Законы почитания родителей

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3917
законы почитания родителей

Важность заповеди

Заповедь почитания родителей – «великая заповедь Торы» (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Мамрим», 6:1). Она входит в Десять Речений, произнесенных Всевышним во время Синайского откровения, что говорит об ее особой роли. Это повеление Творца высечено на Скрижалях Завета. О важности и значимости почитания родителей написано в Талмуде, мидрашах, «Зоаре», других источниках еврейской мудрости. Тора приравнивает обязанность почитания и трепета перед родителями к почитанию и трепету перед Всевышним (Кидушин, 30б). Наши учителя пишут, что отношение человека к Творцу во многом проявляется в его отношении к отцу и матери (рабейну Йона, «Игерет а-Тшува»).

Тот, кто почитает родителей, называется праведником, а кто не почитает – нечестивцем («Сефер Хасидим»).

Приведенная в статье информация основывается на своде еврейских законов «Шулхан Арух» («Йоре Деа», гл. 240-241) и его комментаторах. Дополнительные источники, приведенные в статье, будут указаны отдельно. Заметим, что в отношении заповеди почитания и боязни родителей в источниках часто упоминаются отец и сын, тогда как в действительности, кроме отдельных исключений, связанные с этими заповедями законы должен исполнять как сын, так и дочь по отношению к обоим родителям. Это следует учитывать, читая приведенные ниже высказывания наших учителей.

Выполняя заповедь почитания родителей, необходимо учитывать два общих для всех предписаний Торы правила. Одно из них – намерение исполнить заповедь Всевышнего (Брахот, 13а). Второе – заповедь, которую человек делает сам, выше и значимее, чем та, для исполнения которой он просит или нанимает кого-либо другого (Кидушин, 41а).

Источники в Писании и комментарии к ним

В Торе сказано: «Почитай отца своего и мать свою…» (Шмот, 20:12; Дварим 5:16), а также: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего…» (Ваикра, 19:3). Следует обратить внимание: говоря о почитании, Писание упоминает вначале отца, а затем мать, а когда речь идет о страхе, мать предшествует отцу. Последовательность слов в Торе, как и все остальные ее детали, не может быть случайна. Поясняют наши учителя (Кидушин, там же), что природа человека такова, что он больше склонен к почитанию матери, чем отца, а страшится больше отца. Тора предписывает и почитать, и бояться и отца, и матери в равной степени, поэтому, говоря о почитании, Тора сначала называет отца, а когда говорится о страхе – мать.

Помимо заповеди почитания родителей и страха перед ними в Торе есть три запрета, напрямую связанных с обязанностями детей по отношению к родителям. «И кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Шмот, 21:15). «И кто проклинает отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (там же, 17). «Проклят пренебрегающий отцом своим или матерью своею!» (Дварим, 27:16).

Что такое «почитание», и что такое «страх»

В «Шулхан Арухе» («Йоре Деа», гл. 240) сказано: «Каким образом исполняется заповедь бояться отца? Запрещено стоять на том месте, где обычно стоит отец в собрании старейшин, на том месте, где он обычно молится, сидеть на том месте, где он обычно сидит во время семейных трапез или важных совещаний. Запрещено с ним спорить. Иногда запрещено даже выражать согласие с тем, что было им сказано, если это происходит в форме оценки его слов.

Например, если отец с кем-либо дискутирует, запрещено сыну в присутствии отца сказать, что его отец прав. Запрещено называть отца по имени как при его жизни, так и после смерти. Обращаясь к нему, нужно говорить: “отец” или “папа”, а говоря о нем с другими людьми – “отец, наставник мой”. Каким образом исполняется заповедь почитать отца? Сын обязан (когда отец в этом нуждается) его кормить, поить, одевать, укрывать, помогать при передвижении». В рамках исполнения заповеди почитания родителей дети, которые с ними вместе не живут, должны их периодически проведывать, звонить им, писать письма и т. п. («Ихье Эзра», п. 18, прим. 86 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

Оба эти повеления Торы – почитание и страх – человек обязан исполнять и действием, и словами, и мыслями («Хаей Адам», 67:3).

