Пути мира и добра — Обязанность просить прощения

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Сильвер

1379

Обязанность просить прощения

1. Человек, который обидел кого-либо или навредил ему, обязан попросить прощения. Если человек раскаялся в содеянном, но не попросил прощения (и его не простили), то даже Йом Кипур не может очистить его перед Небесным судом. В случае, если человек должен другому деньги или нанес материальный ущерб, то даже если он раскаялся в содеянном, прощение не наступит, пока он, во-первых, не вернет долг или не возместит ущерб, а во-вторых, пока не попросит и не получит прощения.

2. Даже если человек не хотел специально обидеть ближнего или навредить ему, следует попросить прощения и сделать все возможное, чтобы тот не продолжал хранить обиду в своем сердце.

3. Потерпевшему нельзя проявлять жестокость и отказываться простить, т.к. это не свойственно потомкам Авраама, Ицхака и Якова. Поэтому если обидчик попросил прощения раз или два, и видно, что он действительно раскаялся в содеянном, нужно простить его. Если человек сразу реагирует на просьбу о прощении и быстро забывает о своих обидах, это достойно похвалы и уважения.

4. Мудрецы объясняют, как можно проверить, что вы полностью простили своего обидчика: если вы способны молиться за него, чтобы тот преуспел в чем-то или выздоровел, значит, вы действительно простили его и освободили свое сердце от обид и негативных чувств.

5. Просить прощения лучше всего самому. Стыд, который человек чувствует в этот момент, очищает его. Но если ему слишком тяжело, или он знает, что для примирения ему стоит послать своего товарища, который сможет лучше уговорить потерпевшего простить обидчика, второй вариант предпочтительней.

6. Тора обязывает обидчика сделать три попытки просить прощения, если человек продолжает хранить обиду и не может простить. Желательно каждый раз использовать разные формы обращения и уговоров. Каждый раз пусть с ним приходят еще трое. Если и после этого человек не простил, нужно подойти к десяти евреям и сказать, что вы уже попросили прощения. Нужно, чтобы люди знали, что вы сделали все возможное. После этого вы уже не обязаны добиваться прощения.

7. Когда приходят просить прощения, необходимо рассказать, о каком проступке идет речь. Но если некоторые детали (например, что вы подумали о человеке или что хотели сделать) могут только вызвать обиду и повредить дальнейшему развитию отношений, о них лучше не рассказывать.

8. Если человек обидел кого-то, он не может просить прощения, обращаясь в общей форме к группе людей, в которой тот сейчас находится. Обращаться нужно непосредственно к обиженному.

9. Человек, которого оклеветали, не обязан прощать. Но и здесь «по мере хасидута» лучше простить и не накапливать злость и обиду.

10. Тот, кто обидел своего учителя (от которого получил все свои знания в Торе или даже только часть), должен просить у него прощения столько раз, сколько понадобится, пока учитель не простит его.

11. Нет обязанности прощать другого человека, пока тот не раскается в содеянном и не попросит прощения, тем более, если он продолжает поступать плохо. Если обидчик говорит: «Я причиню ему боль, а потом попрошу прощения», – закон рассматривает это как очень строгое нарушение. Тот, кто не прощает ему за содеянное, ничего не нарушает. Подобное мудрецы говорят и о человеке, провинившемся перед Всевышним. Если он говорил: «Согрешу, а потом раскаюсь», – ему не открываются врата Тшувы (т.е. очень затрудняется возможность раскаяться).

12. Иногда человек преследует определенную цель и специально делает вид, что не прощает обидчика. Если он делает это для того, чтобы избежать возможных неприятностей, которые могут возникнуть сразу после перемирия, или это является частью воспитательной работы, запрет не нарушается. Если обидчик (нарушитель) действительно сожалеет о случившемся и раскаивается, необходимо убрать из сердца всякую ненависть, даже если вы не сообщаете ему о прощении.

13. Разрешается напоминать человеку о причиненном ущербе и о своих денежных претензиях по этому поводу, когда тот приходит просить прощения.

14. Даже если человек не является прямым виновником того, что произошло, потерпевший вправе высказать свое недовольство и даже попросить компенсацию (это может быть небольшая сумма). Но здесь многое зависит от самого человека – иногда удается умилостивить пострадавшего и без этого.

Из книги рава И. Сильвера «Пути мира и добра».


http://www.beerot.ru/?p=38424