Завет Авраама – основа еврейской семьи

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3857

В недельной главе Лех Леха приводится первая заповедь, данная Аврааму – брит мила, обрезание. Заповедь эта не одноразовая (подобно «прийти в землю Израиля»). Всевышний заповедовал делать обрезание и Аврааму, и всему его потомству. Брит мила– это начало еврейства для младенца (или взрослого), и это же – «вход» в еврейство для нееврея. Более того, если нееврей по каким-то техническим причинам не может сделать обрезание (эта процедура представляет опасность для его жизни), то переход в еврейство для него закрыт. Что касается евреев по рождению, то они остаются евреями даже без обрезания. Но если они умышленно не делают обрезания, то наказываются каретом – «отсечением души от Источника». В Торе есть всего две повелительные заповеди, за неисполнение которых человек наказывается каретом – брит-мила и корбан Песах.

Трудно оценить величие завета между Авраамом (и всем еврейским народом) и Всевышним. Но неужели нельзя было найти для него другое место? Понятно, что-то нужно исправить, что-то даже отрезать, – но почему именно там? Почему брит в таком месте приобретает настолько большую святость, что Авраам, отправляя своего слугу Элиэзера на поиски невесты для Ицхака, повелевает поклясться именем Б-га, держась за место брит-мила? Комментаторы подчеркивают, что в более позднее время подобные клятвы совершались на свитке Торы. На первый взгляд, все это совершенно непонятно…

В главе Лех Леха, до заповеди о брите рассказывается, что Всевышний обещает Аврааму величайший удел в будущем мире, на что тот отвечает: что Ты мне дашь, зачем мне все это, ведь нет у меня потомства, и все придется оставить моему домочадцу – слуге Элиэзеру? Отсюда мы видим, что для Авраама наличие сына ценнее вознаграждения в Будущем мире! После этого у Авраама появляется сын Ишмаэль от наложницы Агарь, но Всевышний говорит, что не с ним будет заключен завет, а именно с сыном Сары!

Родив сына, Каина, Хава сказала: канити, «приобрела» (ребенка со Всевышним). Сегодня ведущие мировые научные центры тратят огромные суммы на поиски способов создания новой жизни. На подобные исследования тратятся миллионы, – и ничего не выходит, это просто невозможно! Секрет зарождения новой жизни (даже не человека – простейшего организма, амебы) так и остается неразгаданным. И в то же время, обычный мужчина и обычная женщина совершенно естественным путем продолжают род – создают «венец творения».

Заповедь, данная человеку – «плодиться и размножаться» – по сути своей, способствует раскрытию образа Всевышнего в мире. Если человек не исполняет эту заповедь, он препятствует полноценному раскрытию Всевышнего в этом мире. Существует понятие ихус, отражающее наши отношения с предыдущим поколением, то, насколько мы на него похожи. Еврейство передается либо от матери-еврейки либо путем гиюра. В этом – великая святость женщин Израиля, которые удостоились передавать еврейство из поколения в поколение. С точки зрения Торы и практического закона, есть четкие правила ихуса, которые регулируют определенное положение: в первую очередь, это касается потомков Аарона-коэна. Только прямые потомки первосвященника Аарона – от отца к сыну – при условии, что «в середине» ни у кого из этой цепочки не было связи с запрещенной женщиной, – являются коэнами и могут служить в Храме.

В рождении человека, как известно, участвуют трое: отец, мать и Всевышний. Ребенок, безусловно, во многом похож на своих родителей: что-то он берет от папы и что-то от мамы. В качестве примера приведем то, как Авраам искал сыну Ицхаку невесту: почему он обратил внимание на семью Бетуэля? Какие качества привлекли его внимание? У Авраама были праведные ученики в земле Израиля. Зачем ему было отправлять Элиэзера в дом Бетуэля? Мы знаем из Торы и мидрашей, каким злодеем был как сам Бэтуэль, пытавшийся отравить Элиэзера, так и Лаван, старший брат Ривки. Раши подчеркивает великое достоинство Ривки – будучи дочерью преступника и сестрой преступника, она жила с ними, но не поступала так, как они. Зачем же искать шидух в таком сомнительном месте? Сказали наши мудрецы (Рамбан, Ран), что вера и духовность по наследству не передаются, а вот человеческие качества – такие как доброта, гневливость, милосердие, несдержанность, наглость, скромность и т. п., – передаются от родителей к детям. В этом состояла принципиальная разница между землей Кнаан, где господствовали дурные качества, и тем местом, откуда происходил Авраам – несмотря на неправильное мировоззрение, человеческие качества в его семье были все же хорошими.

Поэтому, когда мы говорим о наследии, нужно иметь в виду, что по наследству передается не только внешность, но и качества характера. Вера – личное приобретение каждого, а вот сама способность получить Тору зависит от качеств человека, которые во многом наследуются от родителей. В Торе мы встречаем правило наследования, согласно которому по наследству передается не только имущество, но и определенные должности. Но у этого правила есть определенное ограничение. Так, сын первосвященника не становится автоматически новым первосвященником, его необходимо назначить на эту должность, хотя при этом он получает безусловное преимущество перед другими претендентами – в силу того, что сын получает определенные духовные силы от отца.

Таким образом, семейная жизнь, рождение детей, это передача образа Творца следующим поколениям Речь идет о передаче духовного уровня, духовного содержания и даже духовного величия. Когда мы говорим о совместной жизни мужа и жены, нужно помнить, насколько это важная и великая вещь.

Есть выражение – «то, что было наиболее свято, (из-за грехов) опустилось ниже всего». То, насколько нивелировались семейные ценности в наши дни, известно всем. В теме интимных отношений человечество опустилось, казалось бы, до самого низкого уровня, – и, тем не менее, продолжает опускаться еще ниже.