Суть исполнения заповеди бояться родителей заключается в отказе от действий, слов и мыслей, которые умаляют величие и значимость родителей, обижают, огорчают, расстраивают их или, тем более, гневят или оскорбляют. В то время как заповедь почитания родителей заключается в совершении действий, произношения слов и вынашивание мыслей, выражающих уважение к родителям.

Сосед рава Яакова Исраэля Каневского (Стайплера), рав Моше Коэн, рассказал историю, произошедшую с главой нашего поколения.

Дочь Стайплера сообщила ему о том, что у Хаима болит спина. Стайплер поспешил к своему сыну, ныне великому мудрецу Торы, главе поколения, раву Хаиму Каневскому, и попросил его срочно лечь на кровать. Рав Хаим беспрекословно, как всегда, исполнил просьбу отца. Стайплер сделал сыну основательный массаж и наказал ему до утра оставаться в постели. Когда он вернулся домой, обнаружилось, что дочь, когда говорила о болях в спине, имела в виду не своего брата, рава Хаима Каневского, а своего зятя, мужа внучки Стайплера, рава Хаима Клюфта. Когда Стайплер понял свою ошибку, он вновь поторопился к раву Хаиму Каневскому, т. к. знал, что если срочно не сообщить сыну об ошибке, тот, исполняя волю отца, без сомнения пролежит в кровати до утра.

Почему нужно почитать родителей?

Все шестьсот тринадцать заповедей Торы человек обязан выполнять как в случае, когда он понимает их суть, так и в случае, когда их смысл и причины сокрыты от него. Заповедь почитания родителей – одна из самых понятных и доступных человеческому разуму заповедей (Маарам Хагиз, «Эле а-Мицвот», заповедь 33). Бессомненно, те, кто тебя родили, вырастили, воспитали, провели ради тебя массу бессонных ночей, заботились об излечении, кормили, одевали и т.д., – ты должен испытывать чувство безмерной благодарности, которая выражается проявлением почтения и уважения к этим людям, желанием отплатить добром за добро («Сефер Хинух», заповедь 33). Но не только чувство благодарности за полученное добро должно руководить человеком при исполнении этой заповеди.

Рав Меир Симха Коэн из Двинска («Мешех Хохма», Дварим, 5:16) пишет, что даже тот, кого родители не растили и не воспитывали, должен их почитать. Поколение пустыни питалось маном, пило воду из колодца Мирьям, который сопровождал их повсюду, а облака Почета Всевышнего стирали и гладили им одежду, которая росла вместе с ними. Нормам морали и нравственности обучал их Сам Всевышний через пророка Моше. Тем не менее, и этому поколению было заповедано почитать родителей.

В Талмуде сказано, что в создании человека принимают участие трое: Б-г, отец и мать.

Родители как бы выступают в качестве компаньонов Всевышнего в создании человека (Кидушин, 30б; Нида, 31а), а компаньонов Всевышнего необходимо почитать («Бен Иш Хай», «Шофтим», «Шана шния», вступление). В любом случае основным мотивом исполнения заповеди почитания родителей, как и всех остальных предписаний Торы и мудрецов, должно быть желание исполнить волю Творца, как сказано (Дварим, 5:16): «Почитай отца своего и мать свою, как тебе заповедовал это Г-сподь Б-г Твой…» («Арух а-Шулхан», 240:2).

Три аспекта заповеди почитания отца и матери

Как уже упоминалось, заповедь почитания отца и матери необходимо выполнять во всех аспектах: мыслями, словами и делами. Первый аспект – мысль. Эту великую заповедь выполняют мысленно, когда думают: какие особенные, замечательные, прекрасные у меня родители. Вспоминают их хорошие качества, поступки, достоинства. Великий мудрец Торы прошлого поколения, рав Хаим Шмулевич, пишет («Сихот Мусар», п. 37 и п. 82), что в родителях необходимо разглядеть те достоинства, которые отличают их от других людей. Это даст возможность детям их уважать по-настоящему.

