Законы о поддержании тепла и подогревании пищи в Субботу — 3 — «атмана» (укутывание)

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2559
укутывание

Часть 3

Укутывание пищи и напитков в субботу («атмана»)

Общие сведения

Еще один (в прошлом довольно распространенный) способ сохранить горячими пищу или воду заключается в укутывании кастрюли с помощью материала, сохраняющего или прибавляющего тепло. В качестве такого материала могли выступать пух, перья, песок, некоторые виды тканей. Для укутывания использовали полотенца, перины, старое пальто, одеяла и т. п. Мы сегодня, хоть и намного реже, тоже прибегаем к данному способу сохранения или повышения температуры пищи и воды, как мы увидим из приведенных в продолжение темы примеров.

 Укутывание, прибавляющее тепло («атмана а-мосифа эвель»)

Укутывание («атмана») может быть двух видов, и в отношении использования каждого из них в субботу существуют специальные постановления. Один из этих видов – укутывание, прибавляющее тепло («атмана а-мосифа эвель»), укутывание посуды с пищей или с водой таким образом, что их температура повышается. Данный вид укутывания категорически запрещен в субботу. Такой вид укутывания запрещен, даже если его осуществить до наступления субботы. Цель данного постановления – предотвратить погружение посуды с пищей или водой в смесь горячей золы и угольков, что запрещено по двум причинам. Во-первых, доставая посуду из такой смеси или возвращая ее обратно, человек поневоле разжигает или гасит угольки, нарушая тем самым запрет разжигания («маавир») и гашения («мехабе») огня в субботу. Во-вторых, обнаружив, что температура пищи или воды недостаточно высока, человек может, забыв о субботе, машинально раздуть угольки, чтобы пища лучше нагрелась, нарушив запрет разжигания огня в субботу.

 Укутывание, не прибавляющее тепло («атмана шэ-ло мосифа эвель»)

Второй вид укутывания – это укутывание посуды с пищей или водой таким образом, что их температура в лучшем случае может быть сохранена, но никак не увеличится, – укутывание, не прибавляющее тепло («атмана ше-ло мосифа эвель»). Такой вид укутывания разрешен, но только если посуду с пищей или с водой укутать до наступления субботы. В саму субботу запрещено укутывать посуду с пищей или с водой, даже если это не прибавит им дополнительной температуры. Цель данного постановления – предотвратить ситуацию, при которой человек, желая сохранить блюдо горячим, захочет его укутать в субботу; если вдруг оно окажется холодным, он может, забыв о субботе, машинально поставить блюдо греться на огонь. Ставить посуду с пищей или с водой на огонь может быть запрещено по двум причинам. Во-первых, если угли недостаточно горячи, существует опасение, что человек может их раздуть, нарушив запрет разжигания огня в субботу. Во-вторых, когда речь идет о недоваренной пище или об остывшей жидкой пище или воде, происходит запрет варки («мевашель») в субботу.

Укутывание посуды с пищей или водой в канун субботы таким образом, что их температура не может увеличиться, разрешено непосредственно до принятия субботы.

[Женщина, как правило, принимает субботу с зажиганием субботних свечей. Принятие субботы у мужчин происходит, когда большинство общины принимает на себя святость прочтением «Песни субботнего дня». Заметим, что укутывание посуды с пищей или водой в канун субботы таким образом, что их температура не может увеличиться, теоретически могло быть разрешено до принятия субботы до самого выхода звезд. Известно, что все субботние запреты вступают в силу еще до захода солнца. Чем отличается запрет укутывания от остальных запретов? Дело в том, что пища и вода, предназначенные для употребления в субботу, перед самой субботой бывают достаточно горячи, и нет причины опасться, что человек захочет их дополнительно подогреть, потому и укутывание, не прибавляющие температуру, нет смысла запрещать.]

