О любви — Любить человека и Творца

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2626

Часть 2. Любить человека и Творца. Начало здесь.

Однажды ко мне за помощью обратился человек, находящийся на грани развода. Мы поехали за советом к светочу Торы нашего поколения раву Штейнману, дай Б-г ему здоровья и долгих лет жизни. Рав Штейнман, обладающий острым умом и умением быстро видеть суть дела, выслушал наш короткий рассказ, и посоветовал этому мужчине найти в себе силы дальше дарить жене любовь, делать ее счастливой. Что мы можем выучить его слов? Что источник любви в семье – это муж.

Если коротко сформулировать то, к чему Тора обязывает мужчин, это будет следующее: мужчина обязан сделать жену счастливой. Заповеданное Торой не всегда легко исполнить, требуется приложить много сил и терпения. Однако, то, что нам заповедано, мы в силах исполнить. Заповедь возлюбить ближнего начинается, в первую очередь, с жены, детей и родителей.

В еврейской семье заложена огромная сила любви. Мы должны распространить эту силу любви на все стороны жизни семьи. Любовь не приходит сама по себе. Это качество, которое надо в себе воспитывать и учиться ему. Любовь выражается в том, какую часть своего сердца, своей души человек отдает другим.

У заповеди «возлюби ближнего, как самого себя» есть два проявления: уметь чувствовать боль ближнего и уметь радоваться за других. Нужно научиться радоваться тому хорошему, что есть у других, даже если у самого этого нет (и даже если мне его чрезвычайно не хватает). Хорошие качества характера собственного ребенка, успехи в учебе, безусловно, радуют каждого родителя. Если мы видим все это у другого ребенка, это тоже должно нас радовать, а не приводить в уныние.

Противоположность этому – царут айн, айн ра – понятие, близкое к русскому понятию «дурной глаз», когда человеку важно, чтобы все хорошее было только у него. Это качество, как сказано в Пиркей Авот, отличает учеников (последователей) негодяя Билама. Надо постараться максимально отдалиться от него. Мы должны научиться искренне радоваться за других. «Добрый глаз» – то, что отличает учеников Авраама. Религиозному человеку, осознающему, что Всевышний – Творец мира, необходимо пробудить в себе это чувство – радость за творения Всевышнего, за их совершенство. Основа этого чувства заложена в каждом из нас, надо нужно его развивать.

В наших душах потенциально заложена любовь ко всем ближним, любовь ко Всевышнему. Нужно лишь постоянно развивать этот потенциал. Начинать нужно со своей семьи. Придется немало поработать для того, чтобы научиться проявлять чувство любви к супругу и детям. Мы должны научиться заботиться о них, думать о том, как сделать, чтобы им было хорошо, а не о том, как нам было бы хорошо с ними, т. е. – как наиболее эффективно их использовать.

Очень трудно научиться любить тем людям, которые выросли в семьях с неправильными ценностями. Такой человек, даже придя к Б-гу и сделав тшуву, оставив прошлую семью не может оставить те жизненные установки, которые получил в детстве. Изучение Торы и ее исполнение могут стать новой формой эгоцентризма. Дурное начало знает, как обмануть человека, оправдав самые далекие от Торы поступки.

На практике, как увидеть, так и проявить любовь несложно. Объективная оценка в данном случае – то, насколько каждая встреча мужа с женой и родителей с детьми становится источником радости. Это – непростое, но очень стоящее вложение. Старание доставить другому человеку радость всегда приносит свои плоды. Мы даже не догадываемся о том, насколько это избавляет нас от огромного количества проблем! Известная фраза «ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка», очень подходит к нашему примеру! В нашем поколении, после мощной волны возвращения к вере, есть, к сожалению, обратный процесс – дети иногда отходят от веры отцов. Причина, а точнее – одна из причин – в том, что дети не доверяют родителям, не любят и не стремятся делать их счастливыми. Как это можно предотвратить? Нужно дать детям больше любви! Если бы мы больше любили детей, то у нас было бы меньше детей на улицах.

Сказано в Мишлей (13:24): «Хосех шивто – соне эт бно». На русский язык это можно перевести как «жалеющий палку (посох)» или как «жалеющий порицание (мусар)» – «ненавидит своего сына». Истинная любовь к детям проявляется, в том числе, в наказании и порицании. Есть любовь, которая приводит к тому, что родители не наказывают детей, не высказывают им порицания. Из-за последствий, которые могут произойти с такими детьми, такая «любовь» называется ненавистью. Нам сейчас даже более важен «посох» порицания, потому что, на самом деле, мы не умеем наказывать детей. Примеры из Торы – Ишмаэль и Эсав. Из Торы и мидрашей мы можем видеть, что их папы слишком их любили, и мало обращали внимания на их недостатки.

Любовь к детям не означает вседозволенность. Истинная забота о детях заключается в том, что мы, заботясь об их благополучии, можем запретить им то, что нуждается в запрете, и это не будет воспринято ими как проявление нелюбви. Восприятие ребенка должно быть таким: «Папа (или мама) меня очень любит, и если он запрещает что-то очень привлекательное, значит, он лучше знает, что это плохо для меня». Мы сейчас говорим, прежде всего, о порицании, потому что, на самом деле, мы не умеем наказывать детей.

