Зихру Торат Моше — 39 работ — Работа пятая — молотить

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1778

Работа молотить (даш)

1. Работа «молотить» означает отделять съедобную часть плода от кожуры, подобно тому, как выбивают зерна из колосьев, а также отделять напиток от того, во что он впитался, или приготовлять из плода напиток, выжимая маслины и виноград, чтобы получить из них вино или масло. Совершающий любое из этих действий в субботу ответственен по закону Торы за нарушение запрета «молотить».

Поэтому запрещено отделять горох от стручков – кроме тех случаев, когда стручки еще мягкие, ведь тогда они годятся в пищу, и получается, что человек просто отделяет еду от еды, а это – безусловно разрешено. Но бобы запрещено отделять от их оболочки, поскольку их оболочка не годится в пищу. И запрещено отделять орехи от их зеленой кожуры, а также кунжут (сумсум) от его шелухи, поскольку эти отходы непригодны в пищу.

Также запрещено выжимать плоды или овощи, заквашенные в водном растворе, – например, засоленные лимоны, чтобы пить выжатую из них жидкость. И запрещено выжимать их даже в еду, и уж тем более – в водку или другой напиток. Ведь жидкость, которая при заквашивании впиталась в плод, до этого уже считалась «напитком» – и получается, что он отделяет этот «напиток» от того, во что он впитался.

2. Также одежда, замоченная в воде, – поскольку вода впиталась в нее, выжимание этой воды является производной работой от основной «молотить».

3. Именно выжимающий маслины и виноград подлежит за это ответственности по закону Торы, так как вино и оливковое масло считаются важными «напитками» и эти плоды принято выжимать во всех странах. Но другие плоды, которые вообще не предназначены для приготовления из них напитков, разрешено выжимать и в Шаббат. Но есть законоучителя, говорящие, что, поскольку человек, выжимающий другие плоды, все же считает выжатую жидкость «напитком» и выжимает их именно ради этого «напитка», он тоже ответственен по закону Торы. И поэтому следует остеречься, чтобы не выжимать никаких плодов. А следовательно, тот, кто желает выжать лимон, пусть выжмет его на сахар. Ведь, поскольку сок, который внутри лимона, еще не назывался «напитком», а сейчас он выжимает его на сахар, который является пищей, а не напитком, – это вообще не приравнивается к «молотьбе». А сахар, на который выжат лимонный сок, можно положить в воду. Но Б-гобоязненному человеку следует остеречься и этого [однако в кодексе Мишна Брура сказано, что этого не следует опасаться (Мишна Брура, 320, Шаар а-Циюн 27)] – пусть смешает сок с сахаром в канун Шаббата, а в Шаббат выльет эту смесь в воду.

4. Женщине, у которой в груди скопилось молоко, разрешено сцедить его, выпустив на землю, но запрещено сцеживать его в сосуд [Кроме тех случаев, когда младенец болен и находится в опасности (Хаей Адам, Илхот Шаббат 14:9). В наше время появились многочисленные заменители материнского молока, и многие дети привыкли к ним – но есть и такие, которые отказываются их пить, и поэтому в каждом отдельном случае следует спросить компетентного раввина, каким образом матери разрешено поступать с накопившимся в груди молоком (Орхот Шаббат, 4:35/61/).] – так как тот, кто сцеживает молоко женщины или доит молоко у коровы, ответственен по закону Торы за нарушение запрета «молотить».

5.  Хлеб, замоченный в жидкости, запрещено выжимать – а есть законоучителя, даже запрещающие высасывать из него впитавшуюся жидкость губами. Но жареную пищу, впитавшую в себя много жира, разрешено выжимать даже в сосуд, ведь жир вначале был пищей и сейчас – тоже пища (а не напиток).