Второй аспект – слово. Говорить с родителями и о них дети обязаны с большим почтением и высокой оценкой, с любовью и мягкостью.

В различных источниках приводится, что с отцом и матерью следует говорить, как с царем и царицей, всячески выказывая им почтение. Дети должны стараться всегда первыми здороваться с папой и мамой, сообщать им новости, говорить об отъезде и возвращении, живо интересоваться их делами и здоровьем.

Если человек просит о чем-либо людей, которые уважают его родителей, ему следует сказать: «Окажите мне эту услугу ради моего отца или матери», даже если они исполнили бы его просьбу, не будучи знакомы с его отцом и матерью (Кидушин, 31б). Этим человек возвышает своих родителей и оказывает им уважение. Если человек слышит, что о его родителях отзываются в неуважительной форме, он обязан это сразу же пресечь. Если вмешательство не поможет, а только вызовет еще более бурный гнев и приведет к еще большему унижению, иногда целесообразнее промолчать («Сефер а-Ира», п. 197; «Сефер Хасидим», п. 72).

Третий аспект выполнения заповеди – действие. Своим достойным поведением человек автоматически исполняет заповедь почитания родителей, ибо доброе имя отца и матери будет превознесено и отмечено: «Такого прекрасного человека могли воспитать только очень хорошие родители». Всякая заповедь и доброе дело, которое совершает человек, косвенно является исполнением заповеди почитания родителей – ведь все, что он делает, в определенном смысле является следствием их воспитания. Всевышний «вспоминает их» к добру и воздает им в этом и в будущем мире («Кицур Шулхан Арух», 143:21).

В присутствии родителей дети должны стараться вести себя наиболее достойным образом, так, как ведут себя в присутствии особо важных персон («Пеле Йоэц», «Бизаен»).

Иногда почитание родителей может быт исполнено наилучшим образом именно бездействием. В Талмуде (Кидушин, 32а) и в «Шулхан Арухе» (там же, п. 8) приводится следующий пример: отец выбрасывает в море принадлежащий сыну кошель с золотыми монетами. Сын при этом должен мужественно промолчать и стерпеть такое поведение отца как должное. Ашкеназский законоучитель Рамо установил закон в соответствии с мнением тех, кто считает, что пока отец еще не выбросил кошель, сын имеет право ему в этом воспрепятствовать, т. к. нет обязанности нести материальный ущерб ради почитания родителей. Автор «Шулхан Аруха», рав Йосеф Каро, установил закон в соответствии с мнением Рамбама: если это каким-то образом может обидеть отца, сыну запрещено препятствовать ему выбросить принадлежащий ему кошель. Другими словами, сын или дочь обязаны потерять все свое имущество, но не обидеть родителей.

Радушие и благожелательность

Помощь родителям дети должны оказывать со всем радушием и благожелательностью, чтобы родителям было приятно ее принимать. В Талмуде (Кидушин, 31а-б) сказано, что сын может кормить отца откормленными куропатками и наследовать за это ад, а может давать отцу тяжелую работу и удостаивается рая. Все зависит от такого, как это преподнести. Поясняют комментаторы (Раши, Тосафот и др.) на основании Иерусалимского Талмуда (Кидушин, 1:7), что речь идет о ситуации, когда сын угощает отца жирными куропатками и на вопрос отца: «Откуда у тебя это, сынок?» он сквозь зубы цедит: «Какая тебе разница, старик, ты лучше молча перемалывай (жуй) и глотай!», показывая всем видом, что содержание отца чрезвычайно затруднительно для него. Другой сын, чтобы отца не взяли на царскую повинность, устраивает его работать к себе на мельницу, а сам едет вместо него на царские работы, при этом объясняя ему ласково и участливо, что хотя работа на мельнице и нелегка, все равно она намного лучше, чем царская повинность: по крайней мере у нее есть конец и удары плетью не получишь за нерасторопность. Такой сын удостаивается надела в Грядущем мире.

