Нет депрессии! — Духовная профилактика душевных проблем

Дата: | Автор материала: Зисси Скаржинская

3830

От редакции. Данную статью ни в коем случае нельзя считать заменой квалифицированной медицинской помощи в случае клинической депрессии.

Героическая еврейская женщина! Чего только не приходится ей терпеть. В том числе и несправедливые обвинения в несостоятельности как матери. Время от времени вновь всплывает и мусолится в СМИ какая-нибудь история, поражающая воображение. Как результат – новые необоснованные обвинения, выдвигаемые против всего религиозного общества в целом.

Примечательно, что, когда речь идет о бедной семье, говорят, что мать не справилась из-за бедности. Типичный вывод: «денег нет – не заводите детей». Но если семья была достаточно обеспечена, то «общественное мнение» начинает искать иные поводы для обвинений. Например, несмотря на материальное благополучие, мать наблюдалась у психиатра или принимала таблетки от депрессии. То есть неважно, какую финансовую базу имеет семья, главное – «зацепиться» за внутренний мир матери.

Наше время характеризуется, к сожалению, довольно большим количеством людей, в разной степени пользующихся успокоительными, таблетками для концентрации внимания, антидепрессантами. Видимо, наше поколение окончательно ослабло, наши души настолько измельчали, что просто не в состоянии справиться даже с минимальной нагрузкой. Вероятно, Машиах уже близко.

Интересно, что депрессивное расстройство известно еще из древности. Во времена Гиппократа это состояние врачи характеризовали, как овладение человеком «черной желчью». В наших еврейских источниках оно также известно под этим названием. То есть врачи подозревали, что эта болезнь имеет физиологические причины. Источником этой болезни считалась одна из основ, из которых состоит человеческое тело: земля. [Всего их четыре: огонь, вода, воздух, земля.] Это – самая материальная из всех четырех основ. Рамбам видел три причины появления «черной желчи»: неправильная работа печени, неправильное питание (способствующее загустеванию крови), слабость селезенки (которая не помогает в работе печени).

До открытия антидепрессантов для лечения расстройств активно использовали медикаменты с возбуждающим эффектом, которые способны вызвать состояние эйфории. Такими стимуляторами были опиум (и его производные – опиаты), кофеин, женьшень. Наряду с ними для уменьшения возбудимости и снятия тревоги применяли соли брома, валериану, мелиссу, пустырник.

В наше время с помощью таблеток-антидепрессантов можно откорректировать настроение до присущей индивидуальной нормы, стабилизировать эмоциональный фон, уменьшить беспокойство и тревожность, устранить заторможенность, увеличить двигательную и умственную активность. На сегодняшний день выделено 30 химических посредников – медиаторов, в задачи которых входит перенос информации от одного нейрона к другому. Непосредственное отношение к депрессивным расстройствам имеют три медиатора – биогенные амины: норадреналин, дофамин и серотонин. Таблетки против депрессии регулируют необходимый уровень концентрации одного или нескольких медиаторов, тем самым корректируя нарушенные в результате заболевания механизмы работы мозга.

Все это призвано внушить нам оптимизм. Врачи обещают скорректировать процессы, происходящие в нашем теле, – и все вернется в норму. Тем не менее… Очевидно, что таблетки не всегда могут стать решением. Множество случаев, о которых мы слышим, показывают, что иногда медицинское вмешательство, психологическая помощь, различные терапии не помогают. В конце концов, все описанные проблемы связаны с внутренним миром человека. Поэтому стоит быть очень осторожными с состоянием ацвут, отнестись чутко к грусти, и не дать им перерасти в настоящую депрессию.

Раби Нахман из Бреслава считает, что человек способен сам ввести себя в ацвут и самостоятельно выйти из него. Если человек погружен в печаль, следующей стадией будет депрессия, мара шхора («черная желчь»). Человек, погруженный в грусть, производит в своем теле повышенные количества «черной желчи», словно больной. Эта желчь затормаживает кровь, не дает жизненной силе проходить к мозгу. Интересно, что раби Нахман разделяет грусть, идущую от селезенки и являющуюся деструктивной, абсолютно плохой чертой, – и лев нишбар, то есть «сердце сокрушенное» – качество, о котором в Теилим написано, что «Всевышний не будет его презирать» (Теилим, 51:19). Раби Нахман говорит, что «черная желчь» опасна, и тень смерти пребывает рядом с таким человеком.