6. Если вино или оливковое масло пролилось на стол, запрещено положить там ткань, чтобы напиток в нее впитался, а затем выжать впитавшийся напиток в сосуд, – ведь это работа «молотить». И даже если он не намеревается выжимать ткань до исхода Шаббата – тем не менее, запрещено: мудрецы установили этот запрет из опасения, как бы он не выжал в Шаббат.

Но если вино, масло или другие напитки пролились на лавку и тому подобные места и стали непригодными для питья, тогда можно промокнуть их тканью. И мудрецы не запрещают это из опасения, как бы он не выжал эту ткань, ведь, даже если ее выжмут, запрет Торы не будет нарушен, поскольку напиток идет на выброс [но, во всяком случае, изначально запрещено выжимать (Хаей Адам, Илхот Шаббат, 14:12)].

А если пролилась вода, то, как действовать в этом случае, разъясняется далее, в главе, посвященной работе «отбеливать».

7. Запрещено выдавливать медовые соты, даже если они вынуты из улья в канун Шаббата. Но мед, который вытекает сам по себе, разрешено есть (при условии, что соты были раздроблены в канун Шаббата). Однако, если извлеченные из улья соты не были раздроблены в канун Шаббата, запрещено употреблять в пищу в Шаббат даже произвольно вытекающий из них мед: это постановление мудрецов вынесено из опасения, как бы он не стал дробить соты прямо в Шаббат, чтобы мед выходил из них в большем количестве.

8. Запрещено дробить руками снег и лед, для того чтобы из них натекала вода, так как это подобно выжиманию плодов. Но разрешено положить их в стакан с водой, чтобы они растаяли сами по себе, и даже измельчать их руками в воде разрешено [но изначально лучше устрожить в этом (Мишна Брура, 318, Шаар а-Циюн, 146)], так как «выжатая» таким образом вода вообще не различима. И также можно положить сгусток жира на горячую пищу [но это разрешено только в том случае, если сгусток жира не велик и растопившийся жир впитается в пищу, а не стечет с нее в сторону так, что станет заметным (Мишна Брура, 318:105)], хотя он там растает, – поскольку образовавшаяся из него жидкость не видна, это разрешено. И разрешено разбивать лед, чтобы омыть руки или попить. Но от того, чтобы мочиться в снег, лучше остеречься.

 Комментарий рава Александра Каца

Очистка плодов

Возникает вопрос: почему запрещено отделять бобы от стручка, негодного в пищу, но разрешено очищать плоды от их кожуры, колоть орехи или лузгать семечки, несмотря на то, что их скорлупа или кожура не годятся в пищу?

Комментаторы поясняют, что запрещенной в Шаббат работой «молотить» (даш) и производной от нее работой «отделять» (мефарек) является только такое отделение съедобной части плода от его оболочки, которое производится при сборке и обработке урожая (как это происходит при выбивании зерен злаковых культур из колосьев), а сам плод, как правило, продается и подается на стол уже без оболочки или кожуры: например, бобовые (китнийот), которые обычно подают без стручков, а также миндальные и другие орехи, которые продают и подают без зеленой оболочки, окружающей твердую скорлупу.

Но плоды, которые обычно продают и подают на стол в кожуре, разрешено очистить непосредственно перед едой, потому что это обычный путь их употребления в пищу, а не предварительное отделение съедобной части плода от оболочки, подпадающее под запрет «молотить» (Шмират Шаббат ке-Илхата, 3/92/; Мишнат а-Шаббат 8:1/2-3/). И поэтому разрешено очистить перед едой луковицу и дольку чеснока, расколоть грецкий орех и арахис (земляной орех), а также снять с арахиса тонкую шелуху (Мишна Брура, 319:24; Шмират Шаббат ке-Илхата, 3:31, 38; Орхот Шаббат 4:4, 6).