Даже грех первого человека связан с этим: некто третий влез в семейные отношения между Адамом и Хавой. Что такое «кошерная жена»? Та, которая исполняет волю своего мужа. Именно здесь и проявил себя нахаш – подговорил Хаву не слушаться мужа. Важно отметить, что мы сейчас обсуждаем высокодуховные вещи, и следует с особой осторожностью воспринимать все написанное. Когда мы говорим про Ган Эден, мы должны понимать, что любое наше современное понятие имело там совершенно другое, намного более духовное содержание. Именно поэтому комментарий наших мудрецов про то, что Хава, буквально, «сожительствовала» со змеем, ни в коем случае не следует понимать буквально. В Высоком мире, где был единый человек, разделенный на две половины – Адама и Хаву, любое отклонение от этого духовного единства можно считать супружеской изменой. И то, что Хава в какой-то момент послушалась змея, а не своего мужа, которого должна была слушаться всегда, названо нашими мудрецами «сожительствовала со змеем», – это ни в коем случае не буквально. Приводит Раши, что причина зависти змея к совместной жизни Адама и Хавы заключалась в том, что она была совершенно свята, без тени греха, и поэтому они ее совершенно не стеснялись. Ведь стыд – следствие того, что мы ощущаем греховность того, что мы делаем.

Сказано в Торе: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене, и станут они единой плотью». Комментарий Раши: «единая плоть» – это их общий ребенок, который будет продолжением обоих родителей. Рамбан с этим спорит и говорит, что «единая плоть» – это именно единение мужчины и женщины. Ведь потомство есть и у животных, а вот истинное единение – только у супругов. Не случайно муж и жена вместе называются адам, «человек». Наши мудрецы подчеркивают, что буква йуд (י) в слове иш(איש), «муж», и буква hэй (ה) в слове иша (אשה), «жена», – образуют одно из имен Творца. Если муж и жена удостаиваются, то между ними есть Шехина, Б-жественное присутствие. Всевышний присутствует там, где есть цельность, совершенство, а примером совершенства может служить единение мужа и жены. Именно это совершенство единения Адама и Хавы и было поражено змеем.

Первые две тысячи лет творения называются «миром хаоса». Комментирует Рамхаль в «Даат Твунот», что хаосом это называлось потому, что Всевышний не открывался людям. Началом выхода из этого хаоса стало открытие Творца нашим праотцам – Аврааму, Ицхаку и Яакову. Зачем нужен выход из хаоса? Вспомним слова Раши: берешит означает также бишвиль решит «для начала», и этим началом являются Тора и Израиль, которые также называются решит. И все это – ради единства Всевышнего, Торы и еврейского народа. Замысел Творца совершенно не был виден в этом мире в течение двух тысяч лет, и наши праотцы стали началом народа, который открывает Всевышнего в этом мире.

Максимальное раскрытие Шехины, Б-жественного присутствия происходит через семьи – Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков, Рахель и Лея. Они называются авот и имаот – праотцы и праматери. Поскольку змей поразил именно связь между мужем и женой, исправление связанно именно с этим аспектом.

Великие каббалисты – автор книги «Ор а-Хаим» и рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай) – пишут о том, что важность заповеди обрезания для мужчин сопоставима с важностью для женщин соблюдения законов семейной чистоты. Женщина должна очищаться от тумат нида, состояния нечистоты, погружением в кошерную микву. Как женщина считается нечистой, пока она не погрузится в микву, так и мужчина, не сделавший обрезания, духовно неполноценен, например, он не может есть корбан, жертвоприношение. В очищении от греха, в исправлении себя и в освященном семейном союзе и заключается секрет полноценной передачи духовности нашего народа из поколения в поколение.

Как известно, величайшая степень любви, возвышенные отношения между Творцом и еврейским народом раскрываются в Шир а-Ширим«Песне Песней» с помощью аллегории – отношений между мужем и женой. Сказали об этом мудрецы: как возвышенна связь между мужем и женой, раз через это может быть показана и развита идея о связи нашего народа со Всевышним!

Таким образом, мы попытались рассмотреть несколько аспектов. Во-первых, важность и духовная основа брит милы. Во-вторых, почему так важно было для Авраама, чтобы его учение – то, что он открыл Всевышнего в этом мире – раскрылось и передалось через его потомков. Говоря о наших праотцах, нельзя не упомянуть и то, что «отцами» они стали в далеко не молодом возрасте. Удивительно и поучительно для нас то, что им пришлось хорошо поработать над собой, буквально вырасти, чтобы удостоиться потомства.

Тора полна всевозможных запретов и ограничений, касающихся запрещенных связей для мужа и жены. Современному и далекому от основ иудаизма человеку трудно понять, почему это так страшно: человек живет со своей мамой или сестрой. Конечно, некрасиво, но разве это достаточное основание для смертной казни? Однако для нас это – в категории «умри, но не преступи», и даже под страхом смерти мы не можем такое совершить. Надо постараться понять, что силы, которые заложены в мужчине и женщине, даны нам для раскрытия Творца в этом мире. Это – суть еврейской семьи, рождения детей, передачи всего, что у нас есть, будущим поколениям. Когда эти силы оскверняются тем, чего делать нельзя – это страшная катастрофа! Тем не менее, мера добра Творца многократно больше. Когда мы удостаиваемся раскрыть эти силы в чистоте и святости еврейской семьи, это приводит Шехину в наши дома, делает наших детей подобными праотцам. Таким образом, образ Творца раскрывается в нашем праведном потомстве.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=6969