Законы изучения Торы — 10 — По материалам «Шулхан арух а-рав»

Дата: | Автор материала: Рав Шнеур-Залман из Ляд

1678

В качестве основы для знакомства с законами изучения Торы, мы предлагаем посвященные этой теме главы из книги «Шулхан Арух а-Рав», написанной величайшим мудрецом Торы равом Шнеуром-Залманом из Ляд (автором известной книги «Тания»). Мы постараемся кратко прокомментировать места, нуждающиеся в пояснении, а также укажем источники, на которые полагался великий законоучитель при создании своего бессмертного труда.

Часть третья

Человеку, наделенному такими умственными способностями и памятью, что он может изучить и запомнить всю Устную Тору, следует подождать с женитьбой, пока он не изучит полностью всю Устную Тору. То есть все законы и их краткое объяснение, что является изложением всех 613-ти заповедей, условия необходимые для их исполнения, их детали и уточнения мудрецов. После того, как человек изучит все это, он женится и все свободное от исполнения семейных обязанностей время посвятит углубленному исследованию Торы, насколько ему позволяют силы. Рекомендуется поступить именно так, поскольку, если человек женится до того, как успеет изучить всю Устную Тору, он не сможет с полной отдачей посвятить себя Торе – изучать и помнить все законы с их объяснениями, что является изложением 613-ти заповедей и основой Устной Торы, так как его будут обременять «жернова на шее» — заботы о пропитании жены и детей (Кидушин, 29б). Поэтому заповедь плодиться и размножаться, несмотря на то, что она важнее всех остальных заповедей, откладывают на потом.

Такая очередность – сначала учиться, а потом жениться – верна только при условии, что дурное начало не обременяет его мыслями о женщинах и т.п., и это не отвлекает мужчину от изучения Торы, то есть его отношение к женитьбе – исключительно как к возможности исполнить заповедь плодиться и размножаться. В этом случае он временно освобожден от заповеди плодиться и размножаться, чтобы в полной мере исполнить заповедь изучения Торы, которая по своей важности приравнивается ко всем остальным заповедям, взятым вместе (Пеа, глава первая, мишна 1).

В продолжение темы будет приведено, что изучение Торы приостанавливают для того, чтобы исполнить заповедь, которую кроме тебя никто исполнить не может. Это правило верно только в ситуации, когда прерывание постоянного занятия Торой происходит по случаю и только на ограниченное время. Но заповедь знать Тору с ясным пониманием ее трактовки, то есть знать все ее законы с их объяснениями в сжатом виде, запрещено приостанавливать в любом случае.

В прежние времена Мишну начинали учить с мальчиками, которым исполнилось десять лет, и эта учеба занимала пять лет. Затем с ними также в течение пяти лет изучали Талмуд, то есть краткое объяснение Мишны. В течение этого времени, то есть пока юноше не исполнится двадцать лет, он должен был жениться. В противном случае он нарушал повелительную заповедь Торы плодиться и размножаться, начало времени исполнения которой – восемнадцать лет (Кидушин, 29б). Ибо и после свадьбы мужчина сможет как минимум два-три года изучать Тору без особых забот,, пока у него не успеет родиться много детей.

]Некоторые замечания рава Шнеура Залмана из Ляд к «Законам изучения Торы» (по «Кунтрес Ахарон»).

<…> Вопрос о том, на какое время человеку разрешено прерываться от изучения Торы для того, чтобы добыть пропитание себе и семье, весьма индивидуален. Человек, обладающий всеми данными к тому, чтобы учить и понимать Тору, обязан посвятить себя изучению. Высшая степень исполнения заповеди изучения Торы – это когда человек посвящает этому все свое время, несмотря на материальные лишения, но обязанности такой нет. Согласно закону, способному к учебе человеку разрешено посвятить заработку такое время, которое необходимо ему, чтобы поддерживать необходимый для жизни материальный достаток, но не более того, а остальное время заниматься изучением Торы. Когда речь идет о людях, не способных к изучению Торы, им разрешено посвятить заработку больше времени. А на средства, которые останутся у них после обеспечения необходимого для жизни достатка, они смогут поддерживать тех, кто изучает Тору на высоком уровне. [

Мужчина, которому мысли о женском поле не позволяют сосредоточиться на изучении Торы, должен прежде жениться, для того, чтобы в святости, без посторонних мыслей, он мог всецело предаться учению, пока не постигнет всю Устную Тору (Кидушин, 29б; Менахот, 110а). Разумеется, семейный человек обязан заботиться о пропитании жены и детей, и, как правило, он не может заниматься Торой целый день, чтобы успеть за десять лет изучить ее всю и хорошо запомнить все законы с объяснениями в сжатом виде, как если бы он посвящал учебе целый день. Но ведь сказали мудрецы («Пиркей Авот», 2:16): «На тебя не возложена обязанность завершить всю работу». И вместе с этим: «Ты не вправе отлынивать от нее» – то есть от того, чтобы ежедневно приобретать новые знания, пока не изучишь и не запомнишь всю Тору, постоянно повторяя изученное как положено. И если он не успеет завершить изучение всей Торы за десять лет, он сделает это за двадцать или более лет.

Такой человек обязан по Торе установить постоянный значительный отрезок времени, по крайней мере полдня, для ежедневного занятия Торой, помимо того времени, которое он посвящает учебе в вечерние часы. Вопросами заработка не следует заниматься весь день или большую его часть, как написано (Дварим, 6:7): «И говори ими [словами Торы]». Но ведь уже сказано (там же): «И повторяй их», что же мы учим из слов «И говори ими»? Что вся наша жизнь должна быть наполнена исключительно Торой. Другими словами, чтобы Тора была основной частью жизни, но ни в коем случае не второстепенной. Поэтому каждый человек должен приложить все усилия к тому, чтобы изучение Торы было его главным занятием, а ремесло – второстепенным («Пиркей Авот», 1:15; Брахот, 35б; Йома 19б).

Человек, поступающий согласно вышеприведенным рекомендациям, вполне может постичь, как минимум, основную часть Устной Торы. То есть знать определения 613-ти заповедей, их законы, условия, необходимые для их исполнения, с необходимыми деталями и дополненными уточнениями мудрецов. Но тот, кто во главу угла ставит вопросы заработка, а Торой занимается по случаю, никогда не сможет постичь всю Устную Тору. Ибо с течением времени он позабудет даже то, что когда-то знал, и повторение не поможет ему в той мере, как оно помогает запомнить изученное тем, кто учение Торы делает своим постоянным занятием. А если он решит посвятить повторению больше времени, то у него не останется особо времени на то, чтобы изучить много нового материала и повторить его как положено. И еще потому ему не удается постичь и запомнить всю Устную Тору, что это зависит не только от усилий человека, направленных на учебу и повторение, но и от помощи Свыше. Ведь человек, который не наделен от природы особо хорошей памятью, сколько бы он ни повторял изученное, он его очень быстро забывает. И если он ставит работу во главу угла, а к Торе относится как к чему-то второстепенному, Всевышний не пожелает ему помочь. Ибо Он помогает только тем, кто относится к Торе как к основному занятию, а к работе как к второстепенному, перекладывая на Творца материальные заботы. Ведь Творец всемогущ, и Ему ничто не может помешать поддержать человека, приложит ли тот ради заработка больше усилий или меньше. И так сказали мудрецы (Брахот, 35б): «В прошлых поколениях люди делали Тору своим основным занятием, а работу второстепенным, и успех сопутствовал им и в том и в другом. Представители последних поколений уделяют вопросам заработка основное внимание, а Тору отодвигают на второй план, и неудача преследует их и в том и в другом».

Тому, кто преисполнен энтузиазма всецело предаться изучению Торы, следует посвящать ремеслу ровно столько времени, столько необходимо, чтобы ему и его семье хватало на жизнь, без материальных излишеств (Рамбам, «Законы изучения Торы», 6, 9). Об этом мудрецы говорят следующее («Пиркей Авот», 6:4): «Таков истинный путь постижения Торы: хлеб с солью ешь, и меру воды пей, и на земле спи, лишения терпи и над Торой трудись, и если сделаешь так – “Замечателен твой удел и хорошо тебе” (Теилим, 128)». Тому, кто поступает так, будет достаточно посвятить ремеслу совсем немного времени, чтобы с Б-жьей помощью и благодаря успеху, ниспосланному Им, заработанных средств хватало на содержание семьи, не полагаясь на чудеса.