 Награда за почитание родителей

В Торе сказано: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле» (Шмот, 20:12). Некоторые мудрецы считают, что значимость заповедей настолько велика, что за них невозможно отплатить человеку в этом мире. Согласно этому мнению, долголетие, обещанное за исполнение заповеди почитания родителей — это долголетие в Грядущем Мире.

Согласно другому мнению, тот, кто почитает родителей, получает благословение Свыше на долгую и счастливую жизнь и в этом мире тоже. Некоторые комментаторы объясняют, что любящие родители, видя, как дети их почитают, молятся за их благополучие, и Всевышний продлевает жизнь детям и одаривает их Своим благословением. Рав Ицхак Абарбанель (Шмот, 20:12) пишет, что тот, кто почитает родителей, обязательно будет почитаем своими детьми.

Рабейну Бехае (там же) от имени рава Саадии Гаона комментирует это так: чтобы у человека была возможность помогать родителям, Всевышний дарует ему долголетие и силы, и человек должен знать: чем дольше будут живы его родители и чем больше он сможет им помогать, тем более продолжительными будут его дни.

Главный раввин Иерусалима начала прошлого века, рав Йосеф Хаим Зонненфельд, говорил, что Всевышний как бы возмещает человеку все то время, которое человек посвятил почитанию родителей.

 Замужняя женщина и заповедь почитания родителей

Выше отмечалось, что заповедь почитания родителей в равной степени возложена как на сыновей, так и на дочерей. Эта заповедь не зависит ни от времени, ни от места. Однако на обязанности замужней женщины по отношению к родителям Тора накладывает ограничение — ее обязанности по отношению к мужу первостепенны и отодвигают обязанность почитать родителей. Другими словами, замужняя женщина должна исполнять все, что касается заповеди почитания родителей, если это не идет в разрез с ее обязанностями по отношению к мужу. С согласия мужа она в полной мере обязана во всем, что касается почитания родителей. В остальных заповедях по отношению к родителям — запрет их проклинать, бить, расстраивать, огорчать, позорить, спорить с ними, перебивать, называть по имени, сидеть на их месте и обижать — замужняя женщина обязана в полной мере («Харедим», «Мицвот Асэ», 1:26). Просьбы родителей, которые могут негативно повлиять на ее отношения с мужем, она исполнять не должна (Маариц Геют, «Тшувот а-Геоним», п. 120; Маараль, «Гур Арье», Ваикра 19:3).

Девушки до замужества, разведенные женщины и вдовы обязаны почитать родителей без каких-либо ограничений, даже если их собственные дети требуют от них много внимания.

Обязанность вставать перед родителями

Сын и дочь обязаны вставать перед родителями, даже когда родители этого не видят. Вставать следует в полный рост («Арух а-Шулхан», 240:24). Обязанность встать перед отцом и матерью вступает в силу с момента, как только сын или дочь их увидели, даже если они находятся еще довольно далеко («Хаей Адам», 67:7). Стоять должны, пока отец или мать не уйдут или не сядут.

По мнению автора «Шулхан Арух», и так установлен закон для представителей сефардских общин, дети обязаны вставать перед родителями при каждой встрече («Биркей Йосеф», 242:21). Согласно мнению Рамо, ашкеназского законоучителя, дети должны вставать перед родителями, дважды в день – один раз утром и один раз вечером. Если присутствуют посторонние люди, которые не видели, что сын или дочь сегодня уже вставали перед родителями, они должны встать еще раз («Мора Орим ве-Кводам», стр. 60).

Всякий раз, когда дети-ашкеназы встают перед родителями помимо обязательных двух раз, они выполняют заповедь почитания родителей, и награда за это велика. Даже если сын в данный момент занят изучением Торы, он обязан встать перед родителями.

В общественном транспорте (поезде, самолете, автобусе и т. п.) также действует обязанность вставать перед родителями («Кицур Алахот Кима ве-Идур Бифней Авив, Хахам ве-Закен», п. 26).

