Законы Шаббата рава Позена 42 — Глава 40 — Отдых скота, мехамер, обязанность кормить скот — Глава 41 — Запреты, связанные с неуважением к Шаббату Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1802

Глава 40. Отдых скота, мехамер, обязанность кормить скот

В Торе мы находим две заповеди о Шаббате, имеющие отношение к скоту: одна – предписывающая, другая – запрещающая. Предписывающая: дать скотине отдых в Шаббат, запрещающая – мехамер. Предписывающую заповедь мы учим из того, что написано: «…чтобы отдыхал твой бык…», запрещающую – из того, что написано: «…не совершай мелахи ни ты… ни твоя скотина…».

1. Отдых скота

Запрещено позволять скотине трудиться в Шаббат. И даже если сами хозяева не работают на ней, они нарушают предписывающую заповедь, поскольку, в конце концов, не исполняют предписания «чтобы отдыхала…». Поэтому запрещено позволять нееврею работать в Шаббат на скотине еврея, так как в этом случае еврей нарушает закон посредством работы нееврея.

И хотя запрещено допускать, чтобы скотина делала в Шаббат мелаху самостоятельно, Тора не запретила позволять ей делать то, от чего она получает удовольствие, например, оставлять ее пастись. Даже при том, что срывание ею травы относится к запрету жатвы, поскольку она получает от этого удовольствие, Тора не запретила ей пастись.

2. Мехамер

Мехамером называется управление груженой скотиной. Не только управление запрещено, но и любое совершение мелахи вместе со скотиной входит в этот запрет.

Запрет мехамер тем отличается от «отдыха скотины», что он нарушается и когда управляют своей скотиной, и когда управляют скотиной другого еврея или даже нееврея. С другой стороны, запрет мехамер существует, только если скотиной управляет еврей. Но если это делает нееврей, запрет мехамер отсутствует (однако нарушается заповедь «отдыха скота»).

3. Кормление скота

Разрешается ставить в Шаббат еду и питье перед теми животными, которым трудно найти другой источник пропитания: например, перед скотом, домашними животными, домашней птицей, рыбками. Но запрещено утруждаться кормлением животных, пропитание которых не лежит на еврее.

Глава 41. Запреты, связанные с неуважением к Шаббату

Мудрецы ввели постановления, запрещающие некоторые действия, поскольку нет в них почитания Шаббата. Они обосновали это решение словами пророков, как написано в Йешаяу там, где он говорит о Шаббате (гл. 58): «И почитай его, не ходя своими путями, не занимаясь своими делами и не говоря о них». Наши мудрецы объяснили этот стих следующим образом: «И почитай его, не ходя своими путями…» – чтобы наша походка в Шаббат не была такой же, как в будни; «…не занимаясь своими делами…» – твои дела запрещены, то есть запрещено заниматься делами в Шаббат; «…и говоря о них» – чтобы не был твой разговор в Шаббат похож на будничный. Из этого постановленияисключили действия, связанные с выполнением заповедей, истолковав: «своими делами», но не делами Небесными – подобные запреты не действуют, если необходимо исполнить какую-либо заповедь.

1. Ходьба в Шаббат

Один из аспектов почитания Шаббата – наслаждаться им, что, в свою очередь, включает в себя отдых, как сказано: «день нашего отдыха». Известно, что, отдыхая, люди не бегают и не ходят широким шагом. Поэтому и нам запретили бегать и прыгать в этот день отдыха. А тому, кто наслаждается бегом и прыжками, прыгать и бегать разрешено. Так, детям разрешают в Шаббат бегать и прыгать, так как для них это удовольствие.

Запрет этот касается только тех случаев, когда ходьба не связана с заповедью. Ради заповеди же разрешается даже бежать в Шаббат, так как это «дела небесные», как было сказано выше.

2. Занятия делами в Шаббат

Как необходимо почитать Шаббат в ходьбе, так – из уважения к Шаббату – необходимо избегать занятия будничными делами. По этой причине запретили выходить в Шаббат в поле, чтобы проверить состояние урожая и т.п. Несмотря на то, что при самом хождении не совершается никаких действий, связанных с запрещенными в Шаббат мелахот, все же, поскольку при этом видно, что занимаются будничными делами, такое хождение является неуважением к Шаббату. Поэтому мудрецы постановили запретить подобные действия в Шаббат.

Запретив занятия в Шаббат будничными делами, не запретили думать о делах. Причина в том, что запретили только такие действия, из которых видно, что люди занимаются в Шаббат будничными делами. Но если со стороны не заметно, это не запрещено.

Поэтому разрешили в Шаббат подойти близко к своему полю, но только если по той же дороге другие люди ходят и без деловых целей, например, просто погулять и т.п. В таком случае окружающим не видно, что еврей идет в Шаббат проведать свое поле, его ходьба не подпадает под запрет, и ему разрешается туда идти, даже с целью проверить поле. Тем не менее, мудрецы говорят, что желательно избегать подобных действий. И хотя по основному смыслу закона их нельзя запретить, наши мудрецы писали, что необходимо ограждать себя от этого насколько возможно, так как при подобном хождении легко исчезает субботнее наслаждение. И таких мыслей тем более следует опасаться, если они вызывают напряжение и озабоченность. И наши мудрецы так толковали слова Торы «Шесть дней работай и делай все свои дела»: после начала Шаббата мы должны представить себе все свои дела уже завершенными, так как тот, кто уже закончил свои дела – больше не думает о них.

Тот, кто в Шаббат идет к месту отправления транспорта на далекие расстояния, например, на автобусную или железнодорожную станцию с целью оттуда двинуться в путь после окончания Шаббата, совершает действие, подобное хождению в поле, так как и здесь своим поведением он показывает, что готовится к будничному занятию – поездке на автобусе или поезде, что запрещено в сам Шаббат. Запрещено также просматривать расписание движения транспорта, что также считается будничным занятием и входит в запрет «…не занимаясь своими делами».

3. Просьба о совершении по окончании Шаббата действия, запрещенного в Шаббат

К вышеприведенному запрету относится также просьба, обращенная к другому человеку (равно к еврею или нееврею), о совершении по окончании Шаббата действия, запрещенного в сам Шаббат. Причина этого запрета в том, что данное действие, будучи запрещенным в Шаббат, относится к будничным, и поэтому им нельзя заниматься, как сказано: «…не занимаясь своими делами». Но и здесь, если из наших слов неочевидно, что другой человек сделает запрещенное в Шаббат действие, они приравниваются к мысли и разрешены. И это похоже на разрешение (см. выше) подходить к своему полю в Шаббат, если в этом месте и без того прогуливаются евреи. То есть, если эту просьбу можно исполнить таким образом, что при этом не будет нарушаться Шаббат, даже если это крайне маловероятная возможность, и даже если говорящий не подразумевал, что сделают это именно таким образом, – все то время, пока говорящий совершенно ясно не приказал нарушить Шаббат, а только просил пойти туда, куда разрешается идти в Шаббат, это не считается запрещенной речью и разрешено.

Следовательно, желающий попросить другого человека поехать после окончания Шаббата в какое-либо место не должен прямо говорить, чтобы тот поехал на поезде, машине и т.п., но должен сказать ему, чтобы тот направился или пошел по окончании Шаббата в указанное место. И несмотря на то, что нам известно, что говорящий подразумевает поездку на поезде и т.п., и тот, к кому обращаются, тоже понимает это, тем не менее, поскольку говорящий не приказывает прямо ехать, а только просит направиться туда, а это можно сделать и в Шаббат, если идти туда пешком, это уже не считается запрещенной речью и разрешено в Шаббат.

В любом случае запрещено упоминать аренду, так как при этом к запрету «…не занимаясь своими делами» добавляется также запрет купли-продажи в Шаббат.