Говорят мудрецы, что во время Небесного суда Илель будет негласным обвинителем тех неимущих, которые не занимаются Торой из-за того, что целый день, либо большую его часть, они проводят в поисках пропитания и не ведут себя подобно Илелю. А как же поступал Илель? Дело в том, что, будучи дровосеком, он зарабатывал ежедневно пол-динара. Половину заработка он отдавал сторожу в Доме Учения, которые в те времена находились за пределами города (и поэтому был необходим платный сторож, чтобы их охранять). Вторая половина заработка, которая составляла такую сумму, на которую можно было приобрести хлеб, являлась бюджетом семьи. Из этих денег оплачивались все расходы семьи, включая расходы суббот и праздников, в которые, разумеется, Илель не работал. И хотя не всякий может поступить точно так же, как Илель, все же в будущем будут судить всех, кто не избрал путь Илеля – изучать Тору ценой материальных лишений.

Так же и тот, кто, перед тем как жениться, успел изучить всю Тору и прекрасно ее помнит, обязан продолжать относиться к ней как к основному занятию: постоянно повторять изученное, исследовать ее глубины, искать объяснения, постигать одно из другого, насколько позволяют его силы. А ремесло должно быть чем-то незначительным, как это получили мудрецы в качестве толкования стиха из Торы (Дварим, 6:7): «И говори ими».

Сказанное выше верно в отношении тех, кто либо уже стал мудрецом Торы, либо наделен такими способностями, что может стать мудрецом Торы и изучить всю Устную Тору из Талмуда и поским (законоучителей), таких как Рош и Бейт Йосеф.

Каков же закон в отношении тех, кто не находится на таком уровне, чтобы учить объяснения законов и их источники, даже когда говорится о законах, используемых в повседневной практике? Ведь даже если они будут в основном заниматься изучением Торы, они смогут только зазубрить текст законов и не более того, ибо они не обладают способностями к учебе, то есть те, кто отвечают определению бур. Такие люди не обязаны терпеть лишения, отодвигая ремесло на второй план для того, чтобы больше времени посвятить учебе, разве что из желания сделать для Творца больше, чем они обязаны по букве закона и из-за великой любви к Торе. Ведь все, что такой человек может сделать, это зазубрить законы без объяснения, не понимая их причин, и, кроме того, он их обязательно забудет.

Согласно букве закона, таким людям достаточно установить ежедневное постоянное время для изучения Торы, чтобы выполнить то, что написано (Йеошуа, 1:8): «И трудись над ней (Торой) и днем и ночью». Определяя некое постоянное время днем и вечером для изучения и хорошего запоминания законов, необходимых в повседневной практике, знание которых обязательно для всех, они исполняют свою обязанность. Такое учение включает в себя знание необходимых на практике законов из Шулхан Аруха на таком уровне, чтобы не приходилось всякий раз выяснять их у раввина, а также изучение Агады и Мидраша. А для тех, кому тяжело понимать Агаду и Мидраш, – книги по Мусару, построенные на основе Мидрашей, которые составили мудрецы, слова которых – это сама Тора, и ни в коем случае не плод человеческого разума, как это было объяснено выше (глава вторая, закон 2-ой и 9-ый).

Остальное время такой человек должен заниматься ремеслом, чтобы он мог поддерживать тех, кто серьезно изучает Тору днем и ночью, чтобы знать объяснения всех законов. А те усилия, которые он прикладывает на то, чтобы материально поддерживать мудрецов Торы, зачтутся ему, как будто он сам учится на высоком уровне, и та Тора, которую учили мудрецы благодаря его помощи, назовется его именем (Мидраш «Ваикра Раба», 25:2). И так объясняют мудрецы стих Торы (Дварим, 33:18): «Возрадуйся, Звулун, при выходе твоем, а Иссахар в шатрах твоих». Речь идет об обоюдном соглашении представителей колена Звулуна и колена Иссахара о том, что представители колена Иссахара, наделенные особыми способностями к постижению Торы и ее законов, полностью посвящают себя учебе, а представители колена Звулуна, находясь в постоянных деловых разъездах, будут создавать материальную базу для первых. При этом величайшей заслуги изучающих Тору удостаиваются оба колена в равной степени. Кроме того, такой человек может обеспечить своим сыновьям и дочерям более высокий уровень жизни с тем, чтобы сыновья могли как положено заниматься Торой, а дочери получили достойное воспитание, как это будет объясняться в «Законах о пожертвованиях».

