Чуткость и любовь – основы еврейской семьи

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3355
На первый взгляд, тема подготовки к будущей семейной жизни касается лишь тех, кто до сих пор не удостоился построить семью. На самом деле, многие аспекты такой подготовки касаются и тех, у кого уже есть семья. Им тоже есть, чему поучиться.

В Торе сказано, что муж и жена становятся единой плотью. Во-первых, плоть – то, что тяжелее всего объединить, ведь у каждого человека – свои вожделения. Сказано в Мишлей, что вожделение – причина разобщения. Во-вторых, «единой плотью» означает также единой душой. То, что Тора говорит лишь о плоти, не исключает необходимости единения душ. Актуальный для каждого из нас вопрос: как этого удостоиться. У каждого человека свое воспитание, свои привычки, свои личные ожидания от будущего супруга и семейной жизни. Так каким же образом две разных личности должны духовно объединиться в единое целое? Не будь в вопросе создания семьи величайшего Б-жественного замысла, подобное вообще было бы невозможно.

В свое время я знал одну семью. Это была замечательная семья праведных геров, которые пришли к Торе и заповедям уже будучи парой, в сознательном возрасте. От рождения у них не было никаких еврейских корней. Однажды он «пожаловался» мне на супругу: «Я много лет знаю свою жену… Но после того, как она стала еврейкой, с ней стало намного сложнее жить». Эти слова мне запомнились. С обретением Торы, обретением еврейской души, даже людям, знающим друг друга много лет, требуется намного больше, чтобы достичь гармонии в семейных отношениях и душевного единства.

В Торе написано, что Всевышний сделал женщину из той части, которую взял у Адама, а затем привел ее к нему. Величайшие мудрецы-каббалисты пишут, что это касается не только первого человека, но и нас с вами. Наша пара, определенная нам Свыше, это часть нас самих, нашей души. Из этого места в Торе мы учим, как Всевышний дал нам основу успешной семейной жизни. Речь здесь, безусловно, идет о семейных парах, полностью живущих по Торе. Безусловно, могут быть проблемы и преграды, мешающие супругам по-настоящему объединиться. Трудно найти семейные пары, которые совершенно не знали трений и проблем в отношениях. Но знание о том, что наш шидух – с Небес, дает силы исправлять себя, разрешать любые проблемы в семье.

Теперь перейдем к тому, как именно мы должны исправлять проблемы в семейных отношениях, что нужно сделать, чтобы устранить преграды, мешающие единению наших душ. Безусловно, готовится к этому нужно еще до свадьбы. Но и тем, кто уже создал семью, есть чему поучиться в этом вопросе.

Говорят, что, когда сосна растет в лесу, среди других деревьев, она растет прямо. А если она растет отдельно, как говорят, на отшибе, то она растет криво, хотя места у нее намного больше. Эта притча хорошо иллюстрирует то, что является основной проблемой для построения семьи. Речь идет о привычке человека воспринимать себя «центром вселенной». В современном обществе эта привычка укореняется в людях с детства. В современных семьях считается важным, чтобы у каждого ребенка была своя, личная комната. Про себя я скажу, что никто из многих наших детей не вырос в «своей» комнате. Когда дети растут одни в своих «личных» комнатах, у них нет необходимости учится искать общий язык с братьями и сестрами и даже с родителями. Каждый – сам по себе. Каждый способен отгородиться от окружающих в пределах своего «владения». А вот когда человек, подобно сосне из упомянутой притчи, растет среди других, среди коллектива, он поневоле обязан задуматься о том, как найти общий язык с соседями, как выстроить с ними отношения.

Когда человек, выросший по сути один, в «своей комнате», начинает строить семью, подход не меняется. Он также будет требовать «личного» пространства. По сути этот подход абсолютно противоречит всему тому, о чем мы говорим. Когда в семье у каждого супруга появится «своя» комната, это будет означать конец семьи. Мы же сейчас говорим о том, как человеку выработать в себе механизмы для преодоления эгоцентризма, как научится выстраивать отношения с близкими. Это и есть умение жить с людьми.

Есть такая черта личности – чуткость

Чуткость это не только уважительное отношение и забота о ближних, внимание к их нуждам и запросам. Это понимание ощущений ближнего, то есть понимание того, как наши слова и поступки будут восприняты им. Вместе с тем, чуткость – это тактичное отношение к слабостям других людей, умение «сгладить острые углы» за счет собственного терпения. Некоторым людям это качество дано Свыше, и это – великий дар. Но для большинства важно это качество в себе развить. Для построения полноценной семьи чуткость – совершенно необходимый компонент для выстраивания отношений. И выработать в себе это качество помогает именно жизнь в семейном, многодетном «коллективе».

Другой вариант места, в котором человек способен научится правильно строить отношения с ближними, это общежитие. В общежитии человек также учится тому, как не делать то, что мешает другому, и более того – как помочь ближнему. Я видел это также на примере моих детей. Один из моих сыновей, живший в общежитии ешивы, вполне мог предложить погладить рубашку товарищу, у которого был шидух, и который не успевал сделать это сам.