Как следует поступить сыну или дочери, которые до того, как отец или мать вошли в комнату, собирались встать для своих нужд, например, чтобы что-либо взять или пойти в другое место? В таком случае им следует встать перед родителями, затем на некоторое время присесть, чтобы было ясно, что они встали из уважения к родителям, и только после этого вставать для своих нужд («Сефер Хасидим», п. 91).

Родители могут позволить детям не вставать перед ними. В таком случае, если сын или дочь не встанут перед ними, они не совершат нарушения, но, если встанут – исполнят заповедь. [Примечание редактора. Общепринято не требовать от детей вставания. Возможно, родителям стоит сказать, что они освобождают детей от этой обязанности, но если те все же будут вставать — исполнят большую заповедь.]

Если отец является учеником своего сына-мудреца Торы, сын встает перед отцом, поскольку тот – отец, а отец встает перед сыном, выполняя обязанность вставать перед учителем Торы. Все же сыну необходимо всячески стараться, чтобы не утруждать отца, чтобы тому не приходилось вставать перед ним.

Истории нашего народа известны случаи, когда отец, являясь великим знатоком Торы, вставал перед своим сыном в знак почтения к его знаниям, хотя они и не превосходили знаний отца. Так рассказывают о великом мудреце Торы раве Хаиме Соловейчике: он настолько высоко ценил знания в Торе своего сына рава Ицхака Зэева, что всякий раз вставал, когда тот входил. Причем рав Хаим обычно занимался Торой дома, так что войти в дом, не попавшись ему на глаза, было практически невозможно. Рав Ицхак Зеэв многократно просил отца не вставать перед ним, но тот был непреклонен. Тогда рав Ицхак Зэев изобрел способ попадать в дом, не утруждая отца: запрыгивать через окно!

Обязанность исполнять родительские просьбы

Заповедь почитания родителей включает в себя обязанность исполнять их просьбы, как в их присутствии, так и в случае, когда они этого об этом не знают, и даже после их смерти. Существует ли обязанность исполнять те пожелания родителей, в исполнении которых нет прямой необходимости для них самих? Скажем, если родители просят сына или дочь одеться определенным образом, употреблять определенный вид пищи, поселиться жить в определенном районе и т. п. В этом вопросе мнения законоучителей расходятся: согласно некоторым мнениям (Маарам ми-Люблин, п. 136), такой обязанности нет, другие авторитеты Торы («Харедим», «Мицвот Асэ», 5:1-2; раби Акива Эйгер, ч. 1, п. 68) считали, что и в этом случае дети обязаны исполнить желание родителей. Поскольку речь идет о важной заповеди из Торы, желательно учесть более строгое мнение и, если это не влечет особых неудобств, страданий и материальных расходов, выполнять все желания родителей, даже когда они об этом не догадываются («Квод Орим», стр. 20 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

Выше упоминалось, что практически все законы почитания родителей человек в равной мере обязан исполнять, как по отношению к отцу, так и по отношению к матери. Однако, поскольку жена обязана почитать мужа, то если мать и отец одновременно попросили сына или дочь сделать им что-либо, дети должны выполнить сначала просьбу отца, а потом – просьбу матери. Если обе просьбы можно выполнить одновременно или если родители в разводе, нет преимущества ни у одного из родителей перед другим. Аналогичный закон и в случае, когда речь идет об исполнении желания родителей после их смерти («Бе-Цель Хохма», ч. 5, п. 15). Когда родители в разводе, могут возникать ситуации, когда выполнение заповеди почитания одного родителя идет вразрез выполнению заповеди почитания другого родителя. В каждом конкретном случае необходимо посоветоваться с опытным раввином, как следует поступить.

Если один из родителей жив, а другой умер, и просьба живого родителя противоречит тому, что завещал покойный родитель, то, согласно мнению ряда законоучителей, следует поступить в соответствии с просьбой того родителя, который жив. Другие авторитеты Торы спорят с этим. Поэтому необходимо выяснить каждому у своего раввина, как поступать в такой ситуации.

