Зихру Торат Моше — 39 работ — Занятие делами, которые не являются «работой»

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1374
делами

Закон о «занятии делами», которые не являются «работой»

1. Написано: «…Если назовешь Шабат отрадой, почитаемой святыней Г-спода, и почтишь его, не следуя своими (будничными) путями, не занимаясь своими делами и не говоря (будничных) слов» (Йешая 58:13). Имеется в виду, что не следует действовать обычным путем: пусть не ходит в Шабат, как в будни, – т.е. пусть не бегает, а ходит плавно, представляя себе, что идет рядом с царем. Но, во всяком случае, ради дела, связанного с заповедью, разрешено и бегать.

2. «Не занимаясь своими делами» – имеется в виду, что следует почитать Шабат, не делая в этот святой день своих дел. И речь не идет о «работе», которая и так запрещена в числе 39 видов «работ». Но имеется в виду, чтобы человек представил себе, будто все его дела и вся его работа уже сделаны, – и ему не осталось делать никакой работы. И это тоже относится к почитанию Шабата – чтобы он ни о чем не беспокоился и не делал никаких расчетов по своим счетам, и не шел на свое поле посмотреть, что для него необходимо, или в дом нееврея, чтобы посмотреть, как тот занимается ремеслом, и не нанимал бы в Шабат работников. И даже пойти на прогулку в место, где люди обычно не гуляют, чтобы найти лошадь или корабль, или повозку для того, чтобы выехать на них на следующий день, – даже если цель его «прогулки» неразличима – запрещено. Ведь, когда он ищет лошадь или повозку, это в буквальном смысле – занятие своими будничными делами. Но разрешено гулять даже в месте, о котором известно, что там есть возницы и владельцы судов, если там обычно гуляют и те, кому не нужны лошадь или повозка, – а поэтому и ему можно там гулять. Однако ему не следует говорить с ними в Шабат, а разрешено подождать там до темноты.

3. Если нееврей пришел взять свой залог в Шабат, а еврей хочет быть гарантом, – есть законоучителя, говорящие, что это запрещено.

А если нееврей оставляет ему другой залог вместо первого или дает ему деньги, – разрешено. И лучше, чтобы еврей не прикасался к залогу, а нееврей взял бы его сам. И в месте, где нет эрува, пусть нееврей, вынося залог, наденет его на себя (если это, например, пальто), чтобы не выглядело так, будто бы еврей попросил его вынести.

И также еврею запрещено давать залог своему товарищу – разве только, если это делается для нужд заповеди, ведь написано: «Не занимаясь своими делами…». Т.е. «своими делами» – запрещено, а делами Небес – разрешено. И пусть не говорит: «Вот залог», а следует просто дать ему предназначенный в залог предмет.

И также разрешено пойти к рубежу «субботней границы», чтобы быть готовым отправиться по делам сразу же после окончания Шабата.

И также запрещено измерять что-либо – разве только для дела, связанного с выполнением заповеди. Но и такое измерение разрешено только в случае, если оно не совершается в целях купли-продажи, так как это запрещено даже для дела, связанного с выполнением заповеди.

4. Не берут взаймы и не отдают долг в Шабат, и не оценивают вещь в Шабат, сколько она стоит, – и даже для дела, связанного с выполнением заповеди.

5. Не разрешают обетов в Шабат. И только если это делается для нужд Шабата, тогда разрешено – и даже если было время разрешить этот обет в канун Шабата. Но если это не для нужд Шабата, то запрещено, кроме тех случаев, когда это делается ради заповеди: например, поклялся сделать некую вещь, а время исполнения клятвы пришлось на Шабат, – подобный обет можно разрешить.

А мужу в отношении его жены и отцу в отношении его дочери-подростка (до двенадцати с половиной лет) позволяется разрешать обеты в Шабат, даже не для нужд Шабата. Ведь, если он не разрешит в тот же день, он не сможет более отменить этот обет, поскольку это уже не будет «в день, когда он услышал» (Бемидбар 30:6), как разъяснено в законах обетов.


http://www.beerot.ru/?p=40389