Цельность еврейского дома — Почему помощник важнее руководителя?

Дата: | Автор материала: Рабанит Лора Полищук

1801

Многих ли женщин среди нашего, русскоязычного, окружения вы знаете, которые бы пришли «в религию» из традиционной, в еврейском понимании, семьи? Единицы могут сказать про себя, что с детства их окружала в доме атмосфера любви, взаимоуважения, любви к Творцу и исполнения заповедей. Далеко не все скажут, что они видели вокруг себя исключительно достойные подражания вещи и, на самом деле, тот образ жизни, который мы (то есть «они») сейчас ведут – копия их родительского дома, до мельчайших деталей. Если такие все же есть среди читательниц этой статьи, то они, скорее всего, не найдут для себя ничего нового, а лишь прочитают о давно известных им истинах. Однако опыт показывает, что большинство из нас, так называемых, баалот тшува, пришли в мир традиционных ценностей еврейской семьи с несколько другим багажом и другим порядком предпочтений в том, что касается роли еврейской женщины в еврейском доме. Самый простой и очевидный пример в подтверждение этого – практически никто из нас не имеет опыта воспитания детей в многодетной семье. А если мы не то, что не выросли в окружении многочисленных братьев и сестер, но и не имели возможности наблюдать такие семьи со стороны (ведь в нашем окружении было принято иметь одного, двух или, в особых случаях – трех детей), – то, откуда нам знать, как строить собственную многодетную семью, как воспитывать детей и как вести себя в такой семье? Как, наконец, не сорваться на мужа, когда трое малышей одновременно плачут?

Мне, как и большинству из вас, не довелось родиться и вырасти в традиционной, в понимании большинства, семье. Мне также, как и вам, приходилось учиться самой, на собственных ошибках и пробуя практически на ощупь. Мне также, как и вам, пришлось в свое время и, наверное, до сих пор приходится пересматривать свое «прошлое» отношение к семье и к детям с оглядкой на себя настоящую. С одним лишь различием: слава Б-гу, и возраст, и количество детей (и внуков!), и годы, прожитые в Израиле, и опыт работы в школах могут помочь мне, с Б-жьей помощью, сделать какие-то вещи понятнее, ближе. Цель наших статей – разобраться с тем, кто мы такие, какое место в нашей жизни занимает семья, какой она должна быть и какими хотим себя видеть мы, еврейские жены, матери, свекрови, тещи, невестки (а кто-то – и бабушки)!

Как гласит врачебная поговорка, «правильный диагноз – половина успешного лечения». Сам факт того, что тема еврейской женщины в еврейской семье поднимается, говорит о том, что нам есть, куда расти, и что мы двигаемся в правильном направлении. Да, наше поколение вернувшихся к Творцу заново «изобретает колесо». Мы открываем для себя заново то, что для поколения моих бабушек было само собой разумеющимся. Тогда, например, слово «развод» звучало, как гром среди ясного неба. А сегодня мы привыкли к «неполным семьям», как к неизбежному явлению. И мы не видим в этом крах, неудачу, провал. Мы воспринимаем это, скорее, как обычный этап в жизни семьи. И это – не наша вина, мы выросли в таком обществе! То тут, то там можно было услышать, что «он был таким-сяким, а я – само совершенство». Но подход, привычно очерняющий вторую половину, чужд иудаизму.

Я не преувеличу, если скажу, что роль женщины в еврейской семье является важнейшей, даже при том, что глава семьи, конечно же – муж. От женщины, в первую очередь, зависит, какой будет семья, и какими вырастут дети. Никто не спорит с тем, что бывает, что несовместимость пары очевидна, и единственный выход – это развод (не зря же он предусмотрен Торой). Но это очень и очень редкий случай! Чтобы так утверждать, нужно, как минимум, выходить замуж «вслепую», не встречаясь с будущим мужем до свадьбы больше одного раза, и ничего о нем не разузнав. Мы же с вами, как правило, встречались с будущими мужьями до свадьбы достаточное количество раз, чтобы оценить возвышенную душу и прочие положительные стороны избранника, ведь на основании этого мы собирались строить семью. Понятно, что после свадьбы то хорошее, что нам было важно в супруге, никуда не девается, надо лишь продолжать видеть это, обращать на это внимание и много сил и времени вкладывать в то, чтобы построить дом по Торе именно со своей парой. Мы хотим, чтобы дети были похожи именно на мужа. Мы хотим, чтобы наш пример был всегда у детей перед глазами, чтобы они продолжили цепочку передачи Торы и дальше, – в свои собственные семьи и своим детям. Нам очень важно сделать так, чтобы дети захотели продолжать наше дело, во всем походить на нас. Ведь часто бывает так, что дети вырастают с мыслью «пусть будет как угодно, но только не так, как было в доме моих родителей». При этом, они стараются построить свою семью с точностью до наоборот. Это тоже требует немалых усилий. И все же наша задача – сделать так, чтобы наш пример был самым главным, достойной моделью для подражания. Чтобы наш дом был таким, в котором хочется жить и в который хочется возвращаться!

