Законы Шаббата рава Позена 31 — Главы 29-31 — Шхита и обработка кожи

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1925

Глава 29. Зарезание животных (мелаха шохет)

1. Определение мелахи

Это следующая после ловли мелаха в процессе выделки кожи: после того как животное поймано, его зарезают, чтобы затем снять шкуру. Мелахой является не только собственно зарезание животного (шхита), но и любое действие, вследствие которого погибает живое существо, будь то зверь, птица, рыба, пресмыкающееся или насекомое. (Тем не менее в некоторых случаях, когда речь идет о причинении ущерба, можно умертвить живое существо, но об этом следует посоветоваться со знатоком Закона). Например, запрещается распрыскивать в Шаббат какое-либо средство против мух (в случае псик рейша, что они умрут); это равнозначно тому, как если бы их убили руками. Также запрещается раскладывать яд против мышей или насекомых, чтобы они съели его. Запрещено ходить в Шаббат в местах, кишащих насекомыми, где есть опасностьпсик рейша раздавить их. Если же ситуации псик рейша нет, это не запрещено как и любое непреднамеренное действие.

Если в овощах и т.п. есть червяк, нельзя мыть их таким способом, при котором он неизбежно погибнет.

2. Пускание крови

Толада этой мелахи – пускание крови. О крови сказано: «Потому что кровь – это душа». Поэтому пускание крови приравнивается к отнятию души, неважно, идет ли речь обо всей крови или ее части. Для нарушения запрета необязательно, чтобы кровь вышла наружу: достаточно, если она растечется под кожей, и это уже считается пусканием крови. Поэтому, если у кого-то есть рана, запрещено выжимать или высасывать из нее кровь, а также мазать каким-либо средством, вытягивающим кровь. Всего этого следует остерегаться, поскольку прийти к нарушению тут очень просто. О случаях же непреднамеренного пускания крови см. ниже.

3. Действия, причиняющие пускание крови

Любое действие, результатом которого является появление крови, запрещено. Поэтому, если необходимо протереть рану, нужно делать это осторожно, не нажимая, чтобы не выпустить немного крови, так как даже если это действие не направлено на пускание крови, все равно оно запрещено мудрецами. (Вопрос о крашении материала, которым обтирают рану, уже рассматривался выше – гл. 21, п. 3.) Аналогично, нельзя тереть нарыв и т.п. таким образом, который неизбежно приведет к появлению крови: это будетпсик рейша. Тем не менее, когда человек страдает, возможно, есть место для облегчения, если нет намерения пустить кровь (поскольку это можно уподобить закону о вытаскивании занозы, см. ниже).

Занозу тоже необходимо удалять так, чтобы при этом не выделилась кровь. Поэтому изначально, если известно, что кровь обязательно выйдет, не стоит вынимать занозу. Если же заноза доставляет сильное страдание (или есть опасность заражения), разрешается вытащить ее, даже если при этом наверняка пойдет кровь. Поскольку нет намерения пускать кровь, то это действие запрещено мудрецами, а они не распространили свои запреты на случаи страдания человека. Если поблизости есть нееврей, безусловно, будет правильнее попросить его вынуть занозу. Разрешается просить об этом нееврея даже в случае, когда заноза не причиняет страдания, и даже если при этом неизбежно появится кровь.

4. Нарывы

Хотя, как мы описывали выше, Тора запретила нажимать на рану, чтобы выжать из нее кровь (специально), все же разрешили жать на нарыв, полный гноя (когда он причиняет беспокойство, как объясняется ниже в главе 44 о лечении в Шаббат), даже если вместе с гноем обязательно выйдет немного крови (смешанной с гноем). И нет в этом никакого запрета. Это объясняется тем, что запрет пускания крови относится только к крови, которая пропитывает плоть. На кровь, которая уже отделилась от плоти (как, например, в случае ее смешения с гноем), запрет не распространяется. Однако при этом нужно остерегаться, чтобы не выдавить также и кровь, находящуюся в плоти, ибо это абсолютно запрещено (см. гл. 44, п. 15).

Глава 30. Снятие шкуры

Эта мелаха следует после мелахи зарезания: после того как животное убито, с него снимают шкуру. Однако после варки запрета уже нет, и поэтому с вареной курицы можно снимать кожу (с соблюдением законов отбора, см. выше гл. 12).

