Варка в субботу — 4 — Статус воды или жидкой пищи

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2425
статус воды и жидкой пищи

Продолжение

Статус воды или жидкой пищи во время переливания из «кли ришон» («ируй кли ришон»)

Законы о «кли ришон» и о «кли шени» приведены в Талмуде, хотя и без особого объяснения различия между ними. Однако о статусе продукта, покинувшего горячий «кли ришон» и еще не попавшего попасть в «кли шени» («ируй кли ришон»), в Талмуде напрямую не говорится. Следует сразу оговориться. Выше обсуждался статус твердых продуктов («двар гуш»), и было сказано, что по некоторым мнениям они приравнены к «кли ришон», причем не только в момент их перекладывания в «кли шени», но и после того, как они находятся в «кли шени», «кли шлиши» и т.д. В свете этого, в обсуждаемой ниже теме речь в основном пойдет о воде или другой кипящей жидкости, которую переливают из «кли ришон». [Хотя приведенные ниже законы актуальны в тех случаях, когда к «двар гуш» относятся менее строго, чем к «кли ришон». Следует также обратить внимание: приведенный выше закон, гласящий, что продукт или предмет, температура которого такова, что от прикосновения к нему рука обжигается, всегда имеет статус «кли ришон», в полной мере относится к струе кипятка. Поэтому следует учесть, что в дальнейших обсуждениях речь будет идти либо о струе, температура которой от «яд соледет бо» до «яд нихвет бо», не включая, либо о случаях, когда мнение автора книги «Хаей Адам» не берется в расчет, как это разбиралось выше.] Некоторые комментаторы Талмуда считают, что струя, выливающаяся из «кли ришон», не может сварить сырые продукты, и ее статус идентичен «кли шени». Согласно другому мнению, поскольку эта струя еще не успела попасть в «кли шени» и охладиться от его холодных стенок, ее статус «кли ришон», и она может варить продукты, на которые она попадает. Есть и такое мнение, что «ируй» (струя) варит только внешний слой («кдей клипа») продукта, а не продукт целиком, как «кли ришон». В «Шулхан Арухе» последнее мнение приведено в качестве основного. Поэтому запрещено наливать воду или перекладывать пищу из «кли ришон» на не сваренный продукт. Но если продукт находится в закрытой посуде или упаковке, как, например, различные виды консервов, бутылочка с детским питанием или некоторые молочные продукты, разрешено лить на него кипяток из «кли ришон», поскольку «ируй» варит только «кдей клипа», и упаковка или бутылочка не позволят их содержимому свариться. На продукты, которые особо легко и быстро развариваются («калей бишуль»), данное разрешение не распространяется.

Даже в случае, когда струя попадает сначала на стенки посуды, в которой находится продукт питания, и только после этого – на сам продукт, согласно мнению Рамо внешняя поверхность продукта может свариться на толщину «кдей клипа».

О различии статуса прервавшейся струи и струи, которая связана с содержимым посуды, из которой она вытекает

В законах варки в субботу (а также в законах кашрута) существует принципиальное отличие между ситуацией, когда на продукт попадает горячая струя до того, как она прервалась («ируй ше-ло нифсак а-килуах»), и ситуацией, когда попавшая на него струя уже не связана с «кли ришон» («ируй ше-нифсак а-килуах»). Во втором случае струя не варит обычный продукт даже на толщину «кдей клипа», и ее статус полностью идентичен «кли шени».

Смешивание горячей и холодной воды

Если в результате смешивания горячей и холодной воды их общая температура не достигнет 45 градусов, разрешено наливать горячую воду из «кли ришон» в сосуд с сырой водой. Почему в этом случае не происходит варка? Дело в том, что горячая вода моментально перемешивается с холодной и не успевает сварить ее.

В случае, когда после смешения горячей и холодной воды их общая температура может быть 45 градусов или выше, происходит варка, и, следовательно, запрещено наливать кипяток из «кли ришон» в сосуд с сырой водой. Этот запрет касается и ситуаций, когда вода или жидкая пища были полностью сварены и остыли. Поэтому запрещено лить горячую воду из «кли ришон» в стакан с холодной заваркой. По этой же причине перед тем, как наливать кипяток из «кли ришон» в стакан, необходимо вытряхнуть из него капли, а еще лучше – вытереть его насухо.

Законы использования половника

Половник (или любой другой предмет), которым доставали пищу из «кли ришон», приобретает статус «кли ришон», т.к. он был нагрет в «кли ришон». [Заметим, что согласно некоторым мнениям половник, которым набирали содержимое кастрюли, снятой с огня, имеет статус «кли шени». В определенных случаях законоучители учитывают это мнение. В продолжение темы будет приведен один из таких случаев.] Если температура пищи, которую набрали половником из «кли ришон», 45 градусов и выше, ее запрещено выкладывать на сырые продукты, поскольку ее статус «ируй кли ришон» [напомним, что здесь речь идет в основном о воде и жидкой пище, т.к. статус твердых продуктов («двар гуш») в большинстве случаев идентичен «кли ришон»].

