Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления частей Шатра Откровения — Работа «писать две буквы»

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1639

Продолжение

Последнюю группу составляют работы, связанные с изготовлением деревянных и металлических частей Шатра Откровения, а также с его установкой и разборкой.

(32) Работа «писать две буквы»

Следующая работа – «пишет две буквы» (כּוֹתֵב שְׁתֵּי אוֹתִיּוֹת – котев штей отийот). Это и есть основная работа – ав мелаха.

В Шатре Откровения помечали буквами вертикальные брусья для стен Шатра, чтобы при сборке каждый из них всегда занимал определенное место (Иерусалимский Талмуд, Шаббат, 12:3; Раши, Шаббат, 103а). Двадцатью буквами от א (алеф) до כ (каф) помечали двадцать брусьев северной стороны, а затем – двадцать брусьев южной стороны. И, наконец, восьмью буквами помечали восемь брусьев западной стороны (Рамбам, «Перуш а-Мишнайот», 12:3).

Раши считает, что брусья помечали парами: одну букву писали на одном брусе, другую – на парном ему и т.д. (Раши, Шаббат, 73а и 75б; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры).

Минимальное количество букв, за которое нарушитель ответственен по закону Торы (т.е. в случае неумышленного нарушения должен принести жертву хатат) указан в мишне: «пишет две буквы» (Шаббат, 7:2). Если человек написал две разные буквы, составляющие лишь часть какого-то слова, он ответственен по закону Торы, хоть сами по себе эти две буквы и не передают никакого смысла. Но если он написал две одинаковые буквы, он ответственен по закону Торы только когда они составляют слово: например, גג (гаг)«крыша» (Рамбам, Шаббат 11:9-10; «Мишна Брура», 340:22/4/).

Вместе с тем, из Торы запрещено писать даже одну букву, но в таком случае невольный нарушитель не приносит искупительной жертвы («Мишна Брура» 340:22/4/; «Беур Алаха» 340:1, «Аль штей сеарот»). И даже если он написал одну большую букву на месте, достаточном для того, чтобы написать две или больше, жертву он не приносит (Шаббат, 75б; Рамбам, Шаббат, 11:9). Однако если он написал одну букву, которая завершает написание целой книги Танаха (или свитка для тефилин или мезузы), тогда он ответственен по закону Торы и за одну букву (Шаббат, 104б, Раши; Рамбам, Шаббат 11:9; «Мишна Брура», 340:22/4/).

По мнению большинства законоучителей, по закону Торы ответственен пишущий любым шрифтом и на любом языке (Шаббат, 103а, Раши; Рамбам, Шаббат, 11:10), а также написавший две цифры («Мишна Брура», 340:22/5/) или два используемых при письме знака – например, восклицательный и вопросительный («Орхот Шаббат», 15:7). И хотя есть законоучители, полагающие, что писать нееврейским письмом – запрет мудрецов (Рамо, 306:11), закон определен иначе: писать на любом языке, как уже указывалось, запрет Торы («Хаей Адам», Шаббат 37:5; «Мишна Брура» 306:47, «Беур Алаха» 306:11, «Би-хтав»).

Работа «писать» совершается и в том случае, когда делают оттиск печатью, печатают на пишущей машинке или типографским способом («Мишнат а-Шаббат», 36; «Орхот Шаббат», 15:9). Запрещено также печатать на копировальном аппарате («ксерокс») и посылать факс — при этих действиях нарушаются также запреты, связанные с использованием электрических приборов («Орхот Шаббат», 15:39).

Некоторые авторитетные законоучители считают, что при письме на компьютере тоже нарушается запрет Торы «писать» («Шевет а-Леви», 6:37; «Мишнат а-Шаббат», 36/25/). Однако по другим мнениям из Торы это «написанием» не считается, но запрещено мудрецами. В любом случае, при этом нарушаются запреты Торы, связанные с использованием электричества («А-Махшев ле-Ор а-Алаха», 1:6/7/).