Если дети выполняют просьбу одного из родителей, и второй родитель их спрашивает: «Кто тебя просил это делать?», а сын или дочь опасаются, что, сказав правду, вызовут гнев или ссору между родителями, детям разрешено уйти от ответа или даже сказать неправду. Хотя лгать запрещено, тем не менее, когда другой возможности сохранить мир в семье нет, разрешено солгать («Сефер Хасидим», п. 336). Приведем пример: предположим, отец коллекционирует какие-либо предметы, а матери этот «хлам» порядком надоел и она попросила сына вынести коллекцию в мусор. Когда отец видит «чисто убранную» комнату и спрашивает сына, кто был инициатором наведения «порядка», сыну не следует сообщать истину, даже если гнев отца обрушится на него.

 Просьбы, противоречащие Торе

В случае, если исполнение просьбы родителей предполагает нарушение закона Торы, постановления мудрецов или даже обычая, принятого в еврейском народе, запрещено ее исполнять. Сказано в Торе: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего, и субботы Мои соблюдайте, Я – Г-сподь, Б-г ваш». «Соседство» этих двух заповедей – почитания родителей и соблюдение субботы – не случайно. Мудрецы объясняют, что этим Тора хотела обучить нас: если отец или мать требуют нарушить субботу (или любой другой запрет), их запрещено слушаться. Почему? Ответ дается в конце стиха: «Я – Г-сподь, Б-г ваш» – и ты, и твои родители обязаны исполнять Мои законы. Следует подчеркнуть, что в любой ситуации, когда дети считают, что они по закону не обязаны принять мнение родителей или исполнить их просьбу, следует посоветоваться со знающим и опытным раввином.

Если родители возражают против того, чтобы их сын или дочь простили кого-то, примирились с кем-либо и т. д., нет обязанности их слушаться, т.к. такое поведение противоречит запрету Торы «не возненавидь ближнего своего в сердце своем» (Ваикра, 19:17) и предписанию «возлюби ближнего, как самого себя» (там же, 18). Отца, который без какого-либо алахического обоснования, а только под влиянием ненависти запрещает сыну читать «Кадиш» по усопшей матери, или мать, которая запрещает сыну читать «Кадиш» по отцу, – нет обязанности слушаться. Если родители просят совершить действие, которое может быть опасно для здоровья или жизни, или действие, которое выглядит нелепо или непристойно, нет обязанности исполнять их просьбу. Нет обязанности слушаться родителей, которые запрещают сыну или дочери переехать жить в Святую Землю.

Дети не должны исполнять желания родителей, если они просят то, что по мнению врачей может повредить родителям («Сефер Хасидим», п. 234).

Если родители считают, что их сыну следует получить светское образование или идти работать, а сын искренне хочет изучать Тору, он не обязан принимать точку зрения родителей. В каждом конкретном случае, когда родители противятся тому, чтобы сын изучал Тору, следует проконсультироваться у опытного и знающего раввина. [Примечание редактора. Безусловно, нет никакой обязанности слушаться родителей в этом. Наоборот, сын, изучающий Тору — настоящий почет для родителей. Однако всегда следует учиться решать проблемы мирно, не уступая в изучении Торы, но проявляя уважение к родителям.]

При решении любого вопроса, а тем более столь важного, как женитьба, следует серьезно отнестись к совету любящих родителей, которые искренне желают помочь и за плечами которых богатый жизненный опыт. Все же когда речь идет о выборе спутника жизни, и мнение родителей не соответствует мнению их ребенка, дети не обязаны слушаться родителей. Разрешено уехать от родителей в другой город или даже страну с целью создания семьи.

По мнению специалистов, огромный процент семейных разногласий возникает из-за вмешательства родителей. Нередко прекрасные семьи ломаются только из-за того, что муж или жена, неправильно понимая заповедь почитания родителей, позволили им вторгаться в свою семейную жизнь.

Еще одно распространенное явление, связанное с отношениями между родителями и детьми: это давление родителей на детей, подчинение их своей воле, диктат и т. п. В данных и подобных им ситуациях необходима незамедлительная консультация с опытным раввином, т. к. часто запрещено это допускать, и ничего общего с заповедью о почитании родителей это не имеет.

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=56727