Законы о поддержании тепла и подогревании пищи в Субботу — 2 — «хазара» (возвращение)

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3591
подогревание

Часть 2

Каким образом разрешено ставить или возвращать пищу и воду на источник тепла в субботу («хазара»)

Подогревание пищи, которая в субботу не была на огне

В субботу запрещено ставить на огонь любую пищу, включая и ту, к которой не относится запрет варки (т. е. твердую полностью сваренную), если она в субботу не находилась на огне. Данный запрет вызван двумя причинами. Во-первых, существует опасение, что, ставя пищу или воду на огонь в субботу, человек может обнаружить, что они недостаточно горячи и, забыв о субботе, увеличить огонь, нарушив тем самым запрет разжигать огонь («маавир») в субботу. Во-вторых, установление пищи или воды на огонь очень похоже на варку, и не сведущие в законах субботы люди, по ошибке могут решить, что варка в субботу разрешена. Поэтому запрещено ставить в субботу пищу и воду даже на огонь, покрытый «блехом», или на субботнюю электрическую плату, т. к. они достаточно горячи, и с помощью них можно варить.

В субботу запрещено поставить кастрюли с пищей на электрическую плату даже до того, как она включится. Но разрешено установить кастрюли на электрической плате до наступления субботы, которая с помощью таймера включится в субботу.

Запрет ставить пищу и воду на огонь в субботу распространяется только на случаи, когда источник тепла может нагреть поставленный на него продукт до температуры 45 градусов и выше. На источник тепла, с помощью которого невозможно нагреть пищу или воду до температуры 45 градусов, в субботу разрешено ставить пищу и воду.

В отношении источников тепла, которые в определенных местах достаточно горячи, чтобы нагреть поставленную на них пищу или воду до температуры 45 градусов, а в других местах недостаточно горячи для этого, мнения законоучителей разошлись. Согласно некоторым из них («Игрот Моше», «Орах Хаим», ч. 1, п. 94), разрешено ставить на такой источник тепла пищу или воду, которые в субботу не находились на огне, если они не смогут нагреться до температуры 45 градусов. Другие считают («Хазон Иш», «Орах Хаим», 37:8), что поскольку «холодные» участки такого источника тепла не отделены от «горячих» перегородками, весь источник тепла считается единым целым и на него запрещено ставить пищу или воду, которые в субботу не находились на огне.

Поэтому на газовую или электрическую плиту, покрытую «блехом», или на электрическую плату, некоторые места которых «горячие», а некоторые – «холодные», по первому мнению, разрешено в субботу ставить пищу или воду в то место, где они не смогут нагреться до температуры 45 градусов. А по второму мнению запрещено. О том, как следует на практике поступать в такой ситуации, каждому следует выяснить у своего раввина.

Подогревание на крышке кастрюли, которая стоит на огне

[Следует заметить, что, когда разогревают мясной или молочный продукт на крышке электросамовара или на крышке кастрюли, стоящей на огне, необходимо предпринять меры, предотвращающие нарушение законов разделения мясного и молочного.]

Продукты питания, к которым не относится запрет варки, разрешено разогревать в субботу на крышке кастрюли с едой или титана с водой, стоящих на огне. Почему это разрешено? Дело в том, что поскольку так обычно не варят, и, наблюдая такое нагревание, никто не решит, что варка в субботу разрешена. Также и опасения, что человек, забыв о субботе, увеличит огонь, в данном случае нет: необычное положение нагреваемого продукта напомнит ему о субботе.

По некоторым мнениям, в кастрюле, на крышке которой собираются греть продукты, не обязательно должна быть еда или вода. Согласно этому мнению, пустая кастрюля, перевернутая тарелка или противень, находящиеся на закрытом огне, являются местом, на котором не принято варить, и на них разрешено подогревать пищу и воду в субботу (когда речь идет о подогревании пищи или воды в субботу, необходимо помнить, что разрешения относятся исключительно к ситуациям, когда не происходит нарушения запрета варки). Согласно этому мнению, можно покрыть огонь «блехом», и после этого поставить на него пустую кастрюлю или перевернутый противень и подогреть пищу, которая в субботу на огне не находилась.