Я не первый год в Израиле – если быть точной, мы сделали алию больше 40 лет назад. Стоит ли говорить о том, как сильно израильтяне своим образом жизни и менталитетом отличаются от того, к чему мы привыкли в советское время и на постсоветском пространстве? Как говорится, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. И если мы выбрали жизнь здесь (а те, кто еще не здесь, хочется верить, в скором времени станут нашими соседями), то, не лишним будет познакомиться с некоторыми особенностями культуры. С Б-жьей помощью, надеюсь, мой опыт окажется полезен – не в виде скучной лекции, но в форме вопросов на актуальные темы и как можно более полных ответов.

Население Израиля, прежде всего религиозное – уникально: кого здесь только нет! Представлены выходцы практически из общин любой точки мира. И все мы, при этом, соединены в поразительном единстве – при всей несхожести национально-географических традиций. Очень хочется верить в то, что выходцы из России, Украины и других стран СНГ не будут жить обособленной группой, не зная, не понимая, и не принимая особенности других евреев, а, напротив, гармонично вольются в израильское общество и внесут в него свой важный вклад, обогатив общину. Чем больше мы попытаемся уяснить для себя, как жить в обществе разнообразных культур, как его адекватно воспринимать и как положительно к нему относиться, тем проще нам будет это позитивное восприятие собственной жизни передать нашим детям и вырастить их цельными и счастливыми евреями.

Как известно, Тора начинается с рассказа о сотворении мира и создании человека. Конкретно о создании человека сказано так (Берешит, 1:27): «И создал Б-г человека… мужчиной и женщиной создал их». Дальше сказано (Берешит, 2:18): «… Нехорошо человеку быть одному. Сделаю ему помощь против него». Дальше, собственно, идет рассказ о создании женщины. Для нас с вами важно помнить, что Тора – это не развлекательное повествование, а «инструкция». Слова «эзер ке-негдо», согласно Раши, означают следующее: если удостоился – то эзер (помощь), если не удостоился – «против него, чтобы бороться с ним».

Есть для этого стиха еще одно объяснение, которое точно придется не по вкусу сторонникам равноправия. Изначально нас, женщин, создали как эзер – помощницу, и никогда женщина не была самостоятельной единицей. В нашей истинной женской сущности заложено основное стремление – помогать и поддерживать. Мы не созданы быть самостоятельными и независимыми! Важно понять этот почти философский постулат: Всевышний создал мужчину с тем, чтобы он стремился к совершенству. Женщина же была создана с тем, чтобы добиться совершенства своей помощью мужу в достижении его собственного максимума. Женщина может обладать многими талантами и уметь делать многое, постигая сложные науки и управляя компаниями, может казаться абсолютным совершенством, – и все равно оставаться немного неполноценной без исполнения своей главной задачи. Стопроцентная реализация потенциала женщины возможна только при одном условии: когда есть муж и есть реализация потенциала женщины-помощницы.

Тут стоит сделать необходимую оговорку. Написано в Гемаре: за что женщины удостаиваются будущего мира? За то, что помогают своим мужьям и сыновьям учить Тору. Понятно, что в наших с вами корыстных интересах как можно больше времен и возможностей выделить нашим большим и маленьким мужчинам на учебу. Но ведь есть и те, кому просто некого посылать в дом учения – не у всех есть мужья и дети в силу ряда причин. Какова же их доля в будущем мире? В таких случаях также не все потеряно: стоит спросить своего раввина, какой из путей поможет поучаствовать в заповеди. Это может быть отделение маасера и распределение его между нуждающимися аврехами или любая другая помощь, связанная с изучением Торы. Главное – знать, что у каждой из нас потенциально есть возможность удостоиться будущего мира за счет того, что мы посылаем мужей и сыновей учить Тору.