 Укутывание кастрюли, стоящей на огне

Кастрюлю, стоящую на источнике тепла, пусть даже на закрытом огне, как-то «блэх» или электрическая плата, запрещено укутывать в любом случае, в том числе, если это хотят сделать до субботы. Ведь источник тепла постоянно нагревает кастрюлю снизу, и вместе с укутыванием он создаст условия, в полной мере соответствующие укутыванию, прибавляющему тепло. Данный запрет относится и к посуде с пищей, находящейся на крышке кастрюли, которая стоит на огне, и к титану с водой, подключенному к электричеству, а также к кастрюле, которая греется на радиаторе или батарее центрального отопления.

 Укутывание посуды, находящейся на кастрюле, снятой с огня

После того, как кастрюлю с пищей или титан с водой сняли с огня, они сразу начинают остывать. Поэтому если до наступления субботы на такую кастрюлю или титан поставить посуду с пищей или с водой и укутать ее материалом, не прибавляющим тепло, это будет расцениваться как укутывание, не прибавляющее тепло, и будет разрешено. Аналогично этому, разрешено до субботы опустить посуду с пищей или с водой в кипяток, который сняли с огня, с тем, чтобы содержимое посуды оставалось горячим в субботу. Ведь кипяток постоянно остывает, и такое укутывание не прибавляет тепла. Непосредственно в субботу запрещено поместить посуду с пищей или с водой в горячую воду, т. к. в субботу любое укутывание запрещено.

 Частичное укутывание

Выше речь шла о запрете укутывать посуду с пищей или с водой. По мнению автора «Шулхан Аруха», данный запрет распространяется и на такие случаи, когда укутывают только некоторую часть посуды, в которой находится пищей или вода. Ашкеназский законоучитель Рамо в примечаниях к «Шулхан Аруху» пишет, что укутывание запрещено только в тех случаях, когда оно охватывает значительную площадь посуды и ощутимо влияет на нагревание или сохранение тепла ее содержимого. Если же большая часть посуды остается некутаной и влияние укутывания не особо велико, укутывание не запрещено.

Разногласия по данному вопросу продолжились и в последующие поколения, как среди сефардских законоучителей, так и среди ашкеназских.

Так, например, выдающийся сефардский законоучитель нашего времени рав Бен-Цион Аба Шауль пишет, что у сефардских евреев принято разрешать частичное укутывание; но сам рав Аба Шауль считал, что не следует укутывать кастрюлю даже частично, разве только в случае, когда материал, которым укутывают кастрюлю, не прилегает плотно к ее стенкам. Автор книги «Мишны Брура» разделяет точку зрения Рамо, а автор книги «Хазон Иш» солидарен с автором «Шулхан Аруха». Все же заметим, что у ашкеназов принято разрешать частичное укутывание.

Какое укутывание считается частичным?

Укутывание, при котором теряется значительное количество тепла, считается частичным, причем при этом неважно, какая часть посуды с пищей или водой оказывается укрытой — нижняя или верхняя, та, где находится пища или вода, или та, где их нет. Если открытой остается лишь небольшая часть поверхности посуды и из-за этого не происходит особого расхода тепла, накрывание считается полным, и запрещено по всем мнениям.

Даже согласно запрещающим частичное укутывание, разрешено оставлять кастрюлю с пищей или титан с водой на огне, т. к. это считается подогреванием, а не укутыванием.

 Разрешенное укутывание

Кастрюлю, которая стоит на огне, разрешено накрыть крышкой (при условии, что содержимое кастрюли полностью сварено; в противном случае, при закрывании крышкой происходит ускорение варки, что категорически запрещено в субботу), поскольку это в основном делают для того, чтобы в пищу не попала пыль и насекомые. По той же причине разрешено завернуть полностью сваренный продукт в заранее оторванную фольгу и подогреть его на крышке кастрюли. При этом нужно воспользоваться одним слоем фольги, поскольку для того, чтобы пища оставалась чистой, нет необходимости в дополнительном слое.