Пищу, которая в субботу не находилась на огне, запрещено класть внутрь кастрюли, стоящей на огне, даже если содержимое кастрюли покрыть фольгой, поскольку это похоже на варку.

Подогревание пищи в субботу на отопительных приборах

Постановления, запрещающие подогревать в субботу пищу и воду, не распространяются на отопительные приборы, с помощью которых в будние дни не подогревают пищу и воду. Поэтому пищу, к которой не относится запрет варки, разрешено подогреть в субботу на радиаторе или батарее центрального отопления, даже если эта пища в субботу на огне не стояла, и она абсолютно холодная.

Подогревание пищи и воды, которые уже прежде находились на огне в субботу

Выше говорилось о запрете подогревать на огне в субботу пищу и воду, которые в субботу на огне не находились. Пищу и воду, которые находились в субботу на огне и их сняли, чтобы взять часть, разрешено вернуть на огонь при соблюдении следующих условий:

  1. Пища и вода должны быть полностью сварены, а жидкая пища и вода, в дополнении к этому, не должны успеть остыть: для ашкеназов достаточно, чтобы пища осталась теплой, а для сефардов – чтобы не стала холоднее 71 градуса;
  2. Огонь должен быть закрытым, что призвано напомнить человеку о субботе и предостеречь его от увеличения огня;

3.Снимая пищу или воду с огня, человек должен иметь намерение вернуть их обратно;

  1. После того, как кастрюлю с пищей или титан с водой сняли с огня, их необходимо держать в руках;
  2. Даже твердая пища должна оставаться теплой.

Первые два условия являются непреложными. Многие законоучители считают, что устранение регуляторов, отвечающих за увеличение или уменьшение температуры плиты, или заклеивание их изоляционной лентой не помогает разрешить пользование открытым огнем, и поэтому пищу или воду разрешено возвращать только на закрытый огонь – на «блех» или на электрическую плату.

Три последующих условия призваны показать, что это продолжение нагревания, начатого до субботы, а не новое подогревание на огне. Если в момент снятия пищи или воды с огня человек не имел намерения вернуть их обратно, постфактум разрешено их вернуть, но только если кастрюлю все это время держали в руках.

Если, снимая кастрюлю с огня, человек намеревался вернуть ее обратно на огонь, но, забывшись, поставил ее на стол, стул, разделочный столик, постфактум разрешено вернуть кастрюлю на огонь, т. к. на эти поверхности иногда ставят кастрюлю, и в том случае, когда ее собираются вернуть на огонь. Но если кастрюлю поставили на пол, в кухонный шкаф или в холодильник, т. е. в такие места, куда ставят кастрюлю, когда ее явно не собираются возвращать на огонь, ее запрещено вернуть, даже если в момент снятия с огня ее намеревались вернуть обратно. Поставленной на пол или в холодильник кастрюля считается в случае, если ее дно полностью коснулось пола или полки холодильника. Если же часть дна все еще в воздухе, разрешено вернуть кастрюлю на огонь. В случае, когда хозяйка не собиралась возвращать пищу на огонь и поставила ее на стол, стул или разделывательный столик, запрещено вернуть ее на огонь.

Последнее условие, гласящее, что твердая пища должна оставаться немного теплой, не является обязательным, и постфактум разрешено возвращать на огонь даже полностью остывшую твердую пищу.

В случае большой необходимости разрешено попросить в субботу нееврея поставить кастрюлю, которая в субботу не была на огне, или находилась в таком месте, из которого еврею запрещено возвращать ее на огонь, даже если речь идет о возвращении на открытый огонь жидкой и до конца остывшей пищи и воды, при условии, что до этого они были полностью сварены.

