Законы лечения в Шаббат и праздники

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2791

От редакции. Все законы, приведенные в этой статье, относятся только к лечению евреев. Законы лечения неевреев отличаются (например, наши мудрецы запретили лечиться евреям, но не неевреям). Поэтому тот, кого касаются вопросы лечения неевреев, должен отдельно проконсультироваться с компетентным раввином.

Вступление

Законы лечения в субботу регулируются двумя принципиальными вопросами. Первый из них: разрешено ли ради лечения совершать действия, которые в ситуации, когда не говорится о больном, запрещены в Шаббат Торой или постановлениями мудрецов. Второй: разрешен ли процесс лечения как таковой, если при этом не происходит ничего другого, что запрещено в субботу.

В отношении законов лечения в субботу, всех людей, исходя из состояния их здоровья, принято делить на шесть групп:

1. опасно больные, то есть те люди, болезнь которых представляет угрозу для жизни;

2. люди, у которых есть риск полностью либо частично потерять дееспособность какого-либо органа тела, но угрозу для жизни это не представляет;

3. лежачие больные – то есть люди, состояние которых таково, что для них естественен постельный режим (даже если по какой-либо причине они не лежат в кровати), либо у них болит все тело, но опасности для жизни или угрозы полной или частичной потери какого-либо отдельного органа нет;

4. легкие больные – те, кто испытывают физические страдания, но могут нормально функционировать;

5. люди, испытывающие легкие недомогания;

6. здоровые люди.

Первая группа – опасно больные. В случае даже небольшой вероятности угрозы для жизни человека, не только разрешено, но даже существует великая заповедь совершать любые действия, которые могут привести к его излечению. В Торе сказано: «Вот те заповеди, которые будет исполнять человек, и жить в них» (Ваикра, 18:5). Говорят мудрецы: «Жить в них, но не умирать в них» (Йома, 85б). То есть в случае, когда жизни человека грозит опасность, разрешено в Шаббат совершать любые действия ради его спасения, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены в субботу Торой. Отметим, что остальные запреты Торы и мудрецов, за исключением трех самых строгих – идолопоклонства, убийства и разврата – так же отменяются в случае, когда это необходимо для спасения жизни человека.

Нарушение субботы во имя спасения человека является высшей степенью соблюдения субботы («Ор а-Хаим», Шмот, 31:13). Тот, кто, нарушив Шаббат во имя спасения человека, кается и постится за то, что нарушил субботу, ведет себя крайне неумно («Мишна Брура», 334:78).

Даже если обнаружится, что действия, запрещенные в Шаббат, которые были направлены на спасение жизни, не увенчались успехом или в них не было надобности (состояние больного улучшилось и без этого, или кто-либо другой уже успел сделать все необходимое для спасения), – все равно считается, что была исполнена великая заповедь («Шулхан Арух», там же, 15; «Мишна Брура», там же, 40 и 42).

Вторая группа – люди, у которых есть риск полностью или частично потерять дееспособность какого-либо органа тела. В случае, когда нет опасности для жизни, но есть вероятность того, что если срочно не предпринять определенные действия, может полностью или даже частично выйти из строя какой-либо орган тела, еврею разрешено совершать действия, запрещенные в субботу мудрецами. Если есть необходимость в действиях, которые запрещены в субботу Торой, разрешено обратиться к нееврею, чтобы он их совершил.

Третья группа – лежачие больные. Если человек, настолько болен, что, либо он должен был бы лежать в кровати, либо у него болит все тело, но его болезнь не представляет опасность для жизни, еврею для его лечения разрешено измененным способом совершать только действия, запрещенные в субботу мудрецами. В случае, когда для лечения такого больного есть необходимость совершить действия, запрещенные в субботу Торой, разрешено попросить об этом нееврея.

