Введение в законы Шаббата — Порядок выпечки хлеба (продолжение)

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1903

Продолжение, начало статьи здесь.

(4) Работа «собирать в снопы»

Работа «собирать в снопы» (מְעַמֵּר – меамер) заключается в том, что собирают вместе уже срезанные или сорванные растения (например, колосья или плоды) и складывают их в одно место.

Для изготовления Шатра Откровения собирали в связки срезанные растения, из которых делали красители.

Основной работой (ав мелаха) является не только собирание уже сжатых колосьев в снопы, но и собирание снопов в скирду (Меири; «Иглей Таль», «Меамер», 1), так как в отношении зерновых эта работа совершается в два этапа («Орхот Шаббат», 1, 18/118/).

Название работы происходит от слова עֹמֶר (омер) – «сноп», как написано: «Когда во время жатвы ты забудешь сноп (עֹמֶר) на поле…» (Дварим, 24:19).

Производной работой (толада) от основной – «собирать в снопы» – является собирание плодов в одну кучу или в корзину на том месте, где они выросли, например, сбор плодов, упавших с дерева. К этой работе также относится собирание в одну кучу веток или травы («Мишна Брура», 340:37).

Производной работой от меамер («собирать в снопы») является прессование плодов инжира в одну круглую «лепешку» (в Талмуде она называется «двела»), а также нанизывание ягод на шнур (Рамбам, Шаббат, 8:6, 21:11; «Шулхан Арух», 340:10). Причем запрет Торы нарушается, даже если человек прессует инжир или нанизывает ягоды на шнур дома, а не в месте, где они выросли. Ведь и в будни такую работу принято выполнять не только в поле, но и в доме («Мишна Брура», 38).

Минимальным объемом собранных плодов или трав, за который нарушитель подлежит наказанию (в случае умышленного проступка) или должен принести искупительную жертву хатат (в случае неумышленного нарушения), является, как и при работе «жать», ка-грогерет – с ягоду инжира (Рамбам, Шаббат, 8:5; «Мишна Брура», 340:37). Но и собирать меньший объем растений тоже запрещено Торой («Иглей Таль», 5).

Складывание вместе даже двух маленьких плодов или колосков уже считается «собиранием» (там же 3).

Тора запрещает «собирать» только растения – гидулей карка (Шаббат, 73б; Рамбам, Шаббат, 8:5; «Мишна Брура», 340:36-37). Но мудрецы запретили собирать даже соль из мест, где ее выпаривают (Шаббат, 73б; Рамбам, Шаббат, 21:11; «Шулхан Арух», 340:9, «Мишна Брура», 36), а также яйца из курятника – даже снесенные еще в канун Шаббата («Иглей Таль», 6; «Орхот Шаббат», 1, 18:82). Ведь и соль, и яйца в определенном смысле похожи на гидулей карка: соль как бы «выросла» в соленых водах, а яйца – в курятнике (см. «Тшувот р. Акива Эйгер», 20).

Согласно закону Торы, запрещено «собирать» плоды или другие растения только там, где они выросли – в поле или в саду (Тосафот, Бейца 31а; «Мишна Брура», 340:37). Однако делать прессованную «лепешку» из инжира или нанизывать ягоды на шнур, как уже указывалось, запрещено даже в помещении, так как такую работу принято делать дома («Мишна Брура», 340:38).

Мудрецы запретили собирать в корзину или в коробку плоды, которые рассыпались во дворе и раскатились в разные стороны (РамбамШаббат, 21:11; «Шулхан Арух», 335:5). Но не потому, что при этом выполняется запрещенная работа меамер, а поскольку это выглядит будничным занятием и сопряжено с немалым трудом («Мишна Брура», 335:17). Однако в доме собирать рассыпавшиеся плоды в корзину или сосуд разрешено (там же, 340:37). А некоторые считают, что этот запрет распространяется даже на плоды, которые рассыпались по полу дома («Орхот Шаббат» 1, 18:85; см. «Хаей Адам», 13:1).

Собирать в сосуд плоды, которые упали во дворе в одно место компактной кучкой, разрешено, но при условии, что они не смешались с землей и грязью («Шулхан Арух», 335:5; «Хаей Адам», 13:1). И можно собирать даже рассыпавшиеся плоды по одному, чтобы сразу съесть – ведь это не похоже на работу меамер (Тосафот, Шаббат, 143б).

Этот запрет мудрецов касается лишь плодов (очевидно, потому, что с ними связана запрещенная Торой работа «собирать в снопы»). Но собирать рассыпавшиеся вещи, бумаги или игрушки разрешено («Орхот Шаббат», 1, 18/126/; см. «Арух а-Шулхан», 340:3).