Если кастрюлю не собирались снимать с огня, но на огне она не стоит

Выше говорилось, что для того, чтобы вернуть кастрюлю на огонь в субботу, снимая ее с огня, необходимо иметь намерение вернуть ее обратно и держать ее в руках, т. к. это расценивается как продолжение подогревания, а не как начало нового, что запрещено постановлением мудрецов. Существуют ситуации, при которых, хотя не было желания убрать кастрюлю с огня, но и намерения вернуть ее обратно на огонь тоже не было. Также существуют ситуации, при которых, хотя кастрюлю в руках не держали, но ее не ставили ни на пол, ни на стол. Перечислим некоторые из таких ситуаций:

  1. кастрюлю, стоящую на «блехе» или на электрической плате, по неосторожности уронили на пол;
  2. кастрюлю до наступления субботы поставили на «блех» или на электрическую плату и забыли зажечь огонь или включить плату;
  3. кастрюлю до наступления субботы собирались поставить на «блех» или на электрическую плату и забыли это сделать;
  4. кастрюля с начала субботы стояла на «блехе» или на электрической плате, и вдруг погасло пламя под «блехом», или прервалась подача тока, и оказалось, что кастрюля стоит на плите или на плате, которые не греют.

Во всех перечисленных примерах человек хотел, чтобы кастрюля грелась на огне, но в тоже время, когда кастрюля непреднамеренно не оказалась на огне, у него не было намерения вернуть ее на огонь.

Закон в этих или подобных им ситуациях зависит от того, что подразумевали мудрецы, поставив вышеперечисленные условия для того, чтобы было разрешено вернуть кастрюлю в субботу на огонь. Выдающийся законоучитель современности, рав Шломо Залман Ойербах, считал, что смысл данных требований в том, что, снимая кастрюлю с огня, у человека не должно быть намерения убрать кастрюлю с огня навсегда, а также он не должен совершать действий, указывающих на такое намерение. Согласно такому пониманию, разрешено вернуть кастрюлю с полностью сваренной пищей на закрытый огонь во всех перечисленных ситуациях, т. к. кастрюля не была убрана с огня целенаправленно, и не было намерения прервать подогревание пищи.

Другой великий законоучитель современности, рав Йосеф Шалом Эльяшив, понимает смысл постановления мудрецов иначе: должно быть намерение вернуть кастрюлю на огонь и активное действие, демонстрирующее это намерение. Если не выполнены эти условия, считается, что кастрюлю ставят на огонь в субботу впервые, и происходит нарушение запрета мудрецов. Согласно такому пониманию, запрещено ставить забытую на столе или упавшую на пол кастрюлю на огонь, или отнести к соседям и поставить ее им на «блех» или на электрическую плату кастрюлю, стоящую на «блехе», под которым забыли зажечь огонь, или на электрической плате, которую забыли включить. В случае, когда под «блехом» погас огонь или прервалась подача электричества к плате и они стали холодными, согласно второму мнению, запрещено отнести кастрюлю к соседям и поставить ее им на «блех» или на плату. Но пока «блех» или плата достаточно горячи, чтобы на них можно было подогреть пищу, даже согласно второму мнению, разрешено отнести кастрюлю к соседям и поставить ее им на «блех» или на плату.

Еще одна интересная ситуация, относительно которой существует тот же спор: если по ошибке вечером сняли с огня кастрюлю с блюдом, предназначенным на утреннюю трапезу. Рав Ш. З. Ойербах считает, что поскольку не было намерения убрать с огня утреннее блюдо, и человек не совершил для этого никакого действия, ибо он снял его по ошибке, перепутав с вечерней кастрюлей, разрешено вернуть его на огонь, несмотря на то, что условия возвращения не были соблюдены. По мнению рава Й. Ш. Эльяшива, это запрещено, т. к. не было намерения вернуть кастрюлю на огонь, и не было совершено действие, которое указывает на такое намерение.

О том, как следует на практике поступать в подобных ситуациях, каждому следует выяснить у своего раввина.

Пища, которая греется на крышке кастрюли, стоящей на огне

Кастрюлю с пищей, которая греется на крышке другой кастрюли, стоящей на огне, запрещено переставить на «блех» или на плату. Ведь, поскольку на крышке кастрюли не принято готовить пищу, это расценивается не как возвращение кастрюли на огонь, а как перемещение пищи с места, где не принято варить, на место, где обычно варят, что похоже на варку, и запрещено. Данный запрет относится и к случаю, когда кастрюля вначале стояла на огне, затем ее переставили на крышку кастрюли, стоящей на огне, а теперь хотят вернуть обратно на «блех» или плату.