Но «сердце сокрушенное» – это созидательная сила, порождающая жизнь, дающая импульс двигаться дальше. «Черная желчь» заставляет человека чувствовать себя одиноким, покинутым, никому не нужным. Он не чувствует вкуса ни к чему, нет надежды, и даже его тело физически меньше двигается, тяжелеет. Но «сокрушенное сердце» не заслоняет перед человеком надежду и будущее. Оно дает ему силы изменять свою жизнь.

Склонность человека к «черной желчи» или к «сокрушенному сердцу» – в свойствах его характера. Если при появлении трудностей человек оправдывает приговор Небесного суда, признает свою вину, смиряется, исправляется и просит Всевышнего о милости, то это – «сердце сокрушенное». Однако если человек – гордец, обвиняющий Небеса в «неправильном суде», если он ворчит на свою жизнь и гневается – это «черная желчь».

Интересно, что современное немедикаментозное лечение включает в себя «лечение прекрасным», например, арт-терапию, терапию музыкой. Но нам уже известны примеры подобного из еврейской истории. Царь Шауль лечил свое дурное состояние духа (руах раа), вызванное тревогами и завистью, именно музыкой. Для него играл Давид. Однако раби Нахман, которого можно назвать специалистом по настроению и внутреннему миру, дает другой совет.

В книге раби Нахмана «Ликутей Моаран» (часть 2, 23) написано: «По поводу радости. Приведем притчу. Иногда, когда люди радуются и танцуют, они хватают одного человека извне [круга танцев], который пребывает в грусти и [состоянии] “черной желчи”. Его насильно втаскивают в круг танцующих и заставляют, даже если он не хочет, радоваться и веселиться вместе с ними. [И он может радоваться!] Это происходит потому, что, когда человек радуется, несмотря на грусть, «черную желчь» и свои мучения, тогда [эти ощущения] скрываются от него, уходят в сторону.

Но есть более высокая ступень: постараться и преследовать свою грусть самому, и ввести ее [вместе с собой в состояние] радости. Сделать так, чтобы грусть сама превратилась в радость. Тогда его “черная желчь” и все его страдания обратятся в радость. Потому что так происходит с тем, кто [погружается в состояние радости] – от увеличения радости и ликования его волнения, грусть, уныние превратятся в радость. И именно об этом написано: “веселье и радость найдут они, и удалятся печаль и стенание” (Йешаяу, 35:10). Печаль и стенание спасаются бегством от радости! <…> Поэтому нужно ввести их насильно внутрь радости, ведь они убегают от нее. Ибо печаль и стенание – порождения “другой стороны” [то есть сил зла] этого мира, они не хотят приближаться к святости, поэтому бегут от радости. Из-за этого их нужно насильно вводить в радость, то есть в святость».

Это тем более касается религиозных женщин, которым известно, что нужно служить Всевышнему в радости. Раби Нахман дает еще совет: нужно «держаться хороших дней». Что это значит? «Как несколько слепых, которые держатся за одного зрячего и доверяют ему», – говорит раби Нахман. «Так же, как слепые идут за зрячим, так же «слепые» дни пусть держатся за день, наполненный светом от Всевышнего, день, когда человек смог усилиться и приблизиться к Нему – и получил свет. Пусть и сейчас пробудится его сердце от того духовного рассвета, который он наблюдал тогда, но теперь упал с того уровня. Пусть вернется он в те дни (и возьмет свет оттуда)» («Ликутей Моаран» 141).

Если в прошлом человек пережил счастливое событие, которое дало ему свет, то в минуты временного упадка сил ему стоит вспомнить те дни, свои ощущения тогда. Если сейчас внутреннее зрение человека не видит, что могло бы порадовать его, он, как слепой, не видит того хорошего, что скрыто от него, то пусть возьмет свет своим глазам из того времени, когда его внутреннее зрение было открыто. То есть вспомнит хорошие дни, и это поможет увидеть настоящее в лучшем свете.