(5) Работа «молотить»

Следующая работа – «молотить» (דָּשׁ – даш). Она заключается в отделении плода от основы, на которой он вырос (например, зерен от колосьев или гороха от стручка). При этом сама «основа» (т.е. колос или стручок) уже отделена от земли при выполнении работы коцер – «жать».

При изготовлении Шатра Откровения работу «молотить» выполняли в отношении растений, из которых изготовляли красители («Мишнат а-Шаббат», 8, «А-Даш»).

Основной работой (ав мелаха) является выбивание спелых зерен из колосьев. Сжатые колосья в снопах свозили на гумно, где раскладывали на твердой земле ровным слоем. В древности для молотьбы использовали тяжелые бревна, которые быки протаскивали поверх снопов, и зерна выбивались из колосков («Орхот Шаббат», 1, 4). Позднее для этого стали использовать молотильный каток (мораг; см. Йешаяу, 41:15) – широкую и плоскую доску, в которой были закреплены ряды острых камней или металлических ножей. Скот тянул эту доску по снопам, разложенным на земле, и ножи выбивали зерна. А сравнительно небольшое количество снопов обмолачивали цепом – орудием из двух подвижно привязанных друг к другу палок (см. «Мишнат а-Шаббат», 8, «А-Даш», /1/).

К основной работе даш относят также трепанье льна, ведь при создании Мишканастебли льна трепали, чтобы получить льняные нити для изготовления полотнищ, ведь написано (Шмот, 26:1): «Покрывало Шатра сделай из десяти полотнищ, пусть будут они из скрученных вместе нитей льна, шерсти тхелет, багряницы и червленицы» (Тосафот, Шаббат, 74а, «Аф-аль-гав»; см. Шаббат, 73б). Как уже объяснялось, для изготовления льняной нити стебли льна сначала замачивали, чтобы размягчить, а затем разбивали – «трепали», чтобы извлечь волокна, отделив их от одеревеневшей части стебля. Потом, чтобы отделить их друг от друга, волокна прочесывали, а затем из них вили нити.

Но некоторые комментаторы считают, что трепанье льна является не основной работой, а производной – толада (Меири; см. Раши, Шаббат, 73б).

К производной работе от основной работы «молотить» относится также отделение таких съедобных плодов, как, например, бобовые, от несъедобной основы, на которой они росли (т.е. от стручка). Эта производная работа названа в Талмуде мефарек («отделяет», «разбирает на части») (Шаббат, 73б, Раши). Важно отметить, что работа мефарексовершается только в том случае, когда отделяемая и отбрасываемая оболочка плода непригодна в пищу, как стручки бобов. Но если зеленый горошек извлекают из стручков, которые еще не затвердели и пригодны в пищу, то это разрешено, ведь при этом человек просто отделяет одну пищу от другой («Хаей Адам», Шаббат, 14; «Орхот Шаббат», 1, 4:5/8-9/).

Кроме того, запрещенной работой «отделять» (мефарек) является только такое отделение съедобной части плода от оболочки, которое производится при сборке и обработке урожая, а сам плод продается и подается на стол уже, как правило, без оболочки и кожуры. К этой категории относятся, например, бобовые (китнийот), которые обычно подают без стручков, а также миндальные и другие орехи, которые продают и подают без зеленой оболочки, окружающей твердую скорлупу. Но плоды, которые обычно продают и подают на стол в кожуре, разрешено очистить непосредственно перед едой, потому что это обычный путь их употребления в пищу, а не предварительное отделение съедобной части плода от оболочки, подпадающее под запрет «молотить» и «отделять» («Шмират Шаббат ке-Илхата» 3/92/; «Мишнат а-Шаббат», 8:1/2-3/). Именно поэтому разрешено очистить перед едой луковицу и дольку чеснока, расколоть грецкий орех и арахис (земляной орех), а также снять с арахиса тонкую шелуху («Мишна Брура» 319:24; «Шмират Шаббат ке-Илхата» 3:31, 38; «Орхот Шаббат», 4:4 и 6). Правда, некоторые комментаторы полагают, что следует воздержаться от раскалывания в Шаббат скорлупы арахиса. Во-первых, по ряду мнений, разрешено очищать лишь такие плоды, которые соединены со своей кожурой или скорлупой, а плоды арахиса отделены от скорлупы и лежат в ней, как в своеобразной «коробочке». А во-вторых, в последнее время принято отделять плоды арахиса (да и другие орехи) от скорлупы еще на пищевом комбинате и продавать их в уже очищенном виде, – и поэтому следует устрожить («Тшувот Шевет а-Леви», 1:81). Тем не менее, во многих общинах этого устрожения не придерживаются («Орхот Шаббат»,4:4/7/; «Мишнат а-Шаббат», 8:1/3/).

