Хаей Адам — 24 — Будни — Законы благословения на цицит

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1887

Глава 12. Законы благословения на цицит

1. Прежде чем благословить, следует убедиться, что все нити на цицит целы. И хотя, согласно общему алахическому правилу, в большинстве случаев мы полагаемся на то, что вещи, которые были пригодны для выполнения заповеди, сохраняют свою пригодность, тем не менее, поскольку нити периодически рвутся, нельзя быть уверенным, что они всегда сохраняют свою пригодность, – и поэтому нужно проверять их изо дня в день [и кроме того, не полагаются на «уверенность» (хазака) в тех случаях, когда возможно проверить («Мишна Брура», 8:22)]. И тогда, даже если одежду сцицит сняли и не следили за ней, то при повторном надевании (в тот же день) нет необходимости проверять.

Но если из-за проверки человек опоздает на общественную молитву, или если его вызывают к свитку Торы, то можно не проверять [но только в том случае, если он знает, что вчера нити были целыми (там же)]. Но и в таком случае верным было бы осмотреть цицит хотя бы немножко – сколько позволяет время [а если он берет талит взаймы, чтобы подняться к свитку Торы, то, поскольку в таком случае принято не благословлять, нет необходимости и проверять (там же)].

2. Облачаясь в одежду с цицит, следует иметь в виду, что Святой, благословен Он, повелел нам закутываться в одежду с цицит, чтобы помнить все Его заповеди и выполнять их.

3. Следует благословить стоя, в момент, когда талитом покрывают голову [следует покрывать голову так, чтобы талит доходил до уровня рта («Мишна Брура», 8:4)], закутываясь в него. [Примечание р. А Данцига. Такой вывод следует из слов большинства законоучителей: благословляют после покрывания (головы). И только Рокеах пишет: «Когда берут талит, чтобы закутаться в него, произносят: «Благословен Ты, Г-сподь…». И смотри, что сказано в комментарии Тосафот на 39-ый лист трактата Сукка. Поэтому мне видится, что следует поступать так, как я написал.] Но у большинства людей принято благословлять до закутывания (см. «Элия Раба»). [Согласно алахическому решению, приведенному в кодексе «Мишна Брура» следует благословлять, развернув талит в руках для закутывания (8:2, «Шаар а-Циюн», 5).] А если благословил сидя, благословение засчитывается («Маген Авраам» гл. 489).

А закутываются в талит так, как люди закутываются в плащи, занимаясь своим ремеслом, – иногда голова покрыта, а иногда открыта. Но правильным было бы покрывать голову. И уж во всяком случае, следует оставаться так, с закутанной талитомголовой, хотя бы на время достаточное для того, чтобы пройти минимальное расстояние в четыре «локтя». [Из слов Гемары следует, что тот, кто еще не был женат, не покрывает талитом голову – и даже если он знаток Торы (талмид хахам) («Мишна Брура», 8:4).]

4. Принято благословлять на «малый талит» – עַל מִצְוַת צִיצִית («…(давший нам) заповедь о цицит), а на «большой талит» –לְהִתְעַטֵּף (בַּצִיצִית) («…закутываться вцицит»). А если благословил наоборот, то благословение засчитывается.

И даже изначально (ле-хатхила) можно благословить на «малый талит» – לְהִתְעַטֵּף(«закутываться»), хотя в него и не закутываются. Но в таком случае хорошо покрыть им голову и оставаться с закутанной  головой, хотя бы на время, необходимое для того, чтобы пройти расстояние в четыре «локтя», – а затем стянуть его с головы и надеть. [В кодексе «Мишна Брура» указано, что в наше время у женатых мужчин вообще не принято благословлять на «малый талит» – но когда благословляют на «большой талит», то имеют в виду и «малый». И поэтому нет никакой нужды «закутываться» в «малый талит» (8:7).]

А если человек надел «малый талит», когда его руки еще не были чисты или до рассвета, то после омовения рук (или после рассвета) следует ощупать кисти-цицит и благословить. Либо он может, надевая позднее «большой талит» и благословляя на него, подразумевать, что это благословение относится и к «малому талиту», – и тогда нет необходимости ощупывать кисти [и поступить так предпочтительнее, чем благословлять на оба талита («Мишна Брура», 8:24)].

5. Одевающий несколько одежд с кистями-цицит подряд, пусть при благословении подразумевает, что оно относится ко всем этим одеждам. И в таком случае ему запрещено прерываться между надеванием всех этих одежд, ведь иначе ему придется благословлять еще раз, и это будет благословение, без которого можно было бы обойтись (браха ше-эйна цриха).