В случае, когда вдруг возникают некоторые затруднения на работе, и у человека не получается учиться в установленные для изучения Торы дневные и вечерние часы, он может исполнить заповедь «И трудись над ней днем и ночью», даже если поучится совсем немного – одну главу днем и одну вечером (Менахот, 99б).

Таков же закон и в отношении достаточно одаренных людей, которые могут учить объяснения законов из Талмуда, и, соответственно, обязаны основное время уделять изучению Торы, а ремесло сделать для себя второстепенным занятием. Если в один из дней случилось так, что он должен посвятить добыванию заработка много времени, и он никак не может без ущерба освободить время для учебы, в такой день он исполнит заповедь «И трудись над ней днем и ночью» тем, что изучит одну главу утром и одну вечером.

Люди, претерпевающие физические страдания, и люди преклонных лет, которые уже не в состоянии постоянно заниматься Торой вследствие физической слабости, тоже обязаны установить днем и вечером постоянные часы для изучения Торы, по мере того, насколько это им позволяют силы. И если они не могут установить для учебы значительное количество времени, пусть они исполнят заповедь «И трудись над ней днем и ночью», изучая одну главу днем и одну вечером (Рамбам, «Законы изучения Торы», 1:8).

До сих пор речь шла о человеке, который трудится сам. Если же человек нанимает работников, и у него есть свободное время, а также те, кто живут на пожертвования и сами не работают, обязаны заниматься Торой днем и ночью по всем правилам. Для того чтобы исполнить заповедь Торы «И трудись над ней днем и ночью», такому человеку недостаточно установить какое-то определенное время для учебы, даже если его способности весьма ограничены, и он не в состоянии учить объяснения законов. Ибо Тора равно обращается ко всему народу Израиля (Дварим, 6:7): «И говори ими, когда будешь сидеть в доме своем, и когда будешь идти по дороге». Объясняют мудрецы, что Тора этими словами учит нас, что ее изучение должно быть основным занятием жизни, а ремесло, когда в нем есть необходимость, – второстепенным. Но занятие пустыми вещами не позволено ни в коем случае. Человек, который ведет пустые беседы, нарушает повелительную заповедь: «И говори ими» – но не веди пустых бесед (Йома, 19б). А тот, кто определяет для изучения Торы некоторое время, и не учит Тору постоянно (когда у него есть такая возможность), согласно толкованию мудрецов (начало Мидраша «Шохар Тов» на книгу Шмуэля) нарушает Тору, как написано (Тэилим, 119:126): «Время делать для Г-спода, нарушили Тору Твою» – тот, кто не занимается изучением Торы помимо установленных для этого часов, совершает нарушение.

Даже бедняк, который собирает подаяние, все свое свободное время, и днем, и вечером, должен посвятить занятию Торой (Рамбам, «Законы изучения Торы», 1:8; «Арбаа Турим» и «Шулхан Арух», раздел «Орах Хаим», 246:1).

Человек, который зарабатывает на жизнь своим трудом и устанавливает определенные часы для изучения Торы, имеет право отвлекаться от изучения Торы для того, чтобы заняться вопросами пропитания и заработка. Это выводят из слов Торы (Дварим, 11:14): «И соберешь урожай свой». Но тратить время на пустые разговоры – как на то, чтобы говорить, так и на то, чтобы слушать, – не позволено никому. Если человек не занят вопросами пропитания, он обязан в любое свободное от забот о пропитании время заниматься Торой (Ктубот, 5б), и даже находясь в пути, как сказано (Дварим, 6:7): «И когда будешь идти по дороге».

О том, кто может заниматься Торой и не делает этого, говорит Писание (Бемидбар, 15:31): «Ибо слово Б-жье он призрел». То есть слово Б-га не дорого ему, чтобы заниматься им, и будто он насмехается над словами Торы. Поэтому, если два человека рядом, и они не ведут беседы на темы Торы, их общение называется «обществом насмешников», как об этом говорит Писание (Теилим, 1:1-2): «И в обществе насмешников не находился, ибо только к Торе Б-га желание его» («Пиркей Авот», 3:2).

