Детские коляски в Шаббат и праздники

Дата: | Автор материала: Рав Барух Марлатко

365
Photo by Tamara Govedarovic on Unsplash
В данной статье постараемся разобрать некоторые правила, касательно использования детских колясок в Шаббат и йом-тов. В еврейских семьях, Барух а-Шем, всегда много детей и эти вопросы являются актуальными почти для каждого еврея и в каждый Шаббат и праздник.

А, если читатель спросит: «О чем можно говорить? Ведь, в Шаббат и так нельзя везти ребенка в коляске по общественной территории (по улице)». Это верно, и так написано в книге «Шмират Шаббат ке-Ильхата» (гл. 18, п. 55). Тем не менее, коляски можно перевозить в Шаббат в месте, где есть хороший «эрув». А также в праздник нет проблем в перевозке колясок (см. «Шулхан Арух», «Орах Хаим», гл. 518, п. 1).

Но то, о чем мы собираемся говорить, актуально даже внутри квартир и частных дворов. Многие используют коляску в качестве кроватки для малыша и т.п.

Одна из 39 запрещенных работ в Шаббат (а также в йом-тов) – это строительство зданий и сооружений. Производным из запрета строительства является возведение шатров, которые предназначены для укрытия от солнца, дождя и ветра, защиты от насекомых или, просто, для сокрытия в них. Тот, кто строит шатер на продолжительное время, нарушает запрет Торы (трактат Шаббат, 138а). Мудрецы же в качестве ограды закона запретили возводить даже временный шатер, т. е., на короткое время, чтобы это не привело человека к ошибке, если он решит, что и возведение шатра на продолжительное время разрешено. И также разрушение построенного шатра запрещено в Шаббат (Рамбам, законы Шаббата, гл. 10 п. 13. «Мишна Брура» гл. 315, п. 1).

Основным в запрете построения шатра является возведение его крыши (покрытия).

И даже, когда нет стен у шатра, как, например, расстилающий полотно на четырех шестах, нарушает запрет возведения шатра (Раши в трактате Шаббат, 125б, «Мишна Брура», гл. 315, п. 1).

На основании сказанного поднимается ряд вопросов относительно детских колясок: можно ли в Шаббат открывать крышу коляски (а также складывать его), надевать дождевик или москитную сетку? Вроде бы, эти действия должны быть проблематичны, ведь человек возводит тем самым покрытие шатра.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобрать несколько деталей в этих законах. В трактате Шаббат (138а) говорит Абаей, что стул «траскаль» можно ставить в Шаббат. Комментирует Раши, что речь идет о складном стуле на ножках с кожаным верхом. Когда складывают его, убирают и приставляют к стене, а, когда хотят сесть на него, расправляют. Почему такое действие разрешено? Поясняет Раши, что этот стул уже готов и собран до Шаббата, т.е., человек не делает ничего нового в Шаббат. Однако, непонятно, о каком запрете могла идти речь. В книге «Нода бе-Йеуда» (том 2, «Орах Хаим», гл. 30) пишет, что речь идет о запрете строительства предметов (биньян келим) в Шаббат, как написано в «Шулхан Арух» («Орах Хаим», гл. 314). И для этого приходит Абаей сообщить нам, что раскладывание стула не называется созданием предмета, ведь он полностью был готов еще до Шаббата. А все, что человек делает, это только разведение ножек в стороны. А почему нет проблем с возведением шатра? Ведь, под расстелившимся сидением стула образовалось пространство шатра. На это отвечает «Нода бе-Йеуда», что запрет возведения шатра относится только к ситуациям, когда человек заинтересован использовать пространство под крышей шатра. Но в случае со стулом, намерение человека просто сидеть на нем, и, соответственно, нет запрета.

Из сказанного напрашивается следующий вывод: даже если шатер построен еще до Шаббата, но находится в собранном виде, нет разрешения расставлять его в Шаббат, если намерение человека использовать пространство, которое под ним. Значит, по мнению «Нода бе-Йеуда», нельзя раскрывать крышу детской коляски, который был полностью сложен до Шаббата, ведь, он предназначен для защиты ребенка, и тем более прикреплять дождевик или противомоскитную сетку, которые только в Шаббат делают его шатром.

Однако, многие законоучителя поняли закон стула «траскаль» иначе. Гмара обсуждает вопрос построения шатра, а не создание нового предмета. Именно то, что он полностью собран до Шаббата, позволяет использовать его, и нет в этом нарушения с созданием шатра. Более того, написал «Хазон Иш» («Орах Хаим», гл. 52, п. 6), оспаривая мнение «Нода бе-Йеуда», что, поскольку мы имеем дело с одним цельным предметом и таково его использование, нет в этом никакого запрета возведения шатра, и даже если намерение человека использовать его для укрытия и т.п.

Возведение шатра запрещено только при соединении нескольких элементов в одно строение, это основное определение работы строить, а не в использовании уже готового строения.

И поэтому, пишет «Хазон Иш», что разрешено открывать крышу коляски и собирать ее, поскольку это цельный предмет, готовый к использованию еще до Шаббата.

Но «Хазон Иш» не объясняет можно ли накинуть дополнительное покрытие на коляску, например, простынь. Этот вопрос затрагивает еще один закон в возведении шатров. «Шулхан Арух» («Орах Хаим», гл. 315, п. 2) установил, что, если человек сделал крышу временного шатра хотя бы на ширину в один тефах (около 8-10 см.) до Шаббата, то может в Шаббат расширить ее без ограничений.

Рав Шмуэль Вознер в книге «Шевет а-Леви» (т. 3, гл. 54) пишет: несмотря на то, что нет запрета в Шаббат раскрывать крышу коляски, по мнению «Хазон Иш», тем не менее, если крыша была закрыта перед наступлением Шаббата, уже не поможет раскрыть его в Шаббат, чтобы набросить на него дождевик. Это основано на еще одном постановлении «Хазон Иш» (там же, п. 8), что разрешение прибавлять к покрытию шатра касается только ситуации, когда начал открывать до Шаббата. Но, если построил шатер в Шаббат разрешенным образом, как в нашем случае, нет разрешения прибавлять к нему. Видно, что рав Вознер понимал, что, по мнению «Хазон Иш», несмотря на то что можно открывать крышу коляски в Шаббат, так как это не считается строительством, однако, пока она не открыта, перед нами нет шатра.

Но рав Шломо Залман Ойербах, слова которого приведены в «Шмират Шаббат ке-Ильхата» (гл. 24, п. 13, прим. 48), разрешал одевать дождевик и т.п. на коляску в сам Шаббат, даже если ее крыша не была открыта перед Шаббатом. Он понимал, что по мнению «Хазон Иш» собранный шатер считается шатром, и можно относиться к нему так, «как будто» он уже раскрыт. И обычай полагаться на это мнение.

В итоге: по букве закона разрешено в Шаббат раскрывать и собирать крышу детской коляски, а также прикреплять к ней дождевик или противомоскитную сетку. При этом, тот, кто раскроет крышу перед Шаббатом на ширину хотя бы 8 см., достоин похвалы.


http://www.beerot.ru/?p=89283