Когда речь идет о том, что набранную половником пищу хотят положить в жидкую, полностью сваренную и остывшую пищу или воду, следует различать между ситуацией, когда «кли ришон», из которого эту пищу набирают, находится на огне, и ситуацией, когда он на огне не находится. Если «кли ришон» стоит на огне, и пища, которую набирают половником, как и все содержимое «кли ришон», кипит, ее запрещено положить на сваренную жидкую пищу, которая остыла. Например, подлить горячего бульона в тарелку с его остывшими остатками. Чашка или стакан, которыми зачерпнули воду из такого «кли ришон», считаются также «кли ришон», и в них запрещено наливать холодную заварку, даже если она была полностью сварена.

В случае, когда половником набирали еду из «кли ришон», который был снят с огня, разрешено переложить содержимое половника на жидкий, полностью сваренный остывший продукт. Почему это разрешено? Дело в том, что речь идет о полностью сваренной и остывшей жидкой пище, и варить ее, по некоторым мнениям, не запрещено Торой. И законоучители полагаются здесь на те мнения, что половник, которым набирают содержимое кастрюли, снятой с огня, имеет статус «кли шени».

Приготовление чая

Способ, к которому обычно прибегают в будние дни для приготовления чая, неприемлем в субботу, поскольку при этом совершают ряд действий, запрещенных в субботу. Заварку следует приготовить до наступления субботы, и в саму субботу не заваривать чай вообще: ни листья, ни пакетики, ни в «кли шлиши», ни в одном другом производном огня, температура которого 45 градусов и выше. [Заметим, что во избежание нарушения запрета отбора в субботу следует пользоваться заваркой, процеженной от чайных листьев, а если для ее приготовления использовали пакетики, то необходимо их вынуть из заварочного чайника до наступления субботы.] Рекомендуется до наступления субботы прокипятить заварку на огне и сделать так, чтобы она оставалась теплой в течение всей субботы. В такую заварку разрешено наливать кипяток даже из «кли ришон». При этом не только не происходит варка, но также не происходит окрашивание воды. [Имеется в виду приобретение кипятком красновато-коричневатого цвета в результате его смешения с заваркой. Хотя закон установлен в соответствии с теми мнениями, что запрет крашения не распространяется на продукты питания, желательно на практике учитывать и мнение, что запрет окрашивания относится и к пище. По этой причине автор книги «Мишна Брура» пишет, что желательно наливать воду в заварку, а не наоборот, т.к. запрет окрашивания нарушается только в том случае, когда заварку добавляют в воду. Если кипяток наливают в стакан, в котором уже находится заварка, это считается как разбавлением «красителя» (заварки), а не «окрашиванием» воды.]

Если данный вид приготовления заварки неприемлем, например, потому, что кипячение заварки ухудшает ее вкусовые качества или до наступления субботы нет достаточного времени для того, чтобы ее кипятить, можно поступить иначе: до наступления субботы листья или пакетики чая обдают кипятком из «кли ришон». Данный способ приготовления заварки не позволяет, однако, наливать в нее кипяток из «кли ришон», даже если она останется теплой, но только из «кли шени». Ведь, как было сказано выше, «ируй» варит продукт на толщину «кдей клипа», поэтому чай может свариться только с той стороны, которая попала под струю кипятка. Остальная его часть заваривается уже в горячей воде, статус которой «кли шени». Мы не можем быть уверенны, что чай полностью варится в «кли шени», и есть вероятность, что некоторая его часть не сварилась. И когда в субботу будут наливать кипяток из «кли ришон» в стакан с заваркой, приготовленной вышеизложенным способом, может произойти варка чая. Когда заваривают не листья чая, а чайные пакетики, вероятность того, что не вся заварка успела свариться, еще выше, ибо «ируй» может сварить продукт только на толщину «кдей клипа». В нашем случае «ируй» — это струя кипятка, а «кдей клипа» — это бумажная оболочка пакетика. Получается, что струя кипятка «варит» бумажную оболочку пакетика, а сам чай, по всей вероятности, остается не сваренным.

В стакан, где находится полностью остывшая заварка, запрещено наливать кипяток из «кли ришон». Даже если холодную заварку нальют в стакан с горячей водой или в холодную заварку нальют горячую воду из «кли шени», она не будет считаться полностью сваренной не остывшей жидкостью, на которую не распространяется запрет варки, т.к. она нагрелась в субботу. Ее статус как полностью остывшей жидкости, которую запрещено варить. Поэтому когда пользуются холодной заваркой или захотят долить в остывший чай горячую воду, необходимо предварительно налить кипяток в «кли шени» и не лить его прямо из «кли ришон». Но если конечная температура чая в стакане не достигнет 45 градусов, разрешено налить в него кипяток из «кли ришон» напрямую.