Возвращение пищи в духовку

Некоторые законоучители считают, что в субботу запрещено возвращать пищу в духовку, даже если соблюсти все условия возвращения пищи на огонь, поскольку в Талмуде сказано, что возвращение кастрюли в печь всегда напоминает варку. Согласно другому мнению, возвращение пищи в духовку современной печи отличается от возвращения пищи в печь времен Талмуда, и разрешено при соблюдении вышеизложенных условий. 

Перекладывание пищи или переливание воды из одной кастрюли, стоящей на огне, в другую

При соблюдении условий возвращения кастрюли на огонь, разрешено в субботу переложить пищу или перелить воду из кастрюли, стоящей на огне, или из титана, подключенного к электричеству, в кастрюлю, которая находится на «блехе» или на электрической плате.

Если кастрюлю сняли с огня в субботу для того, чтобы часть ее содержимого подать к столу, оставшуюся в кастрюле пищу разрешено переложить в более мелкую пустую посуду и вернуть на закрытый огонь. Когда речь идет о воде или о жидкой пище, данное разрешение актуально лишь для тех, кто руководствуется постановлениями Рамо (т. е. ашкеназские общины), который считает, что, пока жидкость еще теплая, на нее не распространяется запрет варки после варки. Согласно автору «Шулхан Аруха» (т. е. для сефардских общин), жидкость, перелитая в холодную посуду, считается остывшей, и ее запрещено ставить на огонь из-за запрета варки.

Традиционное субботнее жаркое («чолнт») в процессе томления на огне иногда может подсохнуть. На основании вышесказанного разрешено долить в него кипяток, стоящий на огне, но при этом должны быть соблюдены некоторые условия:
  1. Вливать кипяток необходимо очень осторожно, чтобы предотвратить перемешивание блюда («мегис»), что запрещено, пока оно стоит на огне. Желательно снять кастрюлю с «чолнтом» с огня, выполняя все условия, необходимые для того, чтобы ее было разрешено вернуть обратно, долить воду, а затем поставить кастрюлю обратно на огонь. В случае, когда это тяжело сделать, можно сдвинуть кастрюлю на такое место на «блехе», под которым не горит пламя, долить кипяток, а затем вернуть кастрюлю на прежнее место.
  2. К жидкостям, которые не кипели, относится запрет варки. Даже после того, как жидкость закипела для того, чтобы при наливании воды в кастрюлю, которая стоит на огне, не был нарушен запрет варки, те, кто следует постановлениям Рамо, должны проследить, чтобы вода была еще теплая. Те, кто поступает согласно мнению автора «Шулхан Аруха», должны следить, чтобы были выполнены два условия: во-первых, вода должна быть не холоднее 71 градуса, во-вторых, переливать ее необходимо прямо из сосуда, в котором она варилась, а не наливать из сосуда в стакан, а из него в кастрюлю.
  3. Запрещено наливать в кастрюлю, стоящую на огне, воду, которая в субботу не находилась на огне, например, из термоса. Наливая воду, которая находилась на огне, необходимо выполнить условия возвращения пищи и воды на огонь: иметь намерение налить снимаемую с огня воду в кастрюлю, стоящую на огне, держать сосуд с водой в руках, возвращать ее только на закрытый огонь.
  4. Желательно не допускать, чтобы горячие пары из мясного блюда попали в сосуд с водой, если водой из этого сосуда иногда пользуются для приготовления молочной пищи или напитков. [Те, кто следует постановлениям Рамо, может налить воду из чайника в немолочный стакан, а из него перелить в жаркое. Для тех, кто поступает согласно мнению автора «Шулхан Аруха», данный способ неприемлем, т. к. перелитая в холодный стакан вода считается остывшей, и из-за запрета варки ее запрещено переливать в кастрюлю, стоящую на огне.] Однако если данное предостережение не было учтено, и пары из «чолнта» попали в сосуд с водой, постфактум сосуд мясным не считается.