В соответствии с вышеизложенным принципом, разрешено отделять от грозди отдельные виноградины или ягоды вишни, а также бананы от связки. Но запрещено отделять от связки финики, – и это производная работа мефарек. Ведь финики, как правило, отделяют при подготовке к продаже, а ягоды винограда или вишни – непосредственно перед употреблением их в пищу («Орхот Шаббат», 4:2-3/4/, 7/11/).

Производной работой мефарек считается также выжимание таких плодов, которые обычно выращивают для выжимания. К этой категории относятся виноград и оливки, выращиваемые для изготовления оливкового масла (Шаббат, 143б-145б; Рамбам, «Шаббат» 8:10, 21:12; «Шулхан Арух», 320:1, «Мишна Брура», 1). Выделение сока из плода подобно отделению плода от оболочки, в которой он вырос («Орхот Шаббат», 1, 4, с. 191).

Мудрецы запретили выжимать сок и из таких плодов, которые, хотя и не выращивают специально для выжимания, но все же порой выжимают (Рамбам, «Шаббат», 21:12; «Мишна Брура», 320:5). К этой категории относятся, например, гранаты («Шулхан Арух», 320:1), а в наше время также яблоки и морковь («Орхот Шаббат», 1, 4:10 с. 191).

Минимальным объемом плодов, за «обмолот» или «отделение» которых нарушитель подлежит наказанию или, в случае неумышленного нарушения, должен принести искупительную жертву хатат, так же, как и в предыдущих работах, является ка-грогерет – с ягоду инжира (Рамбам, «Шаббат», 8:7). Но совершать эту работу по отношению к меньшему объему тоже запрещено из Торы («Хаей Адам», «Шаббат», 14).

В основном запреты «молотить» и «отделять» относятся к растениям – гидулей карка(Шаббат, 75а; Рамбам, «Шаббат», 8:7). Вместе с тем производной работой мефарексчитается также доение (Шаббат, 95а; Рамбам, «Шаббат», 8:7). При этом молоко отделяется от коровы подобно соку, выжимаемому из плода, в котором он образовался (см. Тосафот, Шаббат 73б, «Мефарек»). Такую работу совершает и женщина, которая сцеживает молоко из груди в сосуд – поэтому это запрещено («Шулхан Арух», 328:34, «Мишна Брура», 111), кроме тех случаев, когда младенец болен или находится в какой-либо опасности («Хаей Адам», «Шаббат», 14:9). И хотя в наше время появились многочисленные заменители материнского молока, и многие дети привыкли к ним, но есть и такие, которые отказываются их пить. В связи с этим в каждом отдельном случае следует спросить знатока Торы, каким образом матери разрешено поступать с накопившимся в груди молоком («Орхот Шаббат», 4:35/61/). Но, во всяком случае, женщине, у которой в груди скопилось лишнее молоко, разрешено сцедить его так, чтобы им невозможно было воспользоваться – например, в раковину и т.п. (там же,4:33).

Важно подчеркнуть, что работа мефарек выполняется лишь при выжимании молока в сосуд. Но кормить ребенка грудью, безусловно, разрешено (Рамбам, «Шаббат», 8:10), ведь для него это просто процесс еды. И женщина может помогать младенцу, рукою нажимая на свою грудь («Шулхан Арух», 328:35, «Мишна Брура», 112; «Орхот Шаббат», 1, 4, с. 201/52/).

Производной работой мефарек является также выжимание ткани, впитавшей в себя жидкость – ведь это подобно выжиманию сока из плода. Выжимание мокрой одежды является примером того, что одно и то же действие может относиться к двум различным «основным работам» (авот мелахот) в зависимости от цели, которая преследуется при ее совершении. Если одежду или любую ткань выжимают для того, чтобы ее высушить, а выжимаемая жидкость при этом идет на выброс, тогда это часть процесса стирки и производная работа от основной работы «выбеливать» (см. далее). Но если ткань выжимают для того, чтобы воспользоваться выжатой жидкостью (вином или оливковым маслом), то это производная работа от «молотить» (Тосафот, Шаббат, 111б; «Мишна Брура», «Беур Алаха», 320, «Еш ми ше-матир»).

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=29128