Глава 31. Дубление кож

1. Определение мелахи

Снятую кожу принято выделывать, после чего она становится годной к использованию. Любое действие, способствующее обработке кожи: помещение кожи в известь, соль, топтание ее принятым при выделке способом и т.п., так, что она становится тверже или мягче, является нарушением Торы. Некоторые из таких действий представляют основную мелаху (ав), а некоторые – производные (толада).

2. Смазывание кож

Смазывание кожи с целью ее размягчения – это одно из действий, входящих в эту запрещенную в Шаббат Торой мелаху. Запрет Торы относится только к новой коже, на которую масло действует размягчающе. Смазывание же старой кожи Торой не запрещено, но мудрецы запретили наносить масло на любой кожаный предмет из-за опасения, что начнут облегчать и в случае новой кожи. По той же причине мудрецы запретили начищать кожаные изделия до блеска даже без нанесения масла или жира.

Поэтому запрещено не только мазать обувь в Шаббат какой-либо пастой, чем можно преступить запрет крашения или намазывания (см. дальше), но и смазывать ее маслом в нарушение постановления мудрецов. И даже без масла начищать обувь в Шаббат запрещено в силу этого постановления. Вытереть пыль с обуви разрешено, это не входит в данный запрет. (О смачивании обуви для удаления грязи см. гл.19, п.5.) Как и в других случаях, здесь действует запрет обращаться к нееврею и пользоваться плодами его труда, предназначенными специально для еврея. Поэтому, даже если нееврей по собственной инициативе начистил принадлежащую еврею обувь, следует спросить раввина, можно ли после этого надевать ее в Шаббат.

3. Обработка пищи

Хотя из Торы мы учим, что «выделка не относится к пище», пришли мудрецы и установили запрет обработки еды в случаях, напоминающих дубление кож. Это гзера, чтобы от еды не перешли к материалам, которые запрещено обрабатывать по Торе. Поэтому мудрецы запретили солить любую еду таким способом, чтобы соль, влияя на ее природу, размягчала ее или делала тверже, вытравляла горечь и т.п., как и в случае обработки кожи, когда соль меняет ее естественное состояние.

Таким образом, запрещено солить редис, бобовые, зелень и т.п., если в будний день это делается с целью, напоминающей выделку, например, чтобы сделать мягче. И неважно, солят ли подобные продукты для ближайшей трапезы или для последующей, это в любом случае запрещено. И хотя некоторые облегчают и позволяют солить каждый из лежащих кусочков отдельно при условии, что они не остаются в соли так долго, что из них выйдет горечь, все же принято устрожать, и разрешают только окунуть кусочек в соль и тут же есть. Однако не запрещено делать салаты из редиски, овощей, лука и т.п., и солить их, потому что, поливая сразу же вслед за этим салат уксусом или маслом, мы тем самым ослабляем действие соли. Иногда в салат добавляют воду для того, чтобы ослабить действие соли, которая перестает изменять свойства еды, поэтому это также не похоже на выделку кожи.

Тот, кто забыл высолить сырое мясо, чтобы вытянуть из него кровь, и опасается, что, если он будет ждать для этого окончания Шаббата, пройдут отведенные на это три дня, должен посоветоваться с раввином, как поступить.

4. Соление для придания вкуса

Запрет солить действует только в случаях, напоминающих по своему действию обработку материала, и касается только таких продуктов, которые меняют свое состояние под действием соли. Однако не запрещено посыпать солью еду, когда это не похоже на обработку. Т.е. разрешается посыпать немного соли на любой продукт для придания вкуса. И также разрешается солить вещи, чья природа не меняется под действием соли: например, вареные яйца, мясо и т. п. И все же будет правильным солить их непосредственно перед трапезой. (В случае, когда есть опасение порчи еды, как это бывает в жаркое летнее время, разрешается солить еду и для другой трапезы.)

5. Соленая вода

Еще запретили готовить в Шаббат соленую воду, так как это похоже на изготовление маринада для заквашивания, что, в свою очередь, напоминает о выделке кожи. (Некоторые считают, что изготовление маринада запрещено из-за подобия квашения варке). Под соленой водой подразумевается здесь насыщенный солевой раствор содержащий 2/3 соли от общего объема. Такой раствор не разрешается делать даже в маленьких количествах и непосредственно перед трапезой. Более слабый раствор можно делать, но только в небольших количествах и непосредственно перед едой. Поэтому перед Песахом, который приходится на Шаббат, следует приготовить соленую воду для карпаса заранее. Если же по какой-то причине не смогли этого сделать, необходимо приготовить менее насыщенный раствор соли и только в небольшом количестве.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=13841