Пища для души и для тела — Воспитание и привычка

Дата: | Автор материала: Рав Моше Вае

1656

Глава 4. Воспитание и привычка

«Наставь отрока на путь его, и даже когда состарится, он не сойдет с него» (Мишлей, 22:6).

Информированность о строгости запрета поедания насекомых и владение навыками проверки продуктов питания на наличие в них насекомых делают эту проверку естественной привычкой и интегральной частью процесса подготовки продуктов к употреблению в пищу.

Подобно тому, как человек не испытывает особых затруднений, когда он чистит картошку, варит ее и сдабривает специями, воспринимая эти действия в качестве этапов подготовки продукта к употреблению, немного попривыкнув, он так же не будет ощущать особой заботы, просеивая муку, промывая капусту или перебирая рис.

Дети, растущие в доме, где присутствует верная информированность в области проверки продуктов питания на наличие в них насекомых, естественным образом привыкают проверять пищу и не нарушают запрет поедания насекомых и тогда, когда они находятся вне дома.

Завершим эту тему цитатой из книги «Шимуша Шель Тора»: «Если человек будет рассматривать то, что он кладет в рот, не поверхностно, но основательно и сосредоточенно, то есть, возьмет продукт в руку и, перед тем как приблизить его к устам, подумает: что я собираюсь сейчас делать? И он внимательно посмотрит на этот продукт, чтобы выяснить, не запрещен ли он в пищу по какой-либо причине, и чтобы решить, какое благословение следует произнести перед тем, как его съесть. Так он убережет себя от опасности совершить нарушение и от запрета произнести благословение, не соответствующее виду продукта, который он собираются есть. Подобно тому, как сказали мудрецы, благословенной памяти: «Дай услышать уху своему то, что ты произносишь устами своими» (Брахот, 13а), я говорю: дай оку своему увидеть то, что ты вносишь в уста свои».

Глава 5. Молитва и пути исправления

«Ибо в ухищрениях веди войну себе» (Мишлей, 24:6).

«Рав Симон сказал: если ты совершил много нарушений, то теперь напротив них исполни много заповедей» («Ваикра Раба», 21:5).

1. Молитва

Было бы правильно, если бы каждый молился о том, чтобы не нарушить строгий запрет поедания насекомых. Автор книги «Йесод ве-Шореш а-Авода» («А-Цаваа», 40) рассказывает о себе следующее: «Когда я готовился к приему пищи, я произносил следующую молитву: Создатель и Творец мой, благословенно Имя Его, убереги меня от того, чтобы съесть запрещенную пищу».

2. Покаяние и исправление содеянного

Тот, кто непреднамеренно нарушил запрет поедания насекомых, съев продукт, который не было необходимости проверять, а потом обнаружилось, что этот продукт был заражен насекомыми, по букве закона не обязан раскаиваться и искупать содеянное. Однако такому человеку было бы правильно пересмотреть свои поступки и постараться понять, что он совершил плохого, в результате чего его не уберегли Свыше от запрета поедания насекомых («Тшувот ве-Анагот», 4:190).

Представляется целесообразным привести в данном контексте слова Хафец Хаима о том, как следует исправить допущенное нарушение запрета злоязычия: «Раскаяние за это должно происходить в соответствии с правилом, которое сформулировали наши мудрецы, благословенной памяти: “Тем, чем праведники согрешили, тем же они снова становятся угодны (Творцу)” (Танхума, глава Бешалах). Поэтому (тот, кто нарушил запрет злоязычия) должен стараться обучать других людей законам, связанным с этим нарушением, обращаясь к книгам законоучителей, в которых эта тема освещена со стороны закона. Во время этого изучения человек задумается и увидит, что запрет этот ничем не легче других запретов Торы, а во многом даже строже. Также следует обучать тем местам Устной Торы, где говорится о благе, которого удостаивается человек, соблюдающий эти законы, замечателен удел его, и о том, что каждому необходимо бежать от греха этого, подобно тому, как бегут от пожара. Все это он изучит и решит исполнять. И тогда обязательно будет прощен он за содеянное и помогут ему Свыше не оступиться в будущем».

Да поможет Святой, благословен Он, чтобы все Б-гобоязненные люди занялись этим делом – изучать, чтобы исполнять, и тогда обязательно ускорит Святой, благословен Он приход избавления нашего в скорости, в наши дни. Амен» («Квод Шамаим», 3).
Перевод — рав Лейб Нахман Злотник

http://www.beerot.ru/?p=36749