Как быть тому, кто любит очень горячий чай, а пока кипяток будут переливать из «кли ришон» в «кли шени», а затем, чтобы не было окрашивания воды – в стакан с заваркой, он несколько остынет? Такой человек может налить заварку сразу в первый стакан («кли шени») и не опасаться запрета окрашивания воды, поскольку по букве закона не запрещено красить пищу. Рав Хаим Каневский в книге «Таама де-Кра» пишет, что Хазон Иш вначале наливал кипяток из «кли ришон» в «кли шени», затем в «кли шлиши», и только после этого – в стакан, в котором была налита заварка. Хазон Иш считал, что, поступая подобным образом, можно застраховаться от всех возможных нарушений.

Приведем несколько практических замечаний, имеющих отношение к приготовлению чая и кофе в субботу.

Горячая вода, которая находится в неэлектрическом термосе, имеет статус «кли шени», и в том случае, когда на продукт разрешено лить кипяток из «кли шени», разрешается лить на него воду из термоса.

Молотый «турецкий» кофе запрещено класть даже в «кли шлиши», т.к. почти очевидно, что он относится к разряду «калей бишуль».

Растворимый кофе разрешено класть в «кли шени», если он во время изготовления на фабрике прошел процесс варки. В этом случае он является твердым, полностью сваренным продуктом, к которому не относится запрет варки.

Выше упоминалось о том, что желательно не класть сахар в «кли ришон» и не лить на него воду из «кли ришон». Если сахар растворили в стакане, статус которого «кли шени», то, когда в этот стакан захотят долить кипяток, предварительно нужно будет перелить воду из «кли ришон» в «кли шени» и только после этого – в этот стакан.

Сахарозаменитель («Сукразит») разрешено класть в «кли шени», только если известно, что все его компоненты во время изготовления прошли процесс варки.

Запрещено положить ломтик лимона, мед или листья мяты (листья мяты перед употреблением необходимо тщательно проверять на наличие насекомых) в «кли шени», но в «кли шлиши» — разрешено.

Пастеризованное молоко разрешено наливать в стакан с горячим кофе, статус которого «кли шени».

Варка соли

Выше было упомянуто, что в Талмуде приводятся различные мнения о том, при каком тепловом воздействии происходит варка соли. Согласно одному из них соль может свариться даже в «кли шени», согласно другому соль варится исключительно в «кли ришон», который находится на огне. [В Вавилонском Талмуде, помимо соли, упомянут лишь один продукт, варка которого возможна только непосредственно на огне или в «кли ришон», который находится на огне – это мясо быка.] В «Шулхан Арухе» сказано, что разрешено посолить блюдо, находящееся в кастрюле, которую только что сняли с огня, т.к. соль не может свариться в кастрюле, которая не стоит на огне. Рамо пишет, что тот, кто не будет класть соль в «кли шени», температура которого «яд соледэт бо» и выше, будет благословлен Небесами. Другими словами, хотя по букве закона разрешено солить блюдо, которое находится в «кли ришон», снятом с огня, все же в качестве устрожения не следует солить горячую пищу, даже если она находится в горячем «кли шени».

Сказанное выше относится только к соли, не прошедшей процесс варки. Если же соль была предварительно сварена, автор книги «Мишна Брура» считает, что с помощью нее разрешено солить горячее блюдо, находящиеся в «кли шени», но если оно находится в «кли ришон», то и в этом случае желательно воздержаться от того, чтобы его солить.

Сегодня в продаже могут встретиться разные виды соли. Соль, о которой известно, что она претерпела процесс варки, желательно не класть в «кли ришон», но положить ее в «кли шени» разрешено, даже если в нем находится твердый продукт («двар гуш»). Статус соли, которая не была сварена, но была высушена при очень высокой температуре, идентичен статусу печеного или жареного продукта, который запрещено варить, и, возможно, слова Рамо о том, что желательно не класть соль в «кли шени», относятся и к такой соли. Однако даже такой солью разрешено посолить блюдо, которое находится в «кли шлиши».

Сегодня повсеместно принято добавлять в соль небольшое количество специального вещества, предохраняющего впитывание в нее влаги. Несмотря на то, что это средство добавляют уже после того, как соль сварили или прокалили, т.е. оно не было сварено, его наличие не влияет на законы варки соли, т.к. оно не является пищей, а также поскольку в процессе его очистки используются высокие температуры.

продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=45471