В законах лечения в субботу, как это упоминалось выше, существует еще одна часть. Помимо правил о том, в какой ситуации для больного разрешено совершать запрещенные в Шаббат действия, а в какой ситуации такого разрешения нет, существует также отдельный запрет мудрецов лечиться в субботу, даже если при этом дополнительно не совершают никаких запрещенных в субботу действий. Данное постановление мудрецов было вызвано опасением, что в процессе лечения, забыв о субботе, человек приготовит лекарство, непреднамеренно нарушив при этом какой-либо субботний запрет Торы. Понятно, что запрет мудрецов лечиться в Шаббат не распространяется на случаи, когда есть вероятность опасности для жизни. Этот запрет не обращен также и к лежачим больным. Тем более он не касается ситуаций, когда есть риск полностью либо частично потерять дееспособность какого-либо органа тела (первая, вторая и третья группы). Постановление о запрете лечиться в субботу распространяется на легких больных, на людей, страдающих легкими недомоганиями, и на здоровых людей (четвертая, пятая и шестая группы).

Четвертая группа – легкие больные. В ситуации, когда речь идет о человеке, который испытывает физические страдания, но в состоянии нормально функционировать, еврею для его лечения не разрешено совершать никаких действий, запрещенных в субботу. К этой группе людей относится постановление мудрецов о запрете лечиться в Шаббат, однако в случае, когда болезнь доставляет довольно ощутимые страдания, разрешено попросить нееврея лечить такого больного, а также совершать для него и другие действия, которые запрещены еврею в субботу постановлениями мудрецов. Нельзя просить нееврея совершать для легкого больного действия, запрещенные Торой.

Пятая группа – люди, испытывающие легкие недомогания. Для человека, испытывающего легкие недомогания, запрещено (ему самому или другим людям) предпринимать в субботу действия, направленные на лечение, а также просить нееврея совершать для него любые действия, которые запрещены еврею в субботу Торой или постановлениями мудрецов.

Шестая группа – здоровые люди. Здоровому человеку запрещено предпринимать в субботу действия, направленные на оздоровление и укрепление организма («Мишна Брура», 328:120; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 34, примечание 85 от имени рава Ш. З. Ойербаха; «Хут Шани», 4, 89:2).

Следует сразу оговориться, что для простоты изложения будут использоваться выражения «для такого-то больного разрешено нарушать субботу» и «для такого-то больного разрешено совершать запрещенные в субботу действия», которые звучат парадоксально: разве может быть разрешено что-либо нарушать?! Конечно же, имеется в виду, что действия, которые в обычной ситуации (когда не говорится о больном) запрещены в Шаббат, в случае с данным больным разрешены.

Ниже будут приведены частные случаи, связанные с изложенными принципами, а также различные законы, связанные с лечением и поддержанием здоровья в субботу.

Все принципы, приведенные выше в отношении законов лечения в Шаббат, верны и в отношении еврейских праздников (йом тов), за исключением готовки еды и переноса предметов в общественных местах, не окруженных эрувом, законы которых в праздники намного легче, чем в Шаббат («Мишна Брура», 632:5). Хотя законы второго дня праздника (йом тов шени), который отмечают в странах диаспоры, практически идентичны законам первого дня, тем ни менее лечение в йом тов шени в случае, когда это необходимо, и при условии, что не будут нарушены другие законы праздника, – разрешено (Рамо, там же, 496:2).

Опасно больные

Спасение жизни является величайшей заповедью, и тому, кто спешит спасать ближнего, несомненно полагаются слава и хвала. Даже в случае сомнения, есть ли опасность для жизни другого человека, запрещено тратить время на раздумья и расспросы. Необходимо срочно броситься на помощь, хотя для этого придется совершить запрещенные в Шаббат действия («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 328:2; «Мишна Брура», там же, 6). Понятно, что, если время терпит и состояние человека, находящегося в опасности, не должно ухудшиться, необходимо выяснить у специалиста, существует ли в действительности угроза для жизни, после чего спросить у раввина, как правильно поступить в данной ситуации. В случае, когда не представляется возможным проконсультироваться с раввином и со специалистом, без раздумий предпринимают все действия, которые необходимы для лечения.

Даже если доподлинно известно, что больного не удастся спасти, а можно будет только немного продлить ему жизнь или немного облегчить его страдания и боль, разрешено ради этого нарушать субботу («Шулхан Арух», там же, 329:4). Это верно даже в ситуации, когда вероятность того, что больного можно спасти или продлить ему жизнь, ничтожна. Поэтому разрешено приготовить или доставить лекарства, даже если это сопряжено с нарушением Шаббата, если существует малейшая вероятность того, что с их помощью смогут спасти или хотя бы немного продлить жизнь больному.