Некоторые комментаторы полагают, что следует воздержаться от раскалывания в Шаббат скорлупы арахиса. Во-первых, по ряду мнений, разрешено очищать лишь такие плоды, которые соединены со своей кожурой или скорлупой, а плоды арахиса отделены от скорлупы и лежат в ней, как в своеобразной «коробочке». А во-вторых, в последнее время принято отделять плоды арахиса (да и другие орехи) от скорлупы еще на пищевом комбинате и продавать в уже очищенном виде – и поэтому следует устрожить (Тшувот Шевет а-Леви 1:81). Но во многих общинах этого устрожения не придерживаются (Орхот Шаббат, 4:4/7/; Мишнат а-Шаббат 8:1/3/).

И, в соответствии с вышеизложенным принципом, разрешено отделять от грозди отдельные виноградины или ягоды вишни, а также бананы от связки, но запрещено отделять от связки финики, – и это работа «даш», поскольку финики, как правило, отделяют при подготовке к продаже, а ягоды винограда или вишни – непосредственно перед употреблением их в пищу. Но если ягоды винограда отделяют от грозди не для еды, а для того, чтобы впоследствии приготовить из них сок или вино, это запрещено, и это работа «даш» (Орхот Шаббат 4:2-3/4/, 7/11/).

Выжимание заквашенного плода

Хотя и запрещено выжимать плоды ради получения сока, так как при этом напиток, являвшийся до этого составной частью самого плода, отделяется от него, – и это производная работа от основной работы «молотить» (см. 16:3), тем не менее, разрешено выжимать плоды, например, лимон, на твердую пищу, так как, если весь выжатый сок сразу же впитывается в пищу, он становится ее частью, – и в таком случае как до выжимания он был частью пищи, так и после него становится частью пищи (Шаббат, 145б; Шульхан Арух, Орах Хаим, 320:4; Орхот Шаббат, 4:16-17).

Но жидкость, которая находится в засоленном или заквашенном плоде, впиталась в него в процессе засолки или заквашивания, и она была «напитком» – т.е. подсоленной водой или разбавленным уксусом – еще до того, как попала в плод. И если при выжимании эта жидкость не выбрасывается, а используется, то заквашенные плоды запрещено выжимать даже в пищу, так как это – один из путей использования выжатой жидкости, и такое выжимание является производной работой от «молотить» (см. 16:2). И по той же причине запретили выжимание ткани, в которую впиталось вино, масло или некая другая жидкость, которую выжимают, чтобы ее использовать (Шульхан Арух, Орах Хаим, 320:7; Хаей Адам, Шаббат, 14:5; Орхот Шаббат 4:14).

Однако, если квашенный плод выжимают для того, чтобы съесть его без излишней жидкости, а сама жидкость идет на выброс – это разрешено (Шаббат, 145а; Шульхан Арух 320:7), так как выжимание жидкости на выброс вообще не считается «выжиманием плода» (Орхот Шаббат,  4:14/21/).

Выжимание одежды

Выжимание мокрой одежды является примером того, что одно и то же действие может относиться к двум различным «основным работам» (авот мелахот) – в зависимости от цели, которая преследуется при его совершении.

Если одежду или любую ткань выжимают для того, чтобы ее высушить, а выжимаемая жидкость при этом идет на выброс – тогда это часть процесса стирки и производная работа от основной работы «отбеливать» (Рамбам, Шаббат 9:11; Мишна Брура 302:39; см. также далее – гл. 24/2/). Но если ткань выжимают для того, чтобы воспользоваться выжатой жидкостью, – это производная работа от основной работы «молотить» (Тосафот, Шаббат, 111б; Мишна Брура 320, Беур Алаха «Еш ми ше-матир»).

И в этой связи запрещено использовать в Шаббат «влажные салфетки», чтобы протереть ребенка или для любой другой цели, так как при этом из них выжимается ароматизированная жидкость, которой они пропитаны, и пользователь заинтересован в выделении этой жидкости для лучшей очистки тела ребенка (Шевет а-Леви, 8:59; Орхот Шаббат, 13:46/81/, Бирурей Алаха, 7).

Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма».


http://www.beerot.ru/?p=38430