Известная фраза раби Нахмана: «Большая мицва (заповедь) – пребывать в радости всегда», но верно и иное ее прочтение: «Большая радость – пребывать в заповеди всегда». Существует история-мидраш о царе Давиде. Как-то раз, будучи в бане, он осознал, что сейчас не исполняет никакой заповеди: ни тфилина, ни талита. Даже Тору не может учить. Царь расстроился. По-настоящему расстроился, как может расстроиться только царь Давид, оказавшись без возможности исполнить заповедь! Но затем он осознал, что одна заповедь все равно с ним – мицват брит мила, заповедь обрезания. Какая же это была радость! Он сказал об этом: «Радуюсь я словам [это о брите] Твоим, как нашедший великую добычу» (Теилим, 119:162). Что было бы, погрузись он тогда в беспросветную грусть от одной этой мысли – «нет у меня ни одной заповеди в бане»?! Но он искал и нашел.

Поскольку ацвут – одно из проявлений дурного начала, «сидящего на вратах сердца», а исполнение заповедей прогоняет йецер а-ра с насиженного места, то ясно, что заповеди позволяют крови, жизненной силе, течь от сердца свободно, питая все органы тела.

Человек может подумать: «Разве так уж важна исполненная мной заповедь? Ведь многие люди исполняют заповеди, а я сам не на таком уж высоком духовном уровне». Однако то, что человек пребывает в этом мире, как известно, само по себе свидетельствует о том, что этот мир не может существовать без этого человека. Все люди – разные, у каждого – своя задача. Иначе зачем Всевышний создал такую удивительную систему генов, хромосом, уникальных генетических кодов. Каждый человек абсолютно уникален, даже однояйцевые близнецы – на самом деле разные. Если уж к каждой травинке приставлен персональный ангел, следящий за ее ростом, то тем более – к каждому человеку. Так и заповеди, исполняемые каждым человеком, – уникальны. Никто не может сделать за другого его мицву, пройти за другого его путь. Эта мысль может помочь справиться с грустью, поскольку быть нужным – одна из основных потребностей любого человеческого существа. Более того, каждый нужен именно на том месте, куда Всевышний его привел. Здесь человек лучше всего исполняет свое предназначение. Возвращаясь к словам раби Нахмана, вместо ропота против приговора Небес (свойство «черной желчи»), нужно присмотреться к происходящему и попробовать понять, почему Всевышний привел меня именно в эту ситуацию.

Рав Замир Коэн приводит такой интересный пример на тему ацвут. В книге Дварим есть стих: «Человек – дерево в поле» (Дварим, 20:19). Человек сравнивается с деревом. Мы знаем, что летом дерево цветет и плодоносит, а зимой листья опадают. Разница между летом и зимой в том, что летом есть тепло и свет, а зимой тепла нет, света гораздо меньше, – и дерево теряет листву, выглядит как мертвое. Но стоит пригреть весеннему солнышку… Так же и человек – если не получает тепло и свет, чувствует себя мертвым. Поэтому лекарством от ацвут для «мертвого» человека может стать тепло и забота о нем. А какой свет имеется в виду? Свет Торы. «Потому что свеча – заповедь, а Тора – свет». Тора сама по себе названа светом. То есть, занятие Торой даст человеку свет, который отдалит от него грусть, ибо таково ее свойство.

Рамхаль в книге «Дерех Ашем» пишет, что все науки этого мира дают человеку только знания. Тора же несет ему свет. Этот свет улучшает его самого, его природу, качества его характера. Рамхаль говорит, что «Всевышний привязал к словам Торы высочайший духовный свет». И этот свет входит в человека в процессе учебы.

Но вернемся к проблемам женщин. Основными факторами (помимо чисто физиологических гормональных изменений), способными вызвать послеродовую депрессию (самую частую в нашем обществе), считают:

1. Физическое и моральное истощение после родов.

2. Тяжелую беременность, роды с осложнениями, долгий восстановительный период, вызвавшие сильный стресс.