Всякий раз, когда в словах мудрецов фигурирует выражение йошвей кранот – праздношатающиеся (например, в Брахот, 28б) – имеются в виду невежды, которые абсолютно не имеют понятия о том, что такое учеба Торы. Поэтому сказали мудрецы («Пиркей Авот», 3:10): «Поведение невежд в синагоге [которые занимаются в этом святом месте пустословием] выводит их из мира, т.е. лишает их жизни в этом мире и надела в будущем мире».

Заповедь «И говори ими», то есть обязанность вести беседы исключительно на темы Торы, не примешивая в них ничего постороннего, распространяется не только на пустые речи, но и на занятия различными науками (Мидраш «Сифри», глава «Ваэтханан», 34; «Сборник вопросов и ответов Рашба», 1:414, «Сборник вопросов и ответов Рива», 45; «Шулхан Арух», 246:4). И даже после того, как человек изучит всю Тору, ему не следует заниматься мудростью других народов, ибо сказано (Ваикра, 18:4): «И законы Мои храните, чтобы следовать им» – у вас ни в коем случае нет права оставить занятие ими (Мидраш «Сифри», там же).

В отношении мудреца Торы приведенное выше само собой разумеется, ведь он должен исполнять заповедь «И трудись над ней и днем и ночью» в полной мере. И каков тот час, который и не день и не ночь, когда нет обязанности заниматься Торой, и можно посвятить себя другим наукам (Менахот, 99б)?! Все же изредка, по случаю, мудрецу Торы разрешено знакомиться с другими науками для того, чтобы с их помощью лучше понять слова Торы, Б-гобоязненность, правила поведения. Но тем, кто не является истинным мудрецом Торы, это запрещено (поскольку они будут изучать мудрость народов мира, чтобы постичь ее саму, а не для того, чтобы обогатить с ее помощью знания Торы, усилить Б-боязненность или научиться правилам приличия). Однако книги, составленные атеистами и философами, которые отрицают постоянное влияние Всевышнего на наш мир и факт пророчества, запрещено читать в любом случае всем без исключения, даже изредка, и даже с целью почерпнуть из них мораль и Б-гобоязненность. И даже если эти книги будут упомянуты в еврейских источниках, необходимо быть очень осторожными с ними («Сборник вопросов и ответов Рамо», 7). Именно об этом сказали мудрецы, что у тех, кто читает постороннюю литературу (сфарим хицоним), нет удела в будущем мире (Санедрин, 90а и 100б).

А то, что некоторые мудрецы прошлых поколений занимались чуждой философией, они были вынуждены это делать исключительно для того, чтобы они смогли на должном уровне дать опровержение заявлениям своих оппонентов и усилить уверенность в истинности мировоззрения иудаизма. Они прибегали к этому только потому, что в те времена была необходимость отвечать на различные заявления представителей других народов, отрицающих истинность Торы, которые вели постоянные споры с представителями Торы, что в наши дни практически не актуально («Сборник вопросов и ответов Риваша», 45; «Даркей Моше», 246:9).

Мудрецу Торы запрещено задерживаться в нечистых местах, так его мысли постоянно в Торе (Брахот, 24б; «Шулхан Арух», 246:8). Вместе с этим он может зайти в уборную или в ванную, даже если непосредственно перед этим он занимался каким-либо исследованием в области законов Торы и еще не пришел к окончательному решению вопроса. В данном случае не опасаются, что он продолжит обдумывание данного вопроса в этих местах, где занятия Торой запрещены, как этого опасаются в случае, когда мудрец Торы собирается начать молитву, не решив до конца какой-либо вопрос. И даже если случится, что его поневоле посетят мысли о Торе, это произойдет против его воли, и, соответственно, нарушения не происходит (Кидушин, 33а). Более того, это верно, даже если он забудется и произнесет слова Торы в уборной или в ванной из-за того, что он говорит ими постоянно, как это было с раби Элазаром, сыном раби Шимона (Звахим, 102б).

Подготовил рав Л. Н. Злотник


http://www.beerot.ru/?p=14138