Скорее всего, некоторым определение роли женщины, как помощника, все еще не по нраву. Давайте поймем, что это за помощь, на примере. Представьте себе, что какому-то строителю предложили построить прекрасный дворец. Строитель умеет возводить стены, вставлять окна, все знает о внутренней отделке, но при этом он понятия не имеет о том, как закладывать фундамент и как рассчитывать его прочность. Что ему остается делать? Обратиться за помощью к специалисту по фундаментам! Также и в наших семьях: муж может определить верный курс и вести лодку семьи по океану жизни. Однако основу любой семьи всегда определяет женщина. На наших плечах держится благополучие семьи!

Все, что мы представили выше в виде иносказаний и примеров из Торы, можно описать в виде следующей схемы: мужчина – глава семьи, смысл и цель жизни которого – расти духовно и постигать мудрость Творца. Без такого духовного роста жизнь еврейского мужчины практически бессмысленна. При этом, в одиночку, мужчина никогда не сможет раскрыть полностью свой потенциал. Для этого ему просто необходим помощник, друг и соратник. То есть мы, женщины. Без жены мужчина не является полноценным человеком, и это слова Торы! Жена – это, конечно, не руководитель, а помощник руководителя, но помощник необходимый, без которого корабль под названием «еврейская семья» не поплывет в нужном направлении! Зная о том, что мы, в первую очередь, помощники, нам легче разрешить какие-то сложные ситуации, взглянуть на себя и на мужа немного со стороны и понять, как можно именно помочь (в том числе и мужу) выйти из сложной ситуации с достоинством, и найти верное решение. Там, где первоначальный посыл современной женщины вопиет о необходимости отстаивать лидерские позиции, или, как минимум, трясти договором о равноправии, мудрая еврейская жена оставляет за собой место главного и необходимого помощника. На этой незыблемой позиции она сохраняет и украшает свой дом.

Когда мы говорим о том, что Всевышний создал нас идеальными помощниками, подразумевается, что Творец при этом снабдил нас всеми необходимыми инструментами для исполнения такой роли. Сама наша внутренняя женская суть может помочь нам достичь максимума в нашей семье. Как-то к раву Вольбе пришла женщина,баалат тшува, с вопросом. Дело в том, сказала она, что я выросла в такой семье и в таком обществе, где всячески поощрялось стремление женщины к социальному успеху наравне с мужчинами. Я стремилась построить карьеру, иметь солидный счет в банке, мужа-равноправного партнера… И теперь все, что я узнаю о роли женщины, как помощника своего мужа, вступает в конфликт с тем, как меня воспитали изначально. Как вы думаете, уважаемый рав, есть ли у меня шанс стать хорошей еврейской женой, несмотря на мое прогрессивное воспитание? Рав Вольбе ответил, что, безусловно, в каждой женщине генетически заложены все те необходимые инструменты, которые помогают ей строить семью: любовь, терпение, эмпатия, милосердие и т. д. И не столь важно, кто и как был воспитан, как знание о том, что у нас есть и всегда будут все необходимые качества, о которых мы упоминали выше.

Если мы продолжим читать Тору и выбирать оттуда отрывки, связанные с ролью и предназначением женщины, то стоит обратить внимание на следующее. Написано так (Берешит, 2:24): «И оставит человек отца и мать своих, и прилепится к жене, и станут они единой плотью». Тора не просто так использует глагол идабек, «прилепится», однокоренное слово – девек, клей. Мы все понимаем, что подобное соединение обеспечивает стопроцентный контакт, особенно прочный и, что еще более важно, неразрывный!

