чтобы каждый еврей произносил сто благословений каждый день.

На самом деле, в обыкновенный день нам несложно прийти к числу ста благословений, если будем произносить три раза каждый день молитву шмоне-эсре, добавим сюда благословения, которые произносят, когда едят. В Шабат есть проблема, и поэтому надо есть побольше всяких вкусных вещей, чтобы пополнить число ста благословений. А в Йом Кипур это уже более серьёзная проблема, но мы не будем здесь обсуждать, как её решить.

Само число сто символизирует высочайший уровень полноценности. Сто — это полное число — «десятью речениями создан мир» (Авот 5:1), а Тора сжата в десяти высказываниях (т. е. в дести заповедях). А число сто включает десять раз по десять, что, при рассмотрении более глубокого смысла, является полноценной десяткой, как известно. Поэтому сто — это совершенство. Царь Давид увидел, что народу Израиля не хватает источника жизненной силы, а смысл ста благословений, которые он установил, в том, чтобы открыть источник благословений для народа Израиля.

Почему именно сто благословений исправляют положение?

Дело в том, что, чем больше любовь, как, например, любовь отца к сыну, любовь между двумя братьями, и т. д., так, когда есть разобщённость и гнев — огонь сильнее!

Во времена Гаона Раби Акивы Эйгера была известная свадьба. Люди приехали издалека, чтобы участвовать в ней. За несколько минут до хупы, к раввину, который ставил хупу, подошли два свидетеля и показали, что жених проблематичный, и что он не может жениться, спаси Г-споди. Понятное дело, хупу отменили, и послали вопрос величайшим авторитетам того поколения, включая Хатам Софера (Рава Моше Софера из Прессбурга). Хатам Софер попытался выяснить, есть ли у этих свидетелей родственные связи с женихом, что автоматически сделало бы их показания недействительными. Так и оказалось — свидетели были родственниками жениха.

Раби Акива Эйгер был восхищён этим, и написал: «мой зять [Хатам Софер] обладает даром святого постижения».

После этого спросили самого Хатам Софера, как он додумался спросить, не являются ли эти свидетели родственниками. Он ответил: «речь шла о свадьбе, о которой стало известно за много месяцев заранее. Почему эти свидетели не могли прийти к раввину раньше и тихо сказать ему то, что им нужно было ему сообщить? Почему они ждали самой хупы, когда уже собрались гости, и только тогда пришли и сказали своё слово? Такое злодейство», закончил Хатам Софер, «возможно только среди родственников».

Когда между родственниками возникает какой-то конфликт, огонь просто ужасен!

Самые близкие отношения — это близость между мужем и женой. И из-за этого невозможно даже себе представить какая страшная жестокость и какой гнев пылают меöду супругами, которые раньше были вместе, но сейчас разошлись. В таких условиях, даже самый большой праведник может превратиться в дикого зверя!

А связь между мужем и женой — это самая базисная аллегория, объясняющая связь между народом Израиля и Всевышним. Вся Песнь Песней описывает близость между Всевышним и народом Израиля как семейную связь.

Однако, когда между ними возникают гнев и разрозненность, это неизбежно приводит к ужасающей враждебности! Страшные события 5408 и 5409 годов (восстание Хмельницкого, да сотрётся имя злодея, при котором были зверски растерзаны сотни тысяч евреев), Катастрофа, Интифада и т. д. Огонь ужасен!

В таких ситуациях в первую очередь следует быстро помириться, прекратить состояние обиды. Когда два человека сердятся друг на друга, первый видимый симптом этого — это то, что они перестают разговаривать друг с другом. Для того, чтобы огонь начал понемножку утихать, им надо в первую очередь начать разговаривать.

Что такое мир в семье? Хороший контакт между двумя сторонами во всех областях жизни. Представьте себе пару, где каждый очень любит другого. Но им не удаётся сказать друг другу ни одного доброго слова. Он не может красиво сказать ей «спасибо», она не может красиво сказать ему «доброе утро». Разве это можно назвать «миром в семье»?!