Варка жареной пищи в субботу запрещена. Вместе с этим, даже если «чолнт» успел подсохнуть до такой степени, что та его часть, которая находится на дне кастрюли, немного поджарилась, разрешено долить в него кипяток, и это не считается варкой после жарения. Во-первых, потому, что изменение вкуса продукта не настолько значительно, чтобы это считалось жарением. Во-вторых, варка продукта в собственном соку не считается жарением.

Перемещение кастрюли, стоящей на «блехе»

Если к началу субботы кастрюля стояла на «блехе» в месте, под которым не горит пламя, согласно некоторым мнениям, запрещено ее передвинуть в место, под которым находится огонь. Почему это запрещено? Дело в том, что в месте, под которым не горит огонь, не принято варить, и перемещение кастрюли с такого места на место, под которым горит пламя, т. е. на место, где принято готовить, похоже на варку. Согласно другому мнению, поскольку пища может достаточно эффективно нагреться, находясь на том участке «блеха», под которым не горит огонь, это называется местом готовки, и разрешено передвинуть кастрюлю в место, под которым горит пламя.

Кастрюлю, которая стоит на «блехе», и под одной ее частью находится пламя, а под другой – не находится, разрешено передвинуть так, чтобы она полностью стояла над пламенем. Кастрюлю, которая стоит над пламенем, разрешено передвинуть на более холодное место (с намерением вернуть обратно), например, для того, чтобы набрать из нее пищу, не нарушая запрета перемешивания, а затем вернуть на прежнее место.

При пользовании электрической платой разрешено передвигать кастрюли с одного места на другое, т. к. вся площадь платы является единым источником тепла.

Возвращение кастрюли на открытый огонь до субботы

Ашкеназский законоучитель Рамо в примечаниях к «Шулхан Аруху» пишет, что желательно учитывать мнение тех, кто считает, что запрет возвращать пищу на открытый огонь вступает в силу еще до наступления субботы. Почему это запрещено, если суббота еще не началась? Это вызвано опасением, что, если разрешить возвращать на открытый огонь пищу или воду до субботы, их могут вернуть и в саму субботу. За какое время до начала субботы вступает в силу данный запрет?

Со времени, когда уже невозможно подогреть кастрюлю с блюдом или титан с данным количеством воды до захода солнца, будь они полностью холодными, даже если в действительности кастрюля достаточно горячая. Возвращать пищу или воду на закрытый огонь до наступления субботы разрешено без каких-либо ограничений.

Пользование пищей и водой, которые были поставлены на огонь без учета необходимых условий

Если кастрюля была поставлена в субботу на открытый огонь, то, как только это обнаружится, ее необходимо сразу же снять с огня. Если в результате нарушения, даже если оно было непреднамеренным (забыл, не знал закон, перепутал), вкусовые качества блюда улучшились, его запрещено употреблять в пищу до конца субботы.

Если вкусовые качества блюда не улучшились, а оно только нагрелось, согласно некоторым мнениям, его разрешено употребить в пищу после того, как оно остынет до температуры, при которой ее ставили на огонь. Другие законоучители и в этом случае его запрещают до конца субботы.

Блюдо, к которому не относится запрет варки, вкусовые качества которого в результате нарушения не улучшились, и оно не стало горячее, разрешено употреблять в субботу, даже если нарушение было преднамеренным, и даже если, не поставь его на огонь, оно бы остыло.

Если кастрюля, на содержимое которой не распространяется запрет варки, не стояла на огне в субботу, и ее поставили в субботу на субботнюю электрическую плату, постфактум содержимое этой кастрюли разрешено, даже если оно стало вкуснее или горячее. Но если такую кастрюлю поставили на «блех», ее содержимое запрещено до окончания субботы.

Продукт, который грелся в субботу на огне, а его сняли с огня, не намереваясь вернуть обратно на огонь, и его положили в холодильник, а затем вернули на огонь, постфактум разрешено употреблять в субботу.

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=46920