И мне видится, что когда человек надевает такой «малый талит», на котором, согласно всем мнениям, обязаны сделать кисти-цицит, и намеревается сразу же надеть «большой талит», то ему запрещено отдельно благословлять на тот и на другой, ведь он может произнести одно благословение  на обе одежды. Но пусть благословит на «малый талит» – לְהִתְעַטֵּף («закутываться»), имея в виду, что это благословение относится и к «большому талиту» [но в наше время принято поступать наоборот: благословлять на «большой талит», имея в виду, что благословение относится и к «малому» («Мишна Брура», 8:24 и 8:30)]. А если он ненадолго прервался на разговор или вышел в другое место, или наложил тем временем тфилин, то некоторые законоучители утверждают, что задним числом (бе-диавад) это не считается «перерывом», – и, поскольку существует сомнение, ему не нужно благословлять (на «большой талит»). Но если он сделал длительный перерыв или если Дом Молитвы (в котором он надевает «большой талит») расположен далеко от его дома (где он надел «малый талит») и уж тем более, если, благословляя (на «малый талит»), он не подразумевал (также и «большой талит»), – он должен благословить на «большой талит» отдельно. [Примечание р. А. Данцига. А относительно того, что, по мнению Таза, этот закон еще требует углубленного изучения, смотри, как разъяснено в комментарии «Маген Авраам» (подпункт 15), и никаких трудностей после этого не останется.] А если (надев «малый талит») человек перешел из одной комнаты в другую (чтобы там надеть «большой талит») то изначально (ле-хатхила) достаточно того, что (при благословении на «малый талит») у него было намерение (надеть «большой», – и второго благословения не требуется).

6. Человек снял свой талит, имея в виду вскоре снова надеть его, – даже если он перешел на другое место или посетил уборную, все же, поскольку, согласно букве закона, разрешено заходить в уборную в талите, это не считается перерывом (и не надо снова благословлять), так как он надевает тот же самый талит. Но если он не собирался вскоре надевать талит снова, тогда, даже если он не переходил на другое место, при повторном надевании нужно благословить, так как он мысленно отвлекся (от выполнения заповеди о цицит). А когда он просто снял (не имея ни того, ни другого намерения) то, если на нем остался «малый талит», тогда он все-таки не прервал выполнения заповеди о цицит и поэтому не должен повторно благословлять. Но если на нем не осталось и «малого талита», тогда он уже прервал выполнение этой заповеди и должен благословить (Маген Авраам 16, Элия раба). А согласно мнению рабейну Маноаха, которое я привожу в Нишмат адам, каждый, кто снял талит по любой причине, не связанной с самим талитом, при повторном надевании должен благословить. И так поступал Гаон рав Элияу из Вильно (и смотри в комментарии «Маген Авраам», подпункт 15, а также мои разъяснения в «Нишмат Адам» гл. 1).

7. Когда помимо его воли талит свалился с него, то тем самым завершилось выполнение заповеди. И поэтому, когда талит свалился полностью, то, даже если он остался в руках, при повторном надевании следует благословить. Но когда свалилась лишь большая часть талита, то, как указано в кодексе «Шулхан Арух», благословлять не нужно. Однако, по мнению большинства законоучителей последних поколений, следует благословить. И если талит упал с него во время молитвы «Шмонэ Эсре» [когда не разрешено прерываться для благословения, и он сразу же, не благословляя, снова надел талит], то после завершения молитвы «Шмонэ Эсре» ему следует ощупать кисти-цицит и благословить.

8. Если человек спал ночью в «малом талите», то, согласно мнению ряда законоучителей, на рассвете он должен благословить, так как ночью заповедь о цицитне выполняется. Но другие считают, что он не должен благословлять, поскольку, по некоторым мнениям, на этой одежде обязаны делать цицит даже ночью, а ведь при сомнении по поводу благословения облегчают. И, во всяком случае, благословляя на «большой талит», хорошо иметь в виду также «малый».  [Примечание р. А. Данцига. Однако «ощупывание» цицит, согласно этой точке зрения, не помогает (ведь если заповедь о цицит выполняется даже ночью, то утром благословение вообще не нужно). И только в соответствии с точкой зрения составителя кодекса «Шулхан Арух» и других законоучителей, считающих, что в таком случае нужно благословить, –  поскольку отсутствует действие, к которому бы относилось это благословение, рекомендуется «ощупать» цицит. Но в соответствии с точкой зрения законоучителей, считающих, что не нужно благословлять, «ощупывание» не помогает и не мешает. А если человек надевает талит еще до рассвета, то, как указывается выше в пункте 4, (после рассвета) он, согласно всем мнениям, обязан благословить, ведь вечером он уже снял талит (и тем самым выполнение заповеди прервалось) – поэтому он должен, как указано выше, ощупать кисти.]

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


http://www.beerot.ru/?p=27102