Большой специалист в области воспитания, рав Шломо Вольбе пишет, что для ребенка очень важно расти в здоровой обстановке. Это означает, прежде всего, атмосферу всеобщей любви. Окруженный со всех сторон любовью семьи, как Облаками Славы, ребенок растет в гармонии и вырастает цельной личностью.

Когда человек приучается любить своих детей и супруга по-настоящему, постепенно он научится любить каждого еврея. Трудно любить всех, особенно если некоторые люди нам неприятны. Тем более надо приучить себя их любить, несмотря на дискомфорт.

Когда любовь человека постоянно развивается в отношении домочадцев и ближних, ему остается один шаг до истинной любви к Творцу. Если же у человека не развита сила любви, если он не хочет и не умеет считаться с окружающими, то даже если он будет многое получать от ближних, для него это не станет причиной любви к окружающим. Он будет утверждать, что его родители заботятся о нем только потому, что у них есть инстинкты. Человек, которого с детства воспитывали в любви, видел, что забота о нем родителей – это желание сделать ему хорошо, желание давать, бескорыстная любовь. Это вызывает желание отблагодарить добром за добро. Если же мы вдумаемся в то, сколько добра дает нам Всевышний, сколько Он делает для нас невероятных вещей, материальных и духовных, даже в тяжелые периоды нашей жизни, мы ощутим любовь к Нему.

Если человек развивается как личность, умеющая дарить любовь другим, то он, безусловно, полюбит и Творца, и поэтому исполнит всю Тору. Это – основа Торы.

Проблема для многих – действительно любить Всевышнего в период больших несчастий, когда в мире проявляется эстер паним, сокрытие Лика Творца. Никто не застрахован от несчастий – ни мы лично, ни наши близкие. Мы не можем прожить жизнь без страданий. Надо уметь любить Всевышнего, любить людей – даже несмотря на то, что жизнь полна страданий.

Я лично знал главу ешивы Мир рава Носона Цви Финкеля. Он жил практически в непрерывных страданиях, и при этом любил окружающих. Его состояние было настолько тяжелым, что врачи говорили, что даже человек с десятой долей его проблем давно бы лежал в глубокой депрессии и смотрел в потолок. Рав Финкель вел активную жизнь, давал уроки, принимал сотни посетителей. Я был знаком с ним задолго до того, как он стал главой ешивы, и тогда внешне он казался совершенно здоровым. Когда он занял должность главы ешивы, болезнь Паркинсона уже прогрессировала. Но он, несмотря на болезнь, буквально перевернул всю ешиву Мир, совершил много удивительных вещей. Я не узнавал в нем того, молодого рава Носона Цви. Как-то я спросил у одного авреха: «В чем секрет главы ешивы Мир»? Он дал удивительный ответ: «Каждый ученик чувствует, как сильно его любит рав Финкель». Как-то самого рава Носона Цви спросили, помнит ли он по именам всех учеников его ешивы (тогда – более трех тысяч человек). Он ответил: всех – нет, большинство – да, но всех очень люблю! На примере рава Финкеля мы видим, как можно любить всех, несмотря на то, что человек каждый день испытывает страшнейшие страдания.

Обычно страдающий теряет качество любви, остается лишь жалость к самому себе, депрессия… Я хорошо помню, что, когда моя дочь обручилась после нескольких лет ожидания, для нашей семьи это была настолько большая радость, что я не мог не взять молодую пару к раву Носону Цви Финкелю, чтобы получить от него благословение. У нас сохранилась фотография этого визита – на ней вы можете увидеть человека, сияющего от радости! Это – не отец невесты и не жених, это рав Финкель, любящий всех евреев, несмотря на непрерывные головные боли, невозможность нормально ходить, заботы об огромных расходах ешивы. Силы духовные несоизмеримо выше сил физических. Постоянная работа над этими качествами намного важнее тренировки мышц тела.

Сокрытие Б-жественного Лика – естественная причина того, что человек ослабевает в своей любви к Всевышнему. Нам надо воспитывать себя и своих детей так, что в жизни не всегда все идет по плану. Есть проблемы, бывают сложности, но ни одна из них не отменяет заповедь любить Творца и людей. Надо помнить также, что все, исходящее от Творца – к лучшему.

Как-то мне на глаза попалась книга воспоминаний человека, который пережил Катастрофу. Этот человек писал: «Силы пережить Катастрофу мне давала та обстановка любви, в которой я вырос в доме». Когда ребенок растет в доме в атмосфере любви – даже, если его наказывают, но делают это из любви, – то эта любовь усваивается им. Он видит, что любовь лежит в основе всего мира. Он увидит любовь Всевышнего – даже, когда Он нас наказывает, Он нас любит. Если же человек не вырос в такой атмосфере, то эта идея далека от него, не живет в его душе, и ему тяжелее полюбить Всевышнего, даже когда он осознает это разумом.

Почему любовь к ближнему является основой всей Торы, и в том числе – заповедей между человеком и Творцом? Мне кажется, что ответить на этот вопрос нужно так: человек, любящий ближних, видит огромное добро, которое несет нам Всевышний, чувствует Его любовь к нам и возвращает эту любовь Ему путем исполнения заповедей.

Дай нам Б-г вырастить самих себя и наших детей в атмосфере любви, чтобы эта любовь оставалась с нами всю жизнь и помогала быть верующими евреями, любящими Всевышнего и людей.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=29459