Производная работа (толада) от основной работы «писать» – рисовать графические знаки или рисунки (Рамбам, Шаббат, 11:17; «Мишна Брура», 340:22/8/; «Орхот Шаббат», 15:8). Мудрецы запретили даже проводить черточки или линии, которые не являются ни буквами, ни рисунками («Мишна Брура», 340:24).

Согласно закону Торы запрещено писать только устойчивым материалом (например, чернилами или краской) на устойчивом материале (пергаменте, бумаге, дереве и т. п.). Но мудрецы запретили делать даже неустойчивые надписи и рисунки (Рамбам, Шаббат, 11:15; «Мишна Брура», 340:22/1/) – например, писать чернилами, которые быстро улетучиваются, и написанное исчезает («Орхот Шаббат», 15:29). Запрещено писать или рисовать на запотевшем оконном стекле, на влажном песке или на пролитом на стол напитке. Запрещено делать ногтем отметку в книге («Хаей Адам», Шаббат, 37:4; «Мишна Брура», 340:24; «Орхот Шаббат», 15:30-31). Однако разрешено ходить в обуви, на подошве которой есть выпуклые буквы или рисунок, оставляющие след на влажной земле. Существует несколько факторов, которые вместе лишают подобное действие статуса запрещенного «письма»: такая надпись на земле не только является неустойчивой, но и сделана необычным способом, и человек в ней не заинтересован. Кроме того, буквы отпечатываются перевернутым образом, а это уже не буквы, предназначенные для чтения («Орхот Шаббат», 15:33/53/). И разрешено делать «надписи», которые вообще не фиксируется – например, обозначать буквы или изображения в воздухе (Рамо 340:4) или на сухом столе, на котором не остается следов («Хаей Адам», Шаббат, 37:4; «Мишна Брура», 340:22).

Мудрецы запретили также писать измененным образом – например, левой рукой. Но левша, который пишет левой рукой, ответственен по закону Торы. Для него запрет мудрецов – писать правой. А человек, хорошо владеющий двумя руками, ответственен по закону Торы за надпись, сделанную любой из его рук (Шаббат, 103а). Мудрецы запретили и другие способы письма измененным образом – например, писать, держа ручку во рту, ногой и т. п. (Рамбам, Шаббат, 11:14; «Мишна Брура», 340:22/7/).

Запрещено обводить уже существующие буквы, чтобы они выглядели более четко. А если человек обводит эти буквы другим материалом, который выделяется (например, краской поверх чернил или наоборот), то он ответственен по закону Торы («Мишна Брура», 340:22/3/).

Мудрецы запретили заниматься в Шаббат некоторыми видами деятельности, при которых принято вести записи – в частности, любой коммерческой деятельностью: покупать или продавать, нанимать или сдавать в аренду (Рамбам, Шаббат, 23:12). Мудрецы запретили это из опасения, как бы при заключении сделки не вели записей («Зихру Торат Моше», 40:8).

Запрещено мысленно совершать коммерческие расчеты («Шулхан Арух», 307:6) – в том числе, и из опасения того, как бы человек машинально не записал важные для него результаты. Но разрешено делать расчеты, связанные с заповедями (например, с благотворительностью), а также производить математические вычисления, не имеющие конкретного практического значения («Мишнат а-Шаббат», 36).

По той же причине запрещено проводить в Шаббат судебные заседания, так как по их ходу обычно ведутся записи (Рамбам, Шаббат, 23:14; «Шулхан Арух», 339:4, «Мишна Брура», 11).

Запрещено играть в те игры, при которых в будни делают записи, а азартные игры запрещены даже в будни («Зихру Торат Моше», 40:9).

Разрешено придвигать вплотную друг к другу буквы, написанные на отдельных карточках, – даже если они складываются в осмысленный текст. И также разрешено придвигать друг к другу фрагменты рисунка, которые складываются в одно изображение. Но если эти буквы или фрагменты рисунка скрепляются между собой, то это запрещено («Игрот Моше», «Орах Хаим», 1:135; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 16:23/63 от имени р. Ш.-З. Ойербаха; «Орхот Шаббат», 15:14/23/).


http://www.beerot.ru/?p=39164