4. Дела Небесные

Уже упоминалось, что наши мудрецы истолковали слова пророка так: запрещено заниматься «… своими делами», но не «делами Небесными». То есть, запретили заниматься в Шаббат будничными делами, когда они не связаны с выполнением какой-либо заповеди. Но разрешили заниматься в Шаббат «делами Небесными», то есть заповедями, даже когда при этом касаются будничных занятий, все то время, пока запрет состоит только в занятии «своими делами», но не в самом действии, так как не распространили гзеру на действия, касающиеся выполнения заповеди (или нужд общины). Но разрешение действует только в случае, когда необходимо заниматься этим делом в сам Шаббат, то есть задержка до окончания Шаббата повредит делу; например, когда опасаются, что само дело потеряет смысл, если перенести его на завтра. (И также разрешили, когда есть необходимость в действии, касающемся выполнения заповеди именно в этот Шаббат). Поэтому разрешают прийти еще в Шаббат на место, откуда необходимо поехать для выполнения заповеди, чтобы быть готовым к поездке сразу по окончании Шаббата.

5. Деловые бумаги

Наши мудрецы запретили читать в Шаббат деловые бумаги, то есть бумаги с записями деловых расчетов и вопросов купли-продажи. Авторитеты спорят о том, что является причиной запрета. Некоторые из них утверждают, что это запрещено по причине занятия «своими делами», так как видно, что еврей занимается в Шаббат будничными делами, просматривая подобные бумаги. Другие говорят о своем опасении, что при чтении таких бумаг легко могут забыть о Шаббате и стереть написанное, когда, например, замечают ошибку, и тем нарушить запрет стирания.

В соответствии с данным постановлением, запрещается читать в Шаббат многие вещи из-за опасения, что их чтение приведет к чтению деловых бумаг: мудрецы опасались, что разрешение чтения бумаг, подобных деловым, приведет к чтению самих деловых бумаг. Несмотря на то, что некоторые авторитеты считают, что запрет касается только чтения деловых бумаг вслух, но не простого их просмотра, мы не проводим этого разделения и запрещаем также их просмотр.

Запретили также читать подписи под фотографиями, картинками и т.п. А то, что принято читать подписи в святых книгах, например в книге «Цеэна у-Реэна» и в Пасхальной Агаде, видимо, из-за того, что картинки в святых книгах никак не спутаешь с деловыми бумагами, и еще возможно потому, что это считается «делами Небесными».

Запрещено читать в газетах страницы, связанные с вопросами купли-продажи (некоторые авторитеты запрещают всякое чтение газет и т.п.), тем более, страницы с объявлениями о продаже.

6. Чтение писем

Некоторые авторитеты включают чтение писем в запрет чтения деловых бумаг в Шаббат. Другие же разрешают чтение писем, так как в них может быть написано и о физических потребностях человека, в отличие от деловых бумаг, касающихся только имущества. Ахроним писали, что принято облегчать в чтении писем и разрешать его только в том случае, когда не делают этого вслух. Поскольку и без того есть мнение, что даже деловые бумаги можно просматривать, не читая их вслух (как уже отмечалось выше, в п.5), здесь присоединяют это мнение, чтобы разрешить хотя бы чтение писем без произнесения вслух написанного. Само собой разумеется, что можно читать только ни разу не прочитанные еще письма, так как вся причина разрешения читать их основана на том, что в письмах может быть написано что-либо необходимое. Следовательно, читать их разрешается только в том случае, если содержание письма неизвестно. Однако если в письме написано что-либо, связанное с Торой, как например, комментарии или стихи Торы, оно более не походит на деловые бумаги и, видимо, можно полностью облегчить в этом.

7. Некоторые другие проблемы, связанные с письмами

Поскольку речь зашла о письмах, мы посчитали необходимым представить здесь еще несколько проблем, связанных с письмами в Шаббат, в которых следует проявлять осторожность.

Запрещено брать письмо (и любую другую вещь) из рук нееврея, принесшего его изршут а-рабим, но следует попросить его положить куда-нибудь принесенное письмо и лишь затем взять его.

Запечатанное письмо запрещено открывать. И как во всех случаях, когда запрещено еврею делать что-либо в Шаббат, запрещено также просить нееврея сделать это, так и в этом случае нельзя попросить нееврея открыть письмо.

Еще необходимо знать, что письмо иногда может быть мукце, например, когда следят, чтобы оно, как это принято у бизнесменов, не использовалось для других целей; в таком случае письмо запрещено переносить.

