Законы Шаббата рава Позена 40 — Глава 39 — Мелаха переноса и законы эрува Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1958

7. Владение одного хозяина

Только владение одного хозяина может дерабанан иметь статус ршут аяхид. Таким образом, разрешается переносить предметы из дома во двор (и наоборот), только если в данном дворе нет больше домов, то есть двор принадлежит одному хозяину. Если же во двор выходят еще и другие дома, такой двор считается совместным владением (то есть имеется несколько совладельцев) – он немного похож на ршут арабим, и мудрецы вывели его из статуса ршут аяхид применительно к некоторым законам. Таким образом, считается, что жители подобного двора накладывают друг на друга запрет переносить предметы из домов во двор и обратно (тем более из дома в дом). Все же подобному двору не придали статуса кармелита и, соответственно, в нем разрешается переносить предметы даже больше 4 амот, но только те из них, которые находились во дворе еще до Шаббата (но не вносить их домой). И разрешается также переносить там ребенка, который вышел из дома сам.

8. Эрув

Вследствие того, что двор перестает быть ршут аяхид только из-за того, что им пользуются несколько семей (и постановили мудрецы, что жильцы накладывают друг на друга запрет), сами же мудрецы показали нам, как объединить эти семьи, чтобы они считались одной семьей, и таким образом превратить двор во двор одного хозяина. Эту процедуру они назвали эрувом.

Как делают такой эрув? Берут от каждой семьи немного муки и делают из нее один общий хлеб, и таким образом все жильцы становятся как бы одной семьей. Можно достичь этого, даже если только один дает свой хлеб. Но он должен позаботиться, чтобы всем принадлежала в этом хлебе некоторая доля. Это может быть сделано, если другой человек удостоит живущие в этом дворе семьи доли в этом хлебе (см. подробнее вШульхан арухе). Необходимо поместить эрув в один из домов, в который можно попасть в Шаббат. И если хозяин дома, в котором находится эрув, отсутствует, необходимо перенести эрув в другой дом или, по крайней мере, оставить ключ у одного из соседей, чтобы при желании можно было взять эрув. (А после того, как стемнеет, эрувразрешается съесть.)

Мицва устроить эрув, чтобы предотвратить запрещенный в Шаббат перенос, и благословляют при его устройстве. Также произносят при этом слова, поясняющие, что данный эрув разрешает переносить предметы из дома во двор и т.п. Данный текст приводится в некоторых молитвенниках. И все это называется эрув хацерот(объединение дворов).

9. Жилье нееврея

Все сказанное выше имеет силу, если во дворе живут только евреи. Но при наличии в нем жилья нееврея закон меняется. Если во дворе живет только одна еврейская семья, не постановили, что наличие нееврея запрещает переносить из дома во двор, и считается, как если бы нееврей вообще не жил в данном месте. Но при наличии двух и более еврейских семей присутствие нееврея запрещает им носить вещи из домов во двор, даже если сделали эрув. Так как невозможно включить нееврея в эрув (не установили, что эрув может работать и для нееврея), постановили, что необходимо арендовать у него его жилье, и тогда будет считаться, что нееврей не живет в данном месте. Таков же закон относительно еврея, не соблюдающего Шаббат (определение см. в Шульхан арухе) или не признающего эрув – в таком случае бессмысленно пытаться включить их в эрув, и необходимо арендовать у них жилье. Тем не менее, если во дворе живет только две еврейские семьи, и одна из них не соблюдает Шаббат, правильнее арендовать у нее владение. Даже при том, что обычно они приравнивается к нееврею, трудно сказать, что во всех аспектах относятся к ним как к неевреям (тогда бы могли считать, что они не живут вообще там): ведь, несмотря на свои грехи, они все-таки евреи.

10. Аренда нееврейского владения

Как производится аренда владения (для целей эрува)? Либо арендуют у нееврея самого, вручив ему некоторую сумму (можно даже меньше пруты – мелкой монеты, равной стоимости 1/40 грамма серебра) за его владение, и тем самым арендуют его; либо арендуют у его арендатора или ремесленника, имеющего разрешение от нееврея держать свои инструменты в часы работы в его владении. Не арендовав у нееврея владение, нельзя делать эрув. Необходимо консультироваться с раввином относительно всех деталей, в особенности того, что касается несогласного с эрувом, а также в случае, если арендовавший владение нееврея отсутствует у себя дома в Шаббат (поэтому правильно арендовать владение нееврея для всех участвующих в эруве).

11. Многоквартирные дома

Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир, поскольку считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение. Следовательно, когда на общий балкон (не разделенный перегородкой высотой в 10 тфахим) выходят две квартиры, запрещено переносить с балкона в квартиру и т.д., пока хозяева не устроят между собой эрува. И даже внутри домов, в общем владении, где живет две и более семьи, необходимо сделать эрув. То есть в многоквартирных домах запрещено переносить предметы на лестничную клетку и обратно. Все это потому, что законы переноса в подобных владениях сходны с описанными выше относительно общего двора и балкона, на которые запрещено переносить без эрува. Но, как было уже упомянуто в случае двора, во всех этих коллективных владениях можно носить ребенка, не внося его в квартиру и не перенося из нее. Так и тут, если в доме проживает нееврей или еврей, не соблюдающий Шаббат, необходимо арендовать их владение. Так как законыэрува довольно сложны, следует спросить у знатока этих законов, как поступать в каждом конкретном случае.

12. Перенос на 4 амы

Согласно Торе, мелаха переноса не совершается, пока предмет не пронесут за один раз 4 амы в ршут арабим. Проносящий же на меньшее расстояние законов Торы не нарушает. И даже переносить предмет многократно, каждый раз на расстояние меньшее 4 амот, Торой разрешается, если только каждый раз полностью останавливаться. Таким манером разрешается перенести предмет в ршут арабим даже на большое расстояние. Все это разрешено только из Торы. Однако мудрецы запретили многократно переносить предмет на расстояние менее 4 амот из опасения, что в результате станут переносить и на 4 амы за один раз. Но однократный перенос на расстояние менее 4 амот не запретили, и разрешили переносить предметы внутри «принадлежащих» человеку 4-х амот. Тем не менее, запретили переносить от края и до края внутри 4 амот, окружающих человека, чтобы случайно не нарушить запрет Торы, перенеся за один раз более 4 амот. И даже делать в этом случае полную остановку посередине запрещено, поскольку есть запрет мудрецов, которые разрешили пронести менее 4 амот только один раз. В этом отношении нет разницы между ршут арабим и кармелитом: в кармелите тоже запретили переносить несколько раз менее 4амот.

Все сказанное выше справедливо, если перенос совершается одним человеком: тогда запретили многократный перенос каждый раз на расстояние менее 4 амот. Однако несколько человек могут переносить много раз менее 4 амот каждый. То есть каждому из них разрешается, пронеся менее 4 амы, передать предмет другому человеку, чтобы тот пронес еще менее 4 амот и т.д. – таким способом можно нести предмет по ршут арабим даже много километров. Несмотря на то, что разрешается поступать так по основному смыслу закона, ахроним постановили, что лехатхила (изначально) не следует пользоваться этим разрешением.

Запрет многократного переноса на маленькие расстояния (менее 4 амот) действует при отсутствии убытка, или когда перенос не связан с выполнением заповеди. В некоторых случаях, когда это связано с убытком или выполнением заповедей, разрешили переносить подобным образом, естественно, с полной остановкой после каждых неполных 4 амот, см. все подробности в Шульхан арухе.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=16771