Разрешено накрыть пищу, находящуюся в кастрюле, листом фольги, как это иногда делают для того, чтобы пары не выходили, и пища не подсыхала. Это разрешено и в том случае, когда после того, как положили лист фольги, кастрюлю накрывают крышкой, т. к. фольгу кладут не с целью сохранить тепло, а для предотвращения расхода влаги.

 Добавление дополнительного укутывания

Кастрюлю, которая до субботы была укутана разрешенным способом, т. е. не увеличивающим температуру, разрешено в субботу укутать дополнительным слоем покрытия, также не увеличивающего температуру. Аналогично этому, разрешено заменить имеющееся покрытие на другое: если сохранение тепла происходит недостаточно эффективно, то на более плотное, а если нужно снизить степень сохранения тепла — то на более тонкое.

В субботу разрешено раскрыть кастрюлю, набрать из нее часть пищи и заново укутать. Если кастрюля «сама» раскрылась в субботу, разрешено ее укутать заново. Ясно, что во всех этих случаях говорится исключительно об укутывании, не прибавляющем температуру.

 Продукт, обернутый в фольгу или находящийся в целлофановом пакетике

Если какой-либо продукт, укутанный в фольгу или помещенный в целлофановый пакетик, перед субботой положили в кастрюлю с пищей, стоящую на огне, даже если продукт будет полностью покрыт содержимым кастрюли, не будет считаться, что совершили нарушение, укутав продукт способом, прибавляющим температуру. Это не считается укутыванием, прибавляющим температуру, т. к. основная цель данного действия – подогреть продукт в кастрюле, подобно остальному ее содержимому. А то, что продукт решили изолировать, поместив его в фольгу или в целлофановый пакетик – так это исключительно для того, чтобы этот продукт не перемешался с содержимым кастрюли. Согласно некоторым мнениям, в качестве устрожения, в пакетике или в фольге следует проделать небольшие отверстия, чтобы вкус содержимого кастрюли в определенной степени передался этому продукту и таким образом они стали как бы единым блюдом.

Неплотное укутывание

Если материал, которым пользуются для укутывания, не прилегает вплотную к стенкам кастрюли, это не считается запрещенным укутыванием. Пространство между материалом и кастрюлей должно быть хорошо заметно, и зазора в несколько миллиметров недостаточно. Если диаметр крышки кастрюли немного шире диаметра самой кастрюли, разрешено в субботу положить на крышку полотенце, даже если оно будет покрывать стенки кастрюли, которая стоит на огне. Если крышка недостаточно широка, на нее можно положить противень или другой широкий предмет и покрыть его сверху полотенцем.

До наступления субботы разрешено поставить кастрюлю в горячую духовку, ибо, поскольку стенки духовки не прилегают к кастрюле, это не считается запрещенным укутыванием. И даже если кастрюля примыкает вплотную к одной из стенок духовки, это не считается даже частичным укутыванием.

 Использование «мультиварки» (crock pot)

Во многих странах нашло широкое применение приспособление для медленной варки или «мультиварка» (crock pot). Этот прибор состоит из двух частей: керамического сосуда, в который кладут продукт, предназначенный для варки, и нагревательной установки, работающей от электричества. Керамический сосуд вставляют в нагреватель, который облегает сосуд со всех сторон по всей его поверхности. При пользовании таким прибором возникает ряд вопросов, связанных с законами субботы, в том числе вопрос об укутывании. Поэтому тем, кому необходимо пользоваться в субботу именно «мультиваркой», должен проконсультироваться с очень компетентным в вопросах субботы раввином.

