Хаей Адам — 15 — Будни — Законы утренних благословений — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

2087

Глава 8. Законы остальных «Утренних благословений» (продолжение)

4. Сначала благословляют מַתִּיר אֲסוּרִים («Освобождающий узников») – ведь всю ночь человек был как бы связан, а затем זוֹקֵף כְּפוּפִים («Распрямляющий согбенных»), поскольку (поднимаясь с постели) человек распрямляется. А если он сначала произнес זוֹקֵף כְּפוּפִים, то тогда не нужно произносить благословение מַתִּיר אֲסוּרִים, потому что оно уже как бы включено в (благословение זוֹקֵף כְּפוּפִים). [В такой ситуации предпочтительнее услышать благословение מַתִּיר אֲסוּרִים от кого-либо другого и ответить Амен с намерением, чтобы оно было «засчитано» и ему, а произносящий должен иметь в виду, что благословляет не только для себя, но и для другого («Мишна Брура», 46:20).]

5. Если в момент, когда он произносил בָּרוּךְ אַתָּה ה’ («Благословен Ты, Г-сподь»), он намеревался благословить זוֹקֵף כְּפוּפִים («Распрямляющий согбенных»), то следует завершить זוֹקֵף כְּפוּפִים, несмотря на то, что тогда он уже не сможет благословить מַתִּיר אֲסוּרִים («Освобождающий узников»). И таков же закон в отношении благословений שֶׁלֹּא עָשַׂנִי עָבֶד («За то, что не сотворил меня рабом»), שֶׁלֹּא עָשַׂנִי אִשָּׁה («За то, что не сотворил меня женщиной») и т.д., и тем более в отношении остальных благословений (порядок которых не настолько принципиален), – следует, не заботясь о последовательности, завершить благословение так, как намеревался в момент произнесения Имени Б-га. [Ведь, согласно точке зрения Раши, следуют за намерением. И хотя алаха определена не так, и неверное намерение не лишает благословение силы, тем не менее, изначально запрещено поступать таким образом (т.е. завершать благословение не так, как намеревался в момент произнесения Имени Б-га).]

6. Благословение הַמַּעֲבִיר שֵׁנָה («Снимающий пелену сна») начинается с בָּרוּךְ(«Благословен»), а завершается словами «בָּרוּךְ …הַגּוֹמֵל חֲסָדִים…» («Благословен …одаряющий благодатной любовью…»). И ошибаются те, кто отвечает Амен после слов «וּתְנוּמָה מֵעַפְעַפָּי» («и дремоту с моих век»), так как все это (от первого слова בָּרוּךְ до הַגּוֹמֵל חֲסָדִים) – единое благословение. И поэтому (после слов «וּתְנוּמָה מֵעַפְעַפָּי») следует произнести ויְהִי רָצוֹן («И да будет угодно») – с соединительным союзом «ו» (и).

А тот, кто ночью бодрствовал, это благословение не произносит [но следует постараться услышать это благословение от другого и ответить Амен с намерением выполнить заповедь о благословении (а произносящий должен иметь в виду, что благословляет и для другого) («Мишна Брура», 46:24)]. Но если он все-таки крепко уснул (на кровати и проспал не менее получаса), – ему следует благословить, так как крепкий ночной сон на своей кровати, согласно всем мнением, является перерывом (после которого нужно произнести это благословение). Однако если он встал в середине ночи, намереваясь больше не спать, и уже произнес это благословение, а затем сон его одолел, то (после окончательного пробуждения) он не должен благословлять снова («При Хадаш», 46-47).

7. Когда в отрывке לְפִיכָךְ («Поэтому мы обязаны…») произносят стих שְׁמַע יִשְׂרָאֵל(«Слушай, Израиль»), следует иметь в виду, что при этом не выполняют заповедь чтения «Шма» (крият Шма), а лишь произносят стих из Торы. И хотя в крайнем случае разрешено сначала прочесть «Шма», а затем уже произнести (благословения на чтение «Шма») יוֹצֵר אוֹר («Создающий свет») и אַהֲבָה רַבָּה («Великой любовью»), тем не менее, изначально (лехатхила) так не поступают, – а только в том случае, когда опасаются, что пройдет время чтения «Шма». И в таком случае, как мне видится, следует прочесть все три отрывка, произносимые, чтобы выполнить эту заповедь. [И хотя раби Йеуда Хасид произносил только (самый первый стих) Шма и благословение בָּרוּךְ שֵׁם כְּבוֹד מַלְכוּתוֹ לְעוֹלָם וָעֶד («Благословенно славное имя царства Его во веки веков») – можно предположить, что, по его мнению, только чтение первого стиха является заповедью из Торы. Но, в соответствии с алахой, заповедью из Торы является чтение двух (первых) отрывков из «Шма», а кроме того, мы обязаны при чтении «Шма» упомянуть о выходе из Египта (а упоминание об этом содержится в третьем отрывке) – следовательно, нужно прочитать все (три отрывка).]

8. Все «Утренние благословения» (бирхот а-шахар) до בָּרוּךְ שֶׁאָמַר («Благословен сказавший») – если не произнес их до молитвы, можно произнести и после молитвы, кроме благословений עַל נְטִילַת יָדָים («Об омовении рук») и אֱלֹקַי נְשָׁמָה («Мой Б-г! Душа, которую Ты дал мне)» (7). И я уже писал, что, с моей точки зрения, благословение עַל נְטִילַת יָדָים следует в таком случае произнести перед молитвой Минха (см. гл. 7, п. 5).

9. Тот, кто бодрствовал всю ночь, должен произнести все «Утренние благословения», кроме עַל נְטִילַת יָדָים («Об омовении рук») [но изначально следует справить нужду, ведь после этого, поскольку он касался своего тела, ему, согласно всем мнениям, нужно омыть руки перед молитвой и благословить עַל נְטִילַת יָדָים («Мишна Брура», 4:30)], אֱלֹקַי נְשָׁמָה («Мой Б-г! Душа») и הַמַּעֲבִיר שֵׁנָה («Снимающий пелену сна») [предпочтительнее было бы услышать два последних благословения от другого и ответить Амен, с целью, чтобы эти благословения были «засчитаны» и ему («Мишна Брура», 46:24)]. А если проспал ночью хотя бы отрезок времени в «шестьдесят дыханий» (см. гл. 7, п. 8), то должен произнести все «утренние благословения» (8). А относительно благословения на Тору смотри в следующей главе.

10. Все благословения (и другие тексты, входящие в состав молитвы) до отрывка (об ежедневных жертвоприношениях) וַיְדַבֵּר («И обратился Г-сподь к Моше») можно произнести до наступления дня, однако отрывок о жертвоприношениях (парашат корбанот) следует произносить только днем [но если после рассвета у него не будет на это времени, то можно прочесть отрывок о жертвоприношениях еще ночью («Мишна Брура», 1:17)]. (9)

Отрывки о жертве всесожжения (ола), грехоочистительной жертве (хатат) и о других жертвах не следует произносить до отрывка о постоянных жертвоприношениях (тамид). А (если он не успел, – пусть скажет их) после молитвы, поскольку все остальные жертвы запрещено приносить до того, как принесут тамид.

И поэтому в Шаббат и йом-тов не произносят отрывки об остальных жертвоприношениях, ведь в Шаббат и йом-тов не приносят жертв от отдельного человека (ведь, поскольку эти отрывки читают как бы «вместо» жертвоприношений, их не произносят в тот день, когда данные жертвы не приносились). И так же в канун Йом Кипура, так как в период Храма в этот день не приносили каких-либо жертв (кроме жертв всесожжения), ведь для съедения мяса жертв оставалось чересчур мало времени.

11. Хотя части Письменной Торы запрещено произносить наизусть, тем не менее, отрывки, которые все знают наизусть, – например, отрывок о постоянном жертвоприношении, благословение коэнов, чтение «Шма», а также «Шират а-Ям»(«Песня у моря») – разрешено произносить по памяти. Но отрывки, которые не все знают наизусть, – например, псалмы, – верно было бы не произносить наизусть, и даже если данный человек читает их постоянно (и благодаря этому помнит). [Но если человек в совершенстве знает наизусть отрывки из псалмов, включенные в состав «Псукей де-Зимра» и в «Алель», то ему можно облегчить и произносить наизусть и эти отрывки. А есть законоучители, разрешающие произносить наизусть всю «Книгу псалмов», поскольку это не только чтение Письменной Торы, но и молитва («Мишна Брура», 49:5-6, «Беур Алаха» Кегон).] А читать наизусть, чтобы «вывести» в заповеди кого-то другого, по всем мнениям, запрещено.

Дополнительный комментарий

(7) Если человек опаздывает на молитву…

Из сказанного равом Авраамом Данцигом можно заключить, что если человек опаздывает в синагогу на утреннюю молитву, он может пропустить все «утренние благословения», кроме עַל נְטִילַת יָדָים («Об омовении рук») и אֱלֹקַי נְשָׁמָה («Мой Б-г! Душа), а также благословения на Тору, которые в любом случае необходимо произнести еще до молитвы. А пропущенные благословения нужно восполнить после молитвы (см. «Мишна Брура», 52:2; «Тфила ке-Илхата», 9:67, 10:36/73/ от имени р. Х.-П. Шейнберга). Однако, по мнению ряда авторитетных законоучителей, пропускать «утренние благословения» даже в такой ситуации нельзя, ведь, согласно установлению Талмуда, их следует произносить непосредственно после пробуждения. И когда человек опаздывает на общественную молитву, их нужно произнести даже за счет части псалмов, читаемых в первой части молитвы «Псукей де-Зимра» («Тфила ке-Илхата», 9:67/160/, 10:36/73/ от имени р. Я. Каменецкого и р. Й.-Ш. Эльяшива; «Алихот Шломо», «Тфила», 6:7).

А если перед молитвой человек вообще забыл об «утренних благословениях» