Законы траура по разрушенным святыням

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

591
законы траура по разрушенным святыням

Сказано в Талмуде (Таанит, 30б): «Каждый, кто скорбит по Иерусалиму, удостоится увидеть его в радости».

Несмотря на долгие века изгнания, когда еврейский народ, лишившись своих святынь, находится в положении кочевника, не гаснет ни на минуту надежда и уверенность в том, что очень скоро отворятся врата Храма для пришедших в него и служение возобновится. Молитвы об этом горячи, потому что боль потери остра, как прежде. А то, насколько быстро будет построен Третий Храм, зависит во многом от наших молитв и правильных действий. Одним из источников, питающих ощущение актуальности и «злободневности» постигшей нас трагедии, несомненно, являются постановления наших мудрецов, благословенной памяти, о трауре по Храму и Иерусалиму.

Помимо определённых дней скорби, занимающих довольно значительную часть года, – период с 17-го таммуза до 10-го ава, 3-е тишрея, 10-е тевета – существует целый ряд траурных законов и обычаев, действующих постоянно и являющихся частью жизни любого еврея.

1. Особым постановлением мудрецов каждый, кто белит свой дом, обязан оставить некрашеным участок стены размером локоть на локоть – 48 на 48 см (по другим мнениям – 58 на 58 см). Цель постановления – постоянная память о том, что Храм всё ещё не построен. Закон этот актуален как в Земле Израиля, так и в странах диаспоры. В книге «Моэд ле-коль хай» сказано, что тот дом, на стене которого оставляли некрашеный квадрат размером локоть на локоть, – никогда не рухнет. Если так получилось, что стены уже побелили полностью, необходимо устранить побелку на участке стены указанного размера.

Если исполнение этого постановления сопряжено с конфликтами в семье – с женой, родителями и т.п., – следует посоветоваться со знающим раввином о том, как поступить.

Некоторые оставляют некрашеным квадрат в каждой комнате, другие – один квадрат в квартире – напротив входа, чтобы сразу, войдя в дом, человек задумался о том, как велика трагедия потери Храма. Если нет возможности оставить такой квадрат напротив входной двери, его оставляют над дверью. Если нет возможности оставить на стене, оставляют на потолке.

Небеленый участок должен быть именно в форме квадрата. Когда это невозможно, его делают в форме прямоугольника, площадь которого равна площади квадрата локоть на локоть, т. е. 2300 см² (или 3364 см²).

Выполнение постановления – именно в том, чтобы участок оставался небеленым. Сделать квадрат чёрного цвета или с изображением Стены Плача или других символов – не означает выполнить постановление. И даже после того, как участок оставили некрашеным, не следует делать внутри него какие-либо изображения или надписи.

Если стену оклеивают обоями, также следует оставить квадрат и не клеить на него обои.

Если квартира приобретена у нееврея, нет обязанности удалять краску, т. к. во время побелки ещё не было обязанности оставлять небеленый участок. В будущем, когда новые хозяева-евреи займутся побелкой, они будут обязаны оставить небеленый квадрат указанной величины. Если же квартира была приобретена у еврея, который обязан был оставить некрашеный участок и не сделал этого, новые хозяева обязаны снять слой побелки в нужном месте нужного размера. Снимается только слой побелки, штукатурку трогать не надо.

Квартиросъёмщик не обязан устранять краску с уже побеленной стены. Если он снимает квартиру у нееврея, то когда будет её белить, должен оставить некрашеный участок. Если хозяин квартиры еврей, то обязанность исполнить данное постановление возложена на него. Всё же, при побелке квартиросъёмщик при желании может оставить некрашеный квадрат, не сообщая об этом хозяину квартиры. Если он хочет удалить краску со стены, которая была побелена хозяином квартиры, он обязан получить на это согласие хозяина.

Нет обязанности оставлять участок стены небеленым в синагогах и ешивах.

В магазинах, гостиницах, залах торжеств, ресторанах, офисах и т. п. – нужно оставлять.

2. В Талмуде приводится ряд постановлений мудрецов о специальных благословениях, которые должен произносить тот, кто видит разрушенные города Иудеи, разрушенный Иерусалим, место, где стоял Храм.

Согласно еврейскому взгляду на жизнь, произносить благословение на трагические события – даже такие, как смерть самых близких людей, – следует с той же уверенностью в абсолютной доброте и милосердии Творца, как и на радостные события – свадьбу, рождение ребёнка и т. п. Ведь Создатель забирает что-либо у человека или что-то дарует ему, только если это для человека хорошо. Даже если порой это и не понятно сразу.

Города Иудеи, Иерусалим и Храм, по свидетельству мудрецов Торы, были разрушены вместо уничтожения еврейского народа. Грехи народа настолько переполнили чашу весов справедливости, что евреи, которые являются одним целым и «коллективно ответственными» – каждый в ответе за другого, – должны были погибнуть. Но,  по великому милосердию Своему, Творец заменил приговор: вместо гибели – потерять святые места, уйти в изгнание. (Даже если мы живем в Святой Земле, это может называться изгнанием, если не построен Храм, а тем более, когда народ Израиля подчинён тем, кто правит не по закону Торы.)

В наши дни в точности не известно расположение священных городов Иудеи, поэтому на практике эту браху (благословение) не произносят. Согласно мнению современных раввинов, человек не должен произносить благословение и тогда, когда видит древнюю часть Иерусалима. Однако тот, кто впервые видит место, где стоял Храм, обязан произнести стих из книги пророка Йешаяу (64:10):

בֵּית קָדְשֵׁנוּ וְתִפְאַרְתֵּנוּ אֲשֶׁר הִלְלוּךָ אֲבֹתֵינוּ הָיָה לִשְׂרֵפַת אֵשׁ וְכָל מַחֲמַדֵּינוּ הָיָה לְחָרְבָּה

«Дом святости нашей и величия нашего, в котором превозносили Тебя отцы наши, предан огню, и всё самое дорогое и милое сердцу превратилось в руины».

После этого нужно благословить:

בָּרוּךְ דַּיַּן הָאֱמֶת

Барух Даян а-Эмет – «Благословен Судья Истинный», без упоминания Имени Б-га, и надорвать одежду в знак траура по разрушенным святыням. Таков же закон, когда человек более тридцати дней не видел это место.

Те, кто живёт в древней части Иерусалима, находятся в этом месте постоянно, поэтому не обязаны надрывать одежду. Тот, кто проживает в «новых» районах Иерусалима, должен выяснить у своего рава, как ему следует поступать.

В любом случае человек, который покидал Иерусалим более чем на тридцать дней, обязан произнести благословение и разорвать одежду.

Произнести благословение и надорвать одежду (сделать надрыв – крия) следует, когда человек отчётливо видит место, где располагался Храм – с возвышенных мест Старого Города или с вершины Масличной горы. Или если он, как минимум, видит одно из строений (мечетей), которые сейчас находятся на этом месте. Некоторые совершают обряд крия у Стены Плача.

В тот день, когда человек совершает обряд крия, ему было бы правильно воздержаться от мяса и вина.

Выполнять заповедь крия обязаны мужчины с тринадцати лет и женщины с двенадцати. Детей не принято приучать к выполнению этой заповеди.

Зашивать надорванную одежду обычным способом запрещено навсегда. Разрешено лишь приметать грубыми неровными стежками. Женщина, которая совершает обряд крия, сразу же застёгивает место надрыва булавкой, следуя правилам приличия и скромности.

Слепой не обязан исполнять обряд крия.

В субботу, йом-тов (еврейский праздник: первый и последний дни Песаха, а в странах диаспоры – первые два дня и последние два дня Песаха; Шавуот, в диаспоре два дня; два дня Рош а-Шана; Йом-Кипур; первый день Суккот, в диаспоре два первых дня; Симхат Тора, в диаспоре – Симхат Тора и Шмини Ацерет), в канун праздника Песах после полудня (время праздничного приношения пасхальной жертвы), в холь а-моэд – полупраздничные дни, в Пурим (и 14, и 15 адара) крию не делают, а в рош-ходэш (Новомесячье) и в Хануку делают. Существуют различные обычаи также в отношении других периодов, как, например, канун субботы и праздников, моцаей шаббат (т. е. время после выхода субботы). И каждому следует выяснить у своего раввина, какого обычая ему следует придерживаться.

Жених и невеста в день свадьбы до хупы у ашкеназов делают крию, а у сефардов – нет. После хупы в течение семи дней как ашкеназы, так и сефарды не совершают обряд крия.

Если человек видит место, где находился Храм, в один из дней, когда не делают крию, а затем менее чем через 30 дней вновь видит это место, он не обязан надрывать одежду. Таков же закон, если человек менее 30 дней назад видел место, где был Храм, в день, когда совершают крию, и забыл это сделать или не знал, что существует такая обязанность.

Надрывать следует только такую одежду, в которой человек бывает и дома, и на улице. Поэтому куртки, плащи и другую верхнюю одежду надрывать не нужно. Свитер не принято надрывать. Если человек обычно ходит в пиджаке, желательно его снять до того, как возникнет обязанность совершить крию. Нижнюю одежду также не принято надрывать. Поэтому мужчины, в основном, надрывают рубашку, а женщины – блузку или платье. Разрешено изначально надеть старую, ненужную одежду (а не новую, которая ещё нужна), чтобы порвать её. Чужую одежду портить запрещено. Поэтому тот, кто носит чужую одежду, освобождён от заповеди крия. Однако мудрецы Торы не приветствуют поведение тех, кто, желая освободиться от обязанности крия, одалживает одежду у других людей или, тем более, «продаёт» свою на время с тем, чтобы потом «приобрести» её снова. Согласно некоторым мнениям, такая продажа вообще недействительна, и одежда остаётся во владении хозяина.

Обряд крия совершают стоя, ни на что не облокачиваясь. Надрывать одежду следует руками, но, чтобы это было легче сделать, крию начинают с помощью ножа или ножниц. Надрыв производят сверху вниз по длине одежды, с левой стороны. Длина разрыва – 10 см.

Выше упоминалось, что в наши дни не принято делать крию в знак скорби по Иерусалиму. Однако было бы правильно, когда человек совершает обряд крия по разрушенному Храму и видит Старый Город, добавить к 10 см ещё немного в знак скорби о Иерусалиме.

Постфактум: если надрыв был сделан в ширину – справа налево или слева направо – необходимо заново порвать одежду сверху вниз. Если по ошибке порвали одежду с правой стороны вместо левой, не  обязательно рвать её слева.

Разрешено делать крию несколько раз на одной и той же одежде. Следует лишь отступать всякий раз на 7 см от предыдущего надрыва.

После совершения обряда крия принято произносить следующий текст:

כִּי כָל מִשְׁפָּטָיו צֶדֶק וֶאֱמֶת. הַצּוּר תָּמִים פָּעֳלוֹ כִּי כָל דְּרָכָיו מִשְׁפָּט, אֵ-ל אֱמוּנָה וְאֵין עָוֶל צַדִּיק וְיָשָׁר הוּא. וְאַתָּה צַדִּיק עַל כָּל הַבָּא עָלֵינוּ, כִּי אֱמֶת עָשִׂיתָ וַאֲנַחְנוּ הִרְשָׁעְנוּ.

«Все решения Его – сама справедливость и истина. Деяния Творца совершенны, ибо ступает Он единственно правильными путями. Б-г Верный, Не Допускающий ни малейшего отклонения от справедливости. Праведен и прям Он. А Ты (Всевышний) полностью прав в отношении всех тех несчастий, которые постигли нас. Ты во всём верно поступил, это мы согрешили».

В случае, когда сделали надрыв немного длиннее 10 см в знак траура по Иерусалиму, произносят также фразу из книги пророка Йешаяу (64:9):

עָרֵי קָדְשְׁךָ הָיוּ מִדְבָּר צִיּוֹן מִדְבָּר הָיָתָה יְרוּשָׁלִַם שְׁמָמָה

«Города святости Твоей стали пустыней, пустыней стал и Сион, Иерусалим опустел».

После этого молятся о Третьем Храме (Теилим, 90; 15-16):

שַׂמְּחֵנוּ כִּימוֹת עִנִּיתָנוּ שְׁנוֹת רָאִינוּ רָעָה. יֵרָאֶה אֶל עֲבָדֶיךָ פָעֳלֶךָ וַהֲדָרְךָ עַל בְּנֵיהֶם. 

«Порадуй нас с той же силой, с которой заставлял Ты нас страдать в годы, когда мы видели зло. Да предстанут перед рабами Твоими деяния Твои, и великолепие Твоё покажи сыновьям Твоим».

Произносят фразу из книги Мишлей (15:25):

בֵּית גֵּאִים יִסַּח יְ-הֹ-וָ-ה וְיַצֵּב גְּבוּל אַלְמָנָה

«Опрокинет Всевышний дом надменных, а границы владения вдовы восстановит».

Желательно также прочесть 79-ю главу Теилим – псалмов Давида:

מִזְמוֹר לְאָסָף אֱלֹהִים בָּאוּ גוֹיִם בְּנַחֲלָתֶךָ טִמְּאוּ אֶת הֵיכַל קָדְשֶׁךָ שָׂמוּ אֶת יְרוּשָׁלִַם לְעִיִּים

נָתְנוּ אֶת נִבְלַת עֲבָדֶיךָ מַאֲכָל לְעוֹף הַשָּׁמָיִם בְּשַׂר חֲסִידֶיךָ לְחַיְתוֹ אָרֶץ

שָׁפְכוּ דָמָם כַּמַּיִם סְבִיבוֹת יְרוּשָׁלִָם וְאֵין קוֹבֵר

הָיִינוּ חֶרְפָּה לִשְׁכֵנֵינוּ לַעַג וָקֶלֶס לִסְבִיבוֹתֵינוּ

עַד מָה יְקֹוָק תֶּאֱנַף לָנֶצַח תִּבְעַר כְּמוֹ אֵשׁ קִנְאָתֶךָ

שְׁפֹךְ חֲמָתְךָ אֶל הַגּוֹיִם אֲשֶׁר לֹא יְדָעוּךָ וְעַל מַמְלָכוֹת אֲשֶׁר בְּשִׁמְךָ לֹא קָרָאוּ

כִּי אָכַל אֶת יַעֲקֹב וְאֶת נָוֵהוּ הֵשַׁמּוּ

אַל תִּזְכָּר לָנוּ עֲוֹנֹת רִאשֹׁנִים מַהֵר יְקַדְּמוּנוּ רַחֲמֶיךָ כִּי דַלּוֹנוּ מְאֹד

עָזְרֵנוּ אֱלֹהֵי יִשְׁעֵנוּ עַל דְּבַר כְּבוֹד שְׁמֶךָ וְהַצִּילֵנוּ וְכַפֵּר עַל חַטֹּאתֵינוּ לְמַעַן שְׁמֶךָ

לָמָּה יֹאמְרוּ הַגּוֹיִם אַיֵּה אֱלֹהֵיהֶם יִוָּדַע בגיים בַּגּוֹיִם לְעֵינֵינוּ נִקְמַת דַּם עֲבָדֶיךָ הַשָּׁפוּךְ

תָּבוֹא לְפָנֶיךָ אֶנְקַת אָסִיר כְּגֹדֶל זְרוֹעֲךָ הוֹתֵר בְּנֵי תְמוּתָה

וְהָשֵׁב לִשְׁכֵנֵינוּ שִׁבְעָתַיִם אֶל חֵיקָם חֶרְפָּתָם אֲשֶׁר חֵרְפוּךָ אֲדֹנָי

וַאֲנַחְנוּ עַמְּךָ וְצֹאן מַרְעִיתֶךָ נוֹדֶה לְּךָ לְעוֹלָם לְדֹר וָדֹר נְסַפֵּר תְּהִלָּתֶךָ:

«Песнь Асафа. Всевышний! Вторглись чужие народы в пределы Твои. Осквернили (место пребывания) святости Твоей, превратили Иерусалим в руины. Трупы рабов Твоих бросили на съедение птице небесной, плоть любимцев Твоих – предали зверям полевым. Вокруг Иерусалима всё залили кровью, как водой, никто не похоронит. Стали мы позором перед соседями нашими, посмешищем и срамом в глазах окружающих нас. Вечно ли гневаться будешь, Всевышний? До какой поры ревность Твоя будет пылать? Излей ярость свою на народы, не признающие Тебя, на царства, которые к Имени Твоему не взывают. Ведь поглотили они Яакова и место пребывания его опустошили. Не вспоминай нам грехов наших прошлых, пусть поскорее придёт к нам милосердие Твоё, ведь беспомощны мы. Помоги нам, Б-г спасения нашего, ради прославления Имени Твоего, и спаси нас, и искупи грехи наши ради Имени Твоего. Зачем (давать возможность) народам вопрошать: «А где Б-г этих?». Дай народам на глазах наших познать расплату за пролитую кровь рабов Твоих. Пусть дойдут до Тебя вопли узника, освободи великой десницей Своей обреченных на смерть. Ответь соседям нашим всемеро большим позором, чем тот, которым они позорили Тебя, Б-г наш. А мы – народ Твой и стадо с пастбища Твоего – благодарить Тебя будем вечно, из поколения в поколение рассказывать о славе Твоей».

В завершение обряда крия читают особую молитву:

וּכְשֵם שֶרְאִיתִיו בְּחֻרְבָּנוֹ, כַּךְ אֶזְכֶּה לִרְאוֹת בְּבִנְיָנוֹ בְּיִשּוּב אַרְמוֹן עַל כַּנּוֹ.

יְהִי רָצון מִלְּפָנֶיךָ ה’ אֱלהֵינוּ וֵאלהֵי אֲבותֵינוּ. שֶׁיִּבָּנֶה בֵּית הַמִּקְדָּשׁ בִּמְהֵרָה בְיָמֵינוּ. וְתֵן חֶלְקֵנוּ בְּתורָתֶךָ: וְשָׁם נַעֲבָדְךָ בְּיִרְאָה כִּימֵי עולָם וּכְשָׁנִים קַדְמונִיות.

«Подобно тому, как увидел я его в руинах, да удостоюсь созерцать его отстроенным, с действующим новым, как полагается, дворцом.

Да будет угодно пред Тобой, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы был выстроен Храм вскорости, в дни наши, и удостой нас надела нашего в Торе Твоей. И там будем служить Тебе в трепете, подобно тому, как было в дни прежние и годы минувшие».

Разрешено сразу же сменить порванную одежду на целую.

Тот, кто не был у Стены Плача более тридцати дней, произносит благословение «Даян а-Эмет» также и в те дни, когда не делают крию.

Следует вести себя достойно, находясь у Стены Плача. Согласно ряду мнений, это восточная стена Храма; другие считают, что это восточная стена Храмовой Горы. Запрещено вести легкомысленные разговоры в этом месте. Желательно не курить, не пить, не есть, и не разговаривать по телефону. Если есть такая возможность, желательно не заносить оружие на территорию, прилегающую к Стене Плача. Согласно некоторым мнениям, не следует вплотную подходить с самой Стене; другие раввины разрешают прикасаться и целовать камни Стены Плача. Запрещено брать осколки этих камней и песок, находящийся между ними. Покидая Стену Плача, следует выходить так, чтобы лицо было обращено к ней, и немного склонившись.

Чтобы подняться на Храмовую Гору, которая располагается за Стеной Плача, человек должен быть ритуально чист. Сегодня все люди ритуально нечисты, ведь у нас нет необходимых условий и предметов (пепла красной коровы и др.) для очищения от тумат-мет – нечистоты мертвого. Поэтому никто не имеет права взойти на Храмовую Гору.

Тому, кто вопреки запрету Торы всё же проникает в место, где возвышался Храм, полагается страшнейшее из наказаний – карет, отсечение души от еврейского народа. В случае опасности для человеческой жизни все запреты Торы, кроме трёх – идолопоклонства, разврата и убийства, – отменяются. Поэтому военным и полицейским, когда необходимо патрулировать эти места для обеспечения безопасности, разрешено заходить на территорию Храмовой Горы. При этом они должны стараться как можно меньше находиться там, погрузиться перед этим в воды миквы, обрить голову (кроме тех мест на висках, которые брить запрещено); не следует брать с собой ничего, без чего можно обойтись.

3. В знак скорби о разрушенном Храме принято перед биркат а-мазон (благословением после трапезы с хлебом) произносить главу 137 из Теилим – псалмов Давида. Её не читают в субботу, праздники и другие дни, когда не читают молитву Таханун. В самом благословении после трапезы, а также в его сокращённом варианте, который произносят после того, как ели выпечку или те виды фруктов, которыми славится Земля Израиля, или пили вино, есть особое упоминание о Храме. Несколько мест в молитве, которую читают три раза в день, и в субботних и праздничных молитвах посвящены Храму и Иерусалиму.

4. Специальным постановлением мудрецов после разрушения Храма было запрещено слушать музыку. Постановление не распространялось на дни торжественных и радостных событий, связанных с праздниками и выполнением заповедей. В этом законе – множество частностей и условий, и в каждой конкретной ситуации нужно выяснять у компетентного раввина, как поступать. На практике в наши дни, когда люди больше подвержены депрессии, чаще страдают от стрессов и т. д., многие разрешают слушать музыку – только не во время будничных трапез, не во время утреннего пробуждения и отхода ко сну.

5. После страшнейшей эпидемии 5625 (1865) года видные раввины ашкеназской общины строго запретили играть на музыкальных инструментах на свадьбах, которые устраивают в пределах Иерусалима. Согласно принятому обычаю, разрешены только ударные инструменты.

6. Во время помолвки (эрусин) принято разбивать керамическую тарелку или блюдо – в память о разрушенных святынях.

7. Существуют и другие свадебные обычаи, связанные со скорбью о Храме. У ашкеназов жених помещает немного пепла на то место, где налагают головной тфилин, и произносит 5-й стих из 137-ой главы Теилим:

אִם אֶשְׁכָּחֵךְ יְרוּשָׁלִָם תִּשְׁכַּח יְמִינִי

что примерно означает: не могу забыть об Иерусалиме, как не могу забыть о правой руке своей (активной, постоянно находящейся в действии). Или: «Да отсохнет десница моя, если забуду Иерусалим».

Под хупой жених разбивает стеклянный стакан. Источником этих обычаев является 6-й стих из 137-ой главы Теилим, в котором содержится священное обещание помнить о разрушенном Иерусалиме во время веселья и любых радостных событий:

אַעֲלֶה אֶת יְרוּשָׁלִַם עַל רֹאשׁ שִׂמְחָתִי

«Вознесу я Иерусалим во главу торжества своего»

Этим стихом принято украшать текст свадебного приглашения. (Только немного изменяют текст, для того чтобы не было допущено пренебрежения к Писанию в случае, если приглашение выбросят в корзину с мусором, а не в урну для захоронения святых текстов – гнизу.)

8. В те времена, когда этикет требовал, чтобы во время застолья было определённое количество блюд и чтобы они подавались в определённом порядке, существовал обычай или даже специальное постановление – оставлять на столе пустым место хотя бы для одного из предлагаемых блюд в знак скорби о разрушенном Храме.

В те времена и список обязательных женских украшений был определён и упорядочен. И в знак скорби о Храме женщина не надевала хотя бы одно украшение из принятого списка.

Это лишь часть обычаев и законов, принятых в повседневной жизни каждого еврея, которые призваны сохранять эту жизненную связь с нашими святынями. Тот, кто скорбит о них полным сердцем, будто потерял самое дорогое, – обязательно станет свидетелем торжества добра и великой радости отстроенного Храма и Иерусалима.

Выполняя заповедь утешения скорбящих, потерявших близкого человека, принято говорить:

הַמָּקוֹם יְנַחֵם אֶתְכֶם בְּתוֹךְ שְׁאָר אֲבֵלֵי צִיוֹן וִירוּשָׁלָיִם וְלֹא תּוֹסִיפוּ לְדַאֲבָה עוֹד 

«Всевышний утешит тебя вместе с другим скорбящими Сиона и Иерусалима, и не больше будет у вас горя».

И об этом молитва наша – о скорейшем воскрешении всех дорогих нам умерших, о приходе Машиаха – царя, помазанного Всевышним, и об отстроенном Храме и Иерусалиме.


http://www.beerot.ru/?p=51262