Действия по спасению жизни, не терпящие промедления, должны совершать взрослые евреи самостоятельно, не прибегая к помощи нееврея или ребенка. Более того, если представляется такая возможность, нужно, чтобы это делали известные знатоки Торы для того, чтобы показать всем, что опасность для жизни, без всякого сомнения, отодвигает законы субботы («Турей Заав», 328:5).

Если больной не хочет, чтобы для спасения его жизни совершали действия, запрещенные в Шаббат, его следует уговорить, а если уговоры не помогут, то его спасают против его воли («Мишна Брура», 328:6).

Для того чтобы было разрешено нарушать субботу для спасения жизни больного, полагаясь на мнение человека, который не является специалистом в вопросах медицины, необходимо, чтобы этот человек осознавал важность соблюдения законов субботы. На диагноз профессионального медика в отношении нарушения субботы для спасения опасно больного разрешено положиться, даже если его дал нееврей или еврей, не соблюдающий законы Торы. Если специалист считает, что жизни больного не грозит опасность, а сам больной считает, что грозит, предпринимают действия по его спасению. Таков же закон, если один врач считает, что состояние больного не опасно, а другой врач примерно того же уровня компетентности считает, что есть опасность. В этом случае следует срочно принять меры по спасению жизни, учитывая мнение второго врача, даже если для этого придется прибегнуть к действиям, запрещенным в Шаббат. Если мнения двух врачей разошлись, и один из них является специалистом более высокого класса по сравнению с первым, следуют его точке зрения («Шулхан Арух» и Рамо, там же, 10; «Мишна Брура», там же, 27-30).

Даже такие болезни, от которых подавляющее большинство излечивается и только незначительной процент умирает, считаются болезнями, представляющими угрозу для жизни. Болезнь, которая, если ее не лечить, может привести к летальному исходу, несмотря на то, что для ее лечения существуют эффективные средства, и поэтому она не вызывает у людей страха за свою жизнь, как например, воспаление легких или ангина, все равно считается опасной («Орхот Шаббат», 20, примечание 22 от имени рава Й. Ш. Эльяшива; «Хут Шани», 4, стр. 173).

Заболевания, травмы и симптомы, при которых человек считается опасно больным

После изложения общих принципов представляется правильным перечислить некоторые болезни, увечья и симптомы, при которых человек автоматически получает статус опасно больного, и для его лечения разрешено совершать запрещенные в субботу действия. Причем во всех этих случаях нет нужды дополнительно выяснять мнение врачей или больного. Если доподлинно известно, что в срочном медицинском вмешательстве нет необходимости и небольшая задержка начала лечения не скажется негативно на состоянии больного, запрещено нарушать субботу для его лечения («Шулхан Арух», там же, 4; «Мишна Брура», там же, 8).

Если есть вероятность, что, если срочно не будут приняты необходимые меры, человек может навсегда стать умалишенным, разрешено предпринимать любые необходимые действия, запрещенные в субботу («Шевет а-Леви», 4:34).

При повреждении одного из внутренних органов, включая зубы и полость рта, полученном в результате удара или нарыва, а также в случае, когда человек ощущает сильную боль в одном из внутренних органов, которая, возможно, вызвана ударом или нарывом, нарушают субботу («Шулхан Арух», там же, 3; «Биур Алаха», там же).

Повышенная температура, либо температура, которая несколько выше нормальной, если она сопровождается дрожью, в случае, когда не известна причина повышения температуры, может являться симптомом опасности. Если причина повышения температуры известна, то каждый отдельный случай должен рассматриваться отдельно: иногда даже при температуре 40°С нет опасности для жизни, а иногда (например, при менингите) даже незначительное повышение температуры может быть опасно. У маленьких детей и престарелых людей даже не особо высокая температура может являться симптомом опасной болезни, если она вызвана повреждением внутренних органов. [В случае, когда в Шаббат возникает необходимость измерить температуру, следует пользоваться ртутным градусником. Мерить температуру в Шаббат с помощью электронного термометра или термометра с термодинамиками, который прикладывают ко лбу и на нем проявляются цифры, разрешено только в случае, когда существует вероятность опасности для жизни, и нет возможности померить температуру ртутным градусником. Если еврею измеряет температуру нееврей, то воспользоваться электронным или термодинамическим градусником разрешено даже в случае, когда речь идет о лежачем больном.]

Больной сахарным диабетом на определенной стадии болезни считается опасным больным. Ему разрешено в Шаббат делать проверки на содержание сахара в крови, уколы инсулина и другие необходимые процедуры.

Острая форма конъюнктивита (воспаления глаз), сопровождающаяся обильным выделением слез, гнойными или кровяными выделениями иногда может представлять опасность («Шулхан Арух», там же, 9; «Мишна Брура», там же, 23).

При открытом переломе, при переломе длинных костей, когда есть вероятность их смещения, при переломе черепа, ключицы, ребра, грудной клетки или позвоночника может возникнуть угроза для жизни. Остальные виды переломов, как правило, не представляют опасности для жизни («Шулхан Арух», там же, 47; «Мишна Брура», там же, 145; «Шевет а-Леви», 1:121, 6:25, 9:74; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 32:11).

Обильное кровотечение во время беременности, на каком бы сроке беременности женщина ни находилась, может служить индикатором опасности, и следует срочно вызвать врача или поехать в больницу. В случае незначительных кровяных выделений вызывать врача (нарушая Шаббат) или ехать в больницу запрещено, но женщине необходим полный покой.

В приведенных ниже случаях также следует срочно оказать помощь, даже если для этого потребуется совершить действия, запрещенные в Шаббат («Шулхан Арух», там же; «Хут Шани», 4:89; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 34):

1. внутреннее кровоизлияние;

2. венозное или артериальное кровотечение, которое невозможно остановить;

3. сильный удар, глубокая рана или порез, нанесенные каким-либо острым или тяжелым предметом;

4. рана, которая может привести к заражению крови, если ее срочно не обработать;

5. рана на внешней стороне ладони или ступне, не включая пальцы (то есть в месте сосредоточения вен), в случае вероятности повреждения кровеносных сосудов;

6. рана, которая вызывает воспаление лимфатических узлов за ухом, под мышкой или на шее;

7. тепловой или солнечный удар;

8. ожоги, полученные от солнца, огня, раскаленного предмета, кипятка или химикатов;

9. отравление, вызванное химикатами, медикаментами, ядовитыми растениями;

10. проглоченная игла или другой острый предмет;

11. потеря сознания, обморок, болевой шок, сильное психологическое потрясение;

12. неожиданная одышка, неожиданная потеря зрения;

13. паралич, инсульт, инфаркт (любой степени сложности);

14. необычно низкая температура тела;

15. вероятность заразиться опасной болезнью;

16. обезвоживание организма.

Роженица

Статус роженицы приравнен к статусу опасно больного. В случае, если представляется такая возможность, было бы правильно, чтобы субботы, близкие по времени к предполагаемому времени родов, женщина проводила в месте, находящемся поблизости от роддома, хотя по букве закона такой обязанности нет. Состояние, которое определено как опасное в обычной ситуации, начинается либо со времени, когда схватки происходят каждые 15 минут, либо после отхода околоплодных вод, либо если есть ощущение, что плод сильно давит вниз.

Статус роженицы как опасно больного продолжается в течение семи суток после родов. По прошествии недели после родов роженица считается тяжелым больным, а по прошествии месяца – здоровым человеком, если нет особых причин опасаться за состояние ее здоровья («Шулхан Арух», там же, 330; «Мишна Брура», там же).

Женщина, которая делает аборт без веских на это причин, не обсудив с раввином, является ли в ее случае причина достаточно весомой, совершает великое нарушение закона Торы. Тем не менее, если после аборта ее жизни угрожает опасность, нарушают субботу для ее спасения, несмотря на то, что она совершила нарушение, и несмотря на то, что она сама ввергла себя в состояние опасности («Ашрей а-Иш», «Орах Хаим», 2, 37:17).

Законы о роженице в полной мере верны и в случае, если произошел выкидыш после 40-го дня беременности («Шулхан Арух», там же; «Биур Алаха», там же).

Статус женщины, перенесшей «кесарево сечение», приравнен к статусу человека, перенесшего операцию, для спасения жизни которого разрешено нарушать субботу.

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=30537