Зихру Торат Моше — 39 работ — Законы Кидуша

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1986

Законы Кидуша

1. К почитанию Шабата относится также и его освящение (кидуш), и это – предписывающая заповедь Торы. И основное освящениепроисходит вечером, при наступлении Шабата (Хаей Адам, Илхот Шабат, 6:4) Согласно закону Торы, женщины тоже обязаны освящать Шабат.

При выполнении этой заповеди провозглашают, что этот день свят, и произносят: «И было завершено творение неба и земли» (Берешит, 2:1) – чтобы засвидетельствовать, что Святой, благословен Он, сотворил мир за шесть дней и отдыхал в святой день Шабата. И все – мужчины и женщины обязаны слушать кидуш. И все же, если человек произнес освящение Шабата в молитве, тем самым он выполнил заповедь «кидуша» из Торы (ми-де-орайта). Однако в Мишне Бруре указано, что эта интерпретация закона вызывает большие сомнения, поскольку для выполнения заповедей необходимо соответствующее намерение (кавана), а когда человек произносит «освящение Шабата» по ходу молитвы, он обычно не имеет в виду выполнить этим заповедь о кидуше (Мишна Брура, 271:2, Биур Алаха «Мияд»).

2. Часто случается, что женщины заняты, обслуживая гостей, и из-за этого не слышат кидуш, тем самым не выполняют предписывающей заповеди Торы. И поэтому каждый должен предостеречь своих домочадцев, чтобы во время кидуша все они сидели за столом и слушали.

3. Запрещено есть до кидуша. И если один из домочадцев не слышал кидуш, и он не умеет произносить кидуш самостоятельно, то хозяин дома или кто-либо другой обязан произнести кидуш еще раз, и в такой ситуации разрешено еще раз говорить благословение «Борэ при а-гафен» на вино, а вино может выпить тот, для кого кидуш произносится (Хаей адам, Илхот Шабат 6:6). Однако необходимо, чтобы слушающий кидуш имел намерение выполнить этим заповедь, а произносящий – «вывести» его в этой заповеди.

4. И следует быть внимательным, чтобы не выйти из дома после кидуша до тех пор, пока не будет съеден как минимум кезайт (буквально: «с маслину» – по мнению Хазон Иша, это объем, равный 33 куб. см., а по мнению р. Хаима Наэ – 25,6 куб. см.) хлеба или, по меньшей мере, кезайт какого-либо продукта, на который благословляют «Борэ миней мезонот», или, уже в самом крайнем случае, выпит ревиит (буквально: «четверть» – мера объема жидкости, равная, согласно мнению Хазон Иша, 150 куб. см., а согласно мнению р. Хаима Наэ – 86 куб. см.) вина, залпом, без всякого перерыва – так, чтобы после этого можно было произнести благословение после еды (браха ахрона).

По мнению ряда авторитетных законоучителей, вино «трапезой» не считается, а, следовательно, тот, кто выпивает вино, не съев кезайта хлеба или «мезонот», заповедь кидуша не выполняет. И поэтому, на мнение законоучителей, облегчающих в этом вопросе, можно положиться только в случае крайней необходимости. Виленский Гаон даже дневной кидуш совершал только там, где проводил полную трапезу с хлебом, не ограничиваясь «мезонот» или вином (Мишна Брура, 273:25, Биур Аллаха, «Катву а-геоним»). Но в комментарии Маген Авраам указано, что утром, безусловно, разрешено ограничиться кубком вина (Мишна Брура, Шаар а-Циюн, 286:5).

Тому, кто имел намерение устроить трапезу в другой комнате, расположенной в том же доме, не запрещено покидать место кидуша до еды. А если у него не было подобного намерения и, тем не менее, он покинул место кидуша, не съев кезайт хлеба или «мезонот», он должен произнести кидуш еще раз. Важно отметить, что устраивать трапезу в другой комнате того же дома, где совершается кидуш, можно только в случае крайней необходимости. Однако, если место трапезы видно с того места, где произносится кидуш, разрешено это делать изначально (Мишна Брура, 273:8, Биур Алаха, «Ве-хен икар»).

И даже если человек совершил кидуш, имея в виду поесть спустя некоторое время, и, действительно, спустя некоторое время поел, тем не менее, он не выполнил заповедь о кидуше, и ему следует произнести кидуш еще раз и немедленно поесть в том же месте. Нельзя прерываться между кидушем и едой даже на короткое время. Но если ему необходимо выйти по нужде, то из-за этого, безусловно, не стоит устрожать и совершать кидуш еще раз (Мишна Брура, 273:12).

5. Если человек совершил кидуш на сосуд, полагая, что в нем вино, а оказалось, что это – водка или медовуха, то в нашей стране (автор говорит о современной ему Литве), где они являются общераспространенными напитками (хамар медина), он тем самым выполнил заповедь о кидуше. Однако ему следует сказать: «Барух шем кевод мальхуто ле-олам ва-эд» (Благословенно славное Имя Его царства во веки веков), так как он произнес напрасное благословение на вино; также он должен благословить «Шеаколь» на водку или другой общераспространенный напиток. А если он хочет выпить не этот напиток, а именно вино, то пусть возьмет другой бокал с вином – и он не должен благословлять еще раз «Борэ при а-гафен».

И даже, когда в сосуде, на который человек совершал кидуш, оказалась вода, – тем не менее, если перед ним лежат халы, он выполнил заповедь о кидуше. Но это – только в том случае, если он совершил перед кидушем омовение рук (нетилат ядаим), а если он не омыл руки, то невозможно сказать, что произнесенный им кидуш относился к хлебу (Мишна Брура, 271:78).

6. Утром в Шабат обязаны совершать кидуш как мужчины, так и женщины.

Из книги рав А. Данцига «Помните Тору Моше», издательство «Тора Лишма»

Перевод и комментарий – рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=9673