Пути мира и добра — Запрет обижать и причинять страдания

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Сильвер

865

1. Написано в Торе (Ваикра, 25:17): «Не обижайте друг друга и бойтесь Всевышнего». Речь идет о запрете причинять боль и душевные страдания своими словами или поступками. Поскольку в этой области невозможно определить четкую грань, когда и какие вещи могут обидеть другого человека, следует быть осторожными вдвойне. Кроме того, в отличие от нарушений, связанных с имущественным ущербом и т.п., тот, кто обидел ближнего, не может возместить потерянного – ведь невозможно вернуться в прошлое и стереть чувство боли.

Почему говорится: «…и бойтесь Всевышнего»? Речь идет о том, что находится у нас в сердце. Соответственно, следует бояться Того, Кому видны все наши мысли, Кто знает, были ли у нас хорошие намерения по отношению к другому человеку или наоборот.

2. В данный запрет включаются любые слова, жесты, намеки, мимика, письма и т.п., цель которых унизить, обидеть, причинить боль, напугать, разозлить, огорчить или вызвать неприятные чувства у другого человека.

Запрет «обижать» нарушается, даже если человек ничего не сделал и ничего не сказал, например, если он показал другому кулак или оружие с целью напугать или унизить. Однако речь идет не только о неспособности человека защититься и отразить нападки. Главный критерий: что в данный момент ощущает человек, которому угрожают.

3. Мудрецы говорили, что молитва того, кому причиняют боль и страдания, принимается на Небесах сразу. (То есть виновник может сразу пострадать, если до сих пор не раскаялся.)

4. Эта заповедь не ограничена временем или местом, полом или возрастными категориями. Запрещено причинять боль и обижать даже маленького ребенка. Детям уже в маленьком возрасте следует объяснять, почему некоторые вещи говорить не следует, и какие вещи могут быть восприняты негативно.

Однажды Хазон Иш увидел мальчика, который в Шабат взял в руки предмет, который запрещено передвигать в Шабат (причем не по всем мнениям). Отец мальчика, заметив это, начал очень сильно ругать его. Хазон Иш сказал по этому поводу: «Может быть, ребенок и нарушил запрет мудрецов, но его отец, вне всякого сомнения, нарушил запрет Торы».

5. В особенности мудрецы предостерегают от причинения боли жене. Жена более чувствительна к словам и поступкам мужа, а ее слезы и молитва сразу поднимаются до Небес, и наказание может последовать незамедлительно.

Раби Элиэзер бен Оркенус был женат на сестре рабана Гамлиэля. С того момента как мудрецы (и во главе их рабан Гамлиэль) после долгих алахических споров отлучили раби Элиезера от общины, она не давала мужу пасть ниц во время чтения скорбной молитвы «таханун». Однажды она вышла из дома, чтобы дать хлеб бедным, и когда вошла в дом, увидела, что раби Элиэзер склонился, произнося «таханун». 

— Встань, – сказала она, – ты убил моего брата. 

В этот момент объявили, что рабан Гамлиэль действительно умер. 

— Как ты узнала об этом? – поразился раби Элиэзер, который вовсе не желал смерти рабана Гамлиэля; он лишь передал Всевышнему в своей молитве, в каком тяжелом положении находится…

— Так учил меня мой отец: «Все врата могут закрыться перед человеком, кроме врат «обиды»». 

(То есть перед молитвой человека, которого обидели, не закрываются Небесные врата). 

6. Клиент, у которого на данный момент нет денег (или он просто не собирается ничего покупать), не должен расспрашивать о ценах. Даже если клиент не спрашивает о цене, но долго рассматривает какую-то вещь, продавец начинает думать, что тот заинтересовался товаром, и в случае отказа у него возникнут неприятные ощущения.

Если продавцу или ремесленнику объяснили, что разговоры о товаре не основываются на желании приобрести этот товар, запрет не нарушается. (Следовательно, если вы, зайдя в магазин, сообщили, что хотите проверить цены в нескольких магазинах, в этом нет нарушения.) Нет обязанности объясняться перед продавцом, если ваши вопросы и поведение сами указывают на истинную причину.

Есть мнение, что нельзя просто так расспрашивать об оплате за какие-либо услуги, если специалист предполагает, что вы действительно хотите сделать заказ или нанять его, а на самом деле вы не собираетесь этого делать.

7. Нельзя говорить еврею, вернувшемуся к соблюдению Торы, или человеку, который в прошлом нарушил какую-либо заповедь: «Вспомни, каким ты был раньше, и чем ты занимался». То же касается и гера (прозелита). Нельзя говорить геру: «Вспомни, кем был твой отец».

8. Если еврей, не соблюдавший ранее заповедей, или гер приходит учить Тору, нельзя говорить ему:  «Как ты сможешь учить Тору? Уста, которые вкушали некошерную пищу, будут учить Тору, которая дана из уст Всевышнего?»

9. В каждом регионе или даже городе люди имеют свои особенности. Это может касаться не только речи и диалекта, но и образа мышления. Но, несмотря на то, что многим известно об этих особенностях, и многие понимают, что это не является недостатком, часто разговоры об этом могут обидеть и унизить. Например, нельзя говорить: «Он сделал это, потому что он из такого-то города» или «Только жители такой-то деревни способны на такое». Это, конечно, касается и шуток, высмеивающих недостатки, присущие той или иной народности, проживающей в том же регионе.

10. Человеку, у которого есть какая-то болезнь или физический недостаток, запрещено напоминать об этом. То же касается и человека, с которым происходят какие-то неприятные события (например, болеют или умирают близкие). Нельзя в подобных случаях говорить: «Если бы ты был достоин… если не было бы на вас греха, этого бы не случилось». Такие разговоры допускаются, только если необходимо помочь человеку раскаяться, но и тогда нужно быть более чем осторожным, чтобы не обидеть и не причинить страдания этому человеку.

Один из учеников раби Йехезкеля Абрамского после свадьбы переехал в другой город, далеко от своего учителя. И в течение многих лет так и не смог увидеться с ним. Но пришло время, и он все-таки отправился в путь. При встрече учитель спросил, как его дела, как поживают жена и дети. Ученик опустил голову: у него до сих пор не было детей. Когда рав Йехезкель понял, какую ошибку он допустил, он побледнел и на секунду потерял дар речи. Придя в себя, рав сказал: «Я обещаю тебе, что с этого дня я буду молиться за тебя три раза в день, чтобы Всевышний послал тебе потомство. А ты, пожалуйста, прости меня за то, что я причинил тебе боль». 

11. Когда у продавца нет необходимого продукта, ему нельзя посылать покупателей в другой магазин, если ему известно, что там тоже сейчас не имеют в наличии подобного товара. (Иногда продавцу неудобно оставить посетителей без ответа или же он не справляется с большим количеством людей, поэтому такое решение ошибочно может показаться ему вполне приемлемым).


http://www.beerot.ru/?p=51257