Стоит отметить, что хороший еврейский жених воспитывается в многодетной семье, а затем – в ешиве. В ешиве учатся не только в бейт мидраше. Хорошая ешива это место, где человек не только воспринимает «теорию» в виде изучения Торы, мусара, наставлений наших мудрецов. Это еще и место, где юноша может применить все это «на практике» во время жизни в общежитии. Именно там он воспринимает основы взаимоотношений с людьми на нужном уровне, чтобы потом, уже женившись, полноценно реализовать заложенный Творцом потенциал семейных отношений.

Важно оговориться. Мы не говорим о «безвыходной» ситуации: мы живем в общежитии, и вынуждены терпеть друг друга, вынуждены научиться выживать. Мы говорим о том, что человек должен научиться выстраивать отношения с ближними по Торе. А это намного сложнее, чем просто терпеть кого-то, кто живет рядом, требует намного больше времени и знаний.

А что же делать тем, кто не вырос в большой еврейской семье? Кто не удостоился жить и учиться в ешиве? Например, я вырос единственным ребенком в семье, и практически не жил в общежитии. Надо знать, что Всевышний помогает нам обрести то, чего нам не хватает. Все, что требует от нас – по-настоящему захотеть обрести это!

Теперь перейдем к практическим советам, которые помогут каждому из нас по-настоящему научиться чуткости:

1. Нужно приучить себя постоянно следить за тем, что нам мешает, что раздражает, обижает и причиняет боль. И все эти факторы – поступки других и явления, которые лично нам мешают жить – нужно учесть в отношениях с близкими людьми. То, что обижает нас самих, даже просто раздражает нас, мы не должны делать другим. Свой отрицательный опыт человек часто обращает в зло для других. Мы же должны научиться поступать по-другому. Мы должны научиться обращать зло в добро – обращать свой личный отрицательный опыт в пользу для ближних.

2. Нужно обращать внимание на то, что в наших словах и поступках задевает других. Да, меня бы не задел такой поступок или такое слово, но вот человек обиделся. Почему так произошло? Что задело человека? Такой анализ нужно проводить постоянно, каждый день. Это нужно делать и до свадьбы, и, тем более, после нее.

Для всей этой духовной работы, которая необходима каждому – как до свадьбы, так и после нее – у каждого из нас есть хорошее подспорье, дарованное нам Творцом. Это великая сила, великое чувство, без которого невозможно построить настоящий еврейский дом. По-русски это называется словом «любовь». Сразу оговоримся, что речь не идет про романтические взаимоотношения. В Талмуде сказано, что «любовь отталкивает плоть». Что это значит? У каждого человека есть множество факторов, мешающих построению семьи, мешающих тому единству, о котором говорит Тора. Это могут быть черты характера, те или иные привычки. Но когда люди друг друга по-настоящему любят, то они способны простить все это. Любовь способна нивелировать все эти недостатки ближнего, поменять их восприятие. Любовь – величайшая сила, данная нам Творцом для построения семьи. Когда юноша и девушка не испытывают влечения друг к другу, то не нужно их уговаривать «закрыть» шидух. Если влечения нет, то все прочие факторы, которые, на первый взгляд, свидетельствуют о том, что юноша и девушка идеально подходят друг другу, отходят на второй план. Без получается то, что по-русски называется «брак по расчету». И здесь речь не только о материальном расчете. Бывает, что по внешним признакам, складу характера, люди друг другу «подходят». Но если нет желания быть вместе, то пусть не пытаются строить семью – это будет не строительство, а разрушение.

Без силы любви — не построить настоящий еврейский дом

При всем нашем умении быть чутким (будем честны – зачастую наше умение быть чутким развито недостаточно), без силы любви мы не построим настоящий еврейский дом. Без любви, даже при всех наших достоинствах, у нас нет сил помогать ближнему, прощать его. Зачастую, даже если человек сознательно готовил себя к семейным отношениям, без любви у него недостаточно сил, чтобы построить полноценный дом.

Известен пример, который приводит рав Элияу Элиэзер Деслер. Что такое «любить рыбу»? Как правило тот, кто говорит, что любит рыбу, любит ее в виде блюда на своем столе. Никто не имеет в виду, что любит рыбу и собирается сделать для рыбы что-то хорошее. Речь идет о том, что за счет рыбы сделать хорошо самому себе. Когда внутри семьи один супруг желает жить за счет другого, это путь к разрушению. Настоящая любовь – это не жить за счет другого, а постоянно, непрерывно думать о том, как сделать хорошо ближнему. Что супруга обрадует, что придаст ему сил, что принесет ему добро, – вот, о чем нужно думать постоянно. А вот думать о том, как за счет супруга сделать хорошо самому себе, не называется любовью по Торе.

Известно, что слово «любовь» имеет корень «давать». Когда у нас есть истинная любовь, то это означает желание постоянно давать, постоянно прощать ближнему. И вот тогда эта сила, данная нам Творцом, поможет нам построить настоящий еврейский дом.

Подготовил рав Арье Кац

http://www.beerot.ru/?p=31598