Когда возник такой ужасный гнев, и каждый день умирало сто молодых людей в народе Израиля, необходимо было какое-то срочное исправление, которое могло бы хоть в малой степени утихомирить этот гнев. Поэтому царь Давид установил, что нужно произносить каждый день сто благословений. Ведь это — вид контакта между народом Израиля и Всевышним. Как будто «начинаем с Ним разговаривать».

Сто благословений разбросаны по разным областям жизни. Всевышний дал тебе яблоко? Скажи «спасибо»! Произнеси благословение «Благословен Ты … создающий плод дерева».

Когда-нибудь получали в подарок дорогую фотокамеру? У каждого из нас есть очень невероятно дорогая и чрезвычайно сложная камера — глаз. Если хотите оценить глаза, следующий раз, когда пойдете по улице, закройте глаза на десять секунд, и потом, когда их вновь откроете, увидите, насколько они замечательны.

Вы когда-нибудь задумывались о том великом счастье, которое заложено в воздух, которым мы дышим? Возьмите ведро воды, засуньте туда голову и сосчитайте до пятнадцати. «А-а-а-а, какой воздух!» В больницах есть люди, подсоединенные к машинам искусственного дыхания.  Они должны бороться за каждый вздох. А мы, слава Б-гу, вдыхаем свежий воздух без всяких проблем. Это удивительный дар Всевышнего. И чего Всевышний требует от нас взамен? Только произнесите благословение: «Б-г мой! Душа, которую Ты дал мне, чиста она! … Ты хранишь ее во мне … Благословен Ты, Г-сподь, возвращающий души телам мертвым.»

Слава Б-гу, у нас есть еда и всё хорошее. Чего Всевышний хочет от нас? Только чтобы мы сказали Ему спасибо. Разве мы не можем приятно говорить со Всевышним?

Налаживание контакта с Владыкой Мира

Некоторые спросили: разве есть кто-то, кто не благословляет?

По правде говоря, многие из нас не произнесли ни одного благословения с тех пор, как закончили детский садик. Мы так хорошо запрограммированы, с автоматической кнопкой — благословляй! Но мы перестали разговаривать со Всевышним, так как для нас Всевышний ненастоящий. У каждого хорошие манеры. Если ему дадут что-либо, никогда не забудет сказать спасибо. Это потому, что официант или наша мама — это реальность, и мы знаем, как их благодарить. А Всевышний недостаточно настоящий и живой для нас.

Однажды рядом с Хофец Хаимом стоял один еврей, и он произнес благословение «Он делал добро, Он делает добро, Он будет делать добро во веки веков… Сделай, чтобы у нас ни в чем не было недостатка!». Хофец Хаим сказал ему: «ты знаешь, что только что попросил пятнадцать вещей?»

Этот еврей удивился, а Хофец Хаим пересчитал эти вещи для него: ты попросил у Всевышнего «обаяние» — чтобы нравиться людям, и не казаться им смешным. После этого ты попросил «добро и милосердие», и «обширность» — чтобы у тебя было достаточно места, и чтобы не было тебе тесно. «Спасение» — сколько раз в день наши дети переходят улицу… «Успех» — сегодня идём учиться, чтобы был успех в учебе. «Благословение, избавление, сострадание, достаток и благополучие, жалость и жизнь и мир, и всё хорошее».

Представьте себе, что дети придут к вам и скажут с огромной скоростью: «папа, мне нужно это, и это, и это, и это». Разве так просят?!

Нам необходимо привыкнуть разговаривать со Всевышним подобающим образом, подходящим для общения. Это не величие, это простая привычка, которую может приобрести любой, если только захочет. А «тому, кто пришел чтобы очиститься, помогают» (Шабат 104а).


http://www.beerot.ru/?p=55517