Известен комментарий Раши к приведенному стиху, объясняющий, что единая плоть – это рожденные в семье дети. Мама и папа дают часть себя, и эти части соединяются в новом человеке. Однако, нас сейчас интересует, прежде всего, близость мужа и жены именно в духовном плане, их слияние в единый организм. Это процесс, когда муж и жена учатся разделять чувства, радости, переживания, вместе управлять, как мы сравнивали выше, лодкой под названием «еврейский дом». Опять же, никто не женится на своей копии: у каждого из нас есть свой багаж личного, того, что мы не готовы открыть даже супругу. Какие-то комплексы, особенности, странности и глубоко запрятанная боль, к сожалению… Не стоит сразу полностью раскрываться и вываливать на ничего не подозревающего супруга все свои детские обиды. Однако, стоит подумать, осталось ли с вами что-то, что мешает быть по-настоящему близкой с мужем, что-то, что не дает «клею» по-настоящему скрепить ваш союз? Возможно, стоит оставить этот ненужный балласт в прошлом? Или, наоборот, поделиться им и разделить на двоих?

Известно, что перед свадьбой каждая еврейская девушка получает так называемую «адраху». Вкратце, это – спецкурс для будущих жен, который ведется тет-а-тет мадрихой(опытной женщиной, обладающей необходимыми знаниями и в большинстве случаев имеющей в подтверждение этого специальный диплом) и невестой. Знаете, что меня поразило, когда я столкнулась с этим на примере своих дочерей: девочки исписывают несколько тетрадок, серьезно занимаются… Огромная часть этих занятий посвящена неалахе, не формальным вещам, а знанию о том, как раскрыться в семейной жизни, как наладить контакт с противоположным полом!

В израильском харедимном обществе принято полное разделение между мужчинами и женщинами. Контакт с противоположным полом заканчивается на уровне первого класса, а то и раньше – девочки учатся в школах, мальчики в хейдерах, затем идут семинары и, соответственно, ешивы. Праздники проходят с разделением на мужскую и женскую части. По сути, интересы у юношей и девушек крайне различаются. И вот, после свадьбы, этих двух непохожих людей сталкивают и оставляют наедине друг с другом. Как себя правильно повести в такой ситуации? Как раскрыться? Как наиболее полно дать возможность мужу узнать себя и принять? Именно об этом рассказываетмадриха девушкам перед свадьбой, и именно строчками этого знания заполняются тетрадки.

Можно спросить, насколько это необходимо? Жили же как-то без этого… Жили – правда, но вот как именно? Первые недели и месяцы после свадьбы – очень важное время, упустить которое ой как не хочется! Все еще окружено романтическим ореолом, еще звучат в душе звуки свадебных мелодий, а наряды в новом гардеробе еще не успели надоесть. Именно сейчас хочется подольше оставаться прекрасной невестой и благородным принцем. И именно сейчас так важно заложить основы духовной близости и эмоционального контакта. Если узнавать друг друга правильно именно в первое время после свадьбы, то можно надеяться на то, что именно этот, правильно заложенный, фундамент еврейской семьи будет держать на себе высокое красивое здание дома Торы.

Если вы еще не согласились с позицией жены как помощника, в следующем стихе Торы, который мы приведем, звучит еще более конкретное определение. После греха Адама и Хавы сказано о тех наказаниях, которые постигнут женщину (Берешит, 3:16): беременность будет неприятной, и в муках будешь рожать, и к мужу будет твое стремление, а он будет над тобой властвовать. Властвовать! Довольно жесткое определение, ведь до этого речь шла всего лишь о необходимом и жизненно важном помощнике! На самом деле, то, что сказано в этом отрывке – рецепт и гарантия счастливой семьи. Такая система – лучшая для нас с вами! И влечение к мужу, и признание его руководящей роли лишь помогает нам раскрыться и исполнить свою роль идеальным образом. Муж не станет руководителем сам по себе. Наоборот: наша задача, как жен, уметь сделать мужа главой семьи! И это тоже зависит от нас! Если мы сумеем сделать мужа главой огромного концерна, цветущего дворца и глобального мероприятия, – то и мы на позиции топ-менеджера такой успешной компании дорогого стоим! Если же мы ни во что не ставим мужа, считаем его бесполезным в быту существом, который, в лучшем случае, может открыть книжку, тогда и наша неизбежная позиция помощника такого незначительного человека выглядит жалкой и унизительной. Удивительно: одно и то же место, одни и те же действующие лица, но лишь от жены зависит, станет ли семья успешным предприятием или же полным раздором сожительством. Даже если муж говорит «решай все сама» у нас есть «мудрость еврейской женщины, которая построила ее дом». Всегда можно напомнить мужу, что именно его мудрые советы и разумное руководство помогают нам принимать верные решения.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=24922