3. Несоответствие действительности желаемому: разочарования, связанные с новорожденным.

4. Отсутствие моральной, физической, материальной поддержки со стороны мужа и/или близких.

5. Низкую стрессоустойчивость, зацикленность на негативе, общий депрессивный настрой.

Современные врачи рекомендуют полноценный отдых, сбалансированное питание, свежий воздух и физические упражнения, прогулки, купание. Психологи советуют близким обратить внимание на переживания, опасения и страхи женщины, окружить ее теплом и заботой. Кроме того, самой женщине стоит подобрать для себя приятную музыку, яркую и насыщенную цветовую гамму (с преобладанием красного и оранжевого) для тех предметов, которые ее окружают, круг общения – людей, от которых она наполняется оптимизмом.

Интересно, что Рамбам вполне согласен с этими рекомендациями. Своему султану (Салах-ад-Дину), который страдал от целого букета заболеваний, в том числе от мара шхора, Рамбам советует: разнообразное питание в подходящее время, режим, физические упражнения, включая дыхательные, чтение и слушание музыки, прогулки в саду и на дикой природе, приятные беседы с друзьями, купание и сон. Женщинам эти рекомендации помогут избежать или улучшить наше состояние в отношении первых двух из перечисленных факторов, более физиологических.

Рамбам также дает человеку программу, несколько этапов, как самому постараться выйти из душевного кризиса. Среди этих этапов есть, например, Стройка. На данном этапе человеку предлагается прекратить обвинять во всем обстоятельства, перестать считать, что его счастье зависит от других, что «они» сделали его несчастным, присмотреться к собственному внутреннему миру. Изучить связь между собственными действиями, чувствами и мыслями. Когда он осознает, что его чувства зависят только от него самого, он обнаружит, что в нем оказывает влияние, а что – принимает это влияние, обнаружит свою силу влиять на собственное отношение к происходящему и на настроение. То есть, если человек не может изменить обстоятельства, то он должен поменять свое отношение к ним.

Кроме того, есть Разделение. На этом этапе человек способен взять на себя ответственность за свою жизнь. Он может понять свои нужды и признать их важность. Эти два этапа помогут побороться с третьим и четвертым факторами послеродовой депрессии. Признать, что наши, возможно, завышенные, ожидания привели к разочарованию и изменить свое отношение к происходящему – в силах человека. Отсутствие подобающей помощи со стороны близких соотносится с советом «перестать считать, что наше счастье зависит от других». Кроме того, «взять на себя ответственность за свою жизнь» поможет не опускать руки при отсутствии помощи. «Если не я для себя – то кто для меня?» (Пиркей Авот, 1:14).

Есть и этап Боль. Это способность человека исцелить самого себя. Когда человек обнаруживает в себе самую нижнюю точку отчаяния, он не должен бежать от нее. Он всматривается в нее, не отталкивая. Он изучает ее до конца, чтобы больше не бегать от нее, чтобы излечиться. Погрузиться, чтобы вынырнуть. Это похоже на неделю полного погружения в горе во время дней Шива. Человек семь дней обязан думать только о своей утрате, чтобы сполна пережить ее и, по окончании дней траура, встать. Но встать, пережив это, смирившись с этим. В отношении «ацвут» такой подход спасает от «зацикленности», от постоянного возвращения к пережитому, то есть от последнего пункта.

В заключение хочется сказать, что все приведенные советы можно использовать вместе или чередовать, главное – чтобы помогло. Например, слушать музыку, гулять на природе, делать зарядку, плавать – и пребывать в радости, исполняя таким образом заповедь. Беседовать с приятными людьми, встречаться с друзьями – на уроках еврейской этики или на уроках Торы.

Мы с вами уникальны, каждый человек в этом мире – нужен. Без нас этот мир, такой, каким его задумал Творец, не может существовать. Берегите себя! В отношении здоровья, в том числе физического, у нас написано: «И берегите очень души ваши» (Дварим, 4:15). Это включает в себя и избегать опасности. Даже о соблюдении Шаббата не написано «очень». Следовательно, в отношении собственного душевного и физического здоровья не должно быть никаких послаблений!

Подготовила Зисси Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=30449