 Укутывание холодных продуктов

Постановление об укутывании, не прибавляющем температуру, не распространяется на холодную пищу и воду. Холодной считается пища или вода, температура которых ниже 45 градусов. Поэтому пищу и воду, которые холоднее 45 градусов, разрешено в субботу укутывать в материал, не прибавляющий тепло, как для того, чтобы они не согрелись, так и для того, чтобы они стали менее холодными. Однако запрещено обернуть холодный продукт и положить его на крышку горячей кастрюли или титана, даже если они не стоят на огне. Аналогично этому, запрещено полностью погрузить посуду с холодной пищей или водой в горячую воду, даже если ее сняли с огня, т. к. это напоминает укутывание, прибавляющее температуру.

Постановление об укутывании, прибавляющем температуру, в полной мере распространяется также на холодную пищу и воду.

 Укутывание пищи и воды, находящихся в посуде, которая не стояла на огне

Запрет укутывать в субботу пищу или воду распространяется только на такие случаи, когда кастрюля или титан, в которых они находятся, стояли на огне, пусть даже в момент укутывания они на огне не стоят. Но если пища и вода находятся в посуде, которая на огне не стояла, их разрешено укутать, если это не увеличит их температуру. Данному разрешению есть два объяснения. Во-первых, пища и вода, которые находятся в посуде, которая не стояла на огне, считаются холодными, а холодную пищу и воду, как это было упомянуто выше, разрешено укутывать, если это не увеличит их температуру. Во-вторых, поскольку при перекладывании пищи или переливании воды в посуду, которая на огне не стояла, происходит значительная потеря температуры, человек, делающий это, явно не заботится о сохранении их тепла, и нет причины опасаться, что, забыв о субботе, он подогреет их на огне.

Приведем пример, не связанный с пищей. Поскольку вода в не электрической грелке в ней не варилось, а была залита из чайника, ее разрешено положить под одеяло в субботу не только для того, чтобы нагреть постель, но даже для того, чтобы сохранить ее температуру.

 Использование термоса в субботу

В субботу разрешено поместить пищу или воду в термос и это не считается укутыванием. Хотя термос состоит из двух частей – термоизоляционной колбы и сосуда, в котором она находится, все же он считается единым сосудом. Подобно тому, как в субботу разрешено помещать пищу или воду в металлическую посуду, которая тоже в некоторой мере сохраняет тепло, их также разрешено помещать в термос. Это считается перемещением продукта в другую посуду, а не укутыванием его. И еще: запрет укутывания в субботу не распространяется на случаи, когда пища или вода находятся в посуде, которая на огне не стояла, а содержимое неэлектрического термоса было сварено в другой посуде и только после этого помещено в него.

 Пользование продуктом, который укутали, совершив нарушение

Полностью сваренный продукт, который до субботы укутали способом, прибавляющим температуру, даже если вследствие этого его вкусовые качества улучшились («мецтамек ве-яфэ ло»), постфактум разрешено употреблять в пищу в субботу. При необходимости постфактум разрешен даже такой продукт, который был укутан, находясь в той степени готовности, когда его с трудом, но возможно есть («маахаль бен Друсаи»).

Если полностью сваренный продукт укутали способом, прибавляющим температуру, в субботу – например, достали из холодильника и положили греться на крышку кастрюли, чем-то накрыв сверху – то пока он горячий, его запрещено употреблять в пищу. По мнению автора книги «Мишна Брура», после того, как этот продукт остынет до температуры, при которой его укутали (в нашем примере – охладится в холодильнике до начальной стадии) его можно подогреть разрешенным способом и употребить в пищу в субботу. По мнению автора книги «Хазон Иш», в данном случае продукт нарушения запрещен до окончания субботы.

Как быть в случае, если в субботу, ненамеренно совершив нарушение, укутали продукт способом, не прибавляющим температуры, например, кастрюлю, сняв с огня, в субботу укутали полотенцем?

По мнению автора книги «Мишна Брура», постфактум такой продукт разрешено употреблять в пищу, т. к. его температура не увеличилась. По мнению автора книги «Хазон Иш», продукт разрешено употреблять в пищу, только в том случае если в результате запрещенного укутывания его вкусовые качества не улучшились.


http://www.beerot.ru/?p=47110