8. «…И говоря о них»

Из того, что написано «…и говоря о них», мы учим, что наша речь в Шаббат не должна быть подобна будничной. То есть, запрещено говорить в Шаббат о том, что собирается (сам говорящий) делать после Шаббата, если это действие запрещено в сам Шаббат хотя бы только дерабанан. Подобно запрету «не занимаясь своими делами» нам запрещено говорить таким образом, что из самих наших слов станет совершенно ясно, что действие будет сделано запрещенным в Шаббат способом. Однако разрешается говорить об этом таким образом, чтобы можно было бы, хотя и с натяжкой, понять, что человек собирается сделать данное действие разрешенным в Шаббат способом. И даже если сам говорящий всего этого не подразумевает – в таком случае его слова выходят из рамок запрещенных речей и получают статус обдумывания, что не запрещено в Шаббат.

Пример. Если кто-либо собирается ехать по окончании Шаббата на большое расстояние запрещенным в Шаббат образом, например, на поезде, он не должен говорить, что поедет на поезде, но пусть скажет, что собирается добраться после Шаббата туда-то и туда-то. Таким образом, он не говорит напрямую, что поедет на поезде, а то, что он сказал – добраться – включает в себя возможность и того, что говорящий доберется туда разрешенным способом, то есть пешком. И даже если пункт назначения находится за пределами тхума, поскольку можно добраться туда пешком, если вдоль дороги стоят небольшие строения (бурганим), каждое из которых не удалено от соседнего более чем на 70 амот, его речь уже не расценивается как будничная, и к ней не относится запрет «и говоря о них». Точно так же разрешается попросить принести какую-либо вещь по окончании Шаббата даже из ршут а-рабим, так как и в этом случае можно расценить требуемое действие как разрешенное в Шаббат. Ведь если там будут мехицот, в самом действии уже не будет нарушения запрета переноса, и поэтому уже нет в сказанных словах духа, противоречащего Шаббату. 

9. Малозначимые речи

Но не все разговоры, касающиеся будничных дел, запрещены со стороны «и говоря о них», а только те из них, которые могут касаться нас в будущем. Например, если говорят, что собираются сделать некоторое дело завтра. Зато разрешается говорить о том, что нас уже не касается, даже если при этом упоминаются запрещенные в Шаббат действия. Следовательно, разрешается рассказывать другому еврею (если это не касается будущих поступков собеседникаи он не собирается приобрести себе подобную вещь), как вы купили некоторую вещь и сколько заплатили за нее и т. п. Ввиду того, что подобная информация уже не касается будущего, такая речь выходит за рамки запрета и расценивается как обычный рассказ. Тем не менее, в книгах написано, что необходимо стараться сокращать и подобные разговоры, так как разговоры в Шаббат должны соответствовать духу дня, тем более что подобные речи входят в категорию праздных речей и будничных разговоров, о которых наши мудрецы предостерегали, что их необходимо максимально сокращать в Шаббат.

10. Разговоры, связанные с заповедями

Как и выше, в ходьбе и занятии различными делами в Шаббат, где мы разделили между просто заботами и заботами, связанными с заповедями, которые нельзя отложить до окончания Шаббата, так и в отношении вещей, связанных с речью («и говоря о них») мы проводим подобное различие. В результате, разрешается говорить в Шаббат о вещах, связанных с выполнением заповедей (или с нуждами общины), которое нельзя отложить до окончания Шаббата, даже если речь идет о запрещенных в Шаббат вещах. Таким образом, разрешается говорить в Шаббат о сватовстве, о заботах, связанных с обучением мальчиков Торе; разрешается даже обратиться к учителю Торы с предложением работы. Также разрешается в Шаббат объявить о пожертвовании даже с упоминанием его суммы (когда в этом есть необходимость). И все потому, что эти вещи расценивают как «дела Небесные». И, несмотря на то, что выше мы разрешили только такие «дела небесные», которые нельзя отложить до окончания Шаббата, это не касается упомянутых примеров: такие заповеди не стоит откладывать, даже если это кажется возможным, поскольку уже известно, что, отложив их хотя бы и на небольшое время, можно вообще легко потерять возможность выполнить их. И понятно, что все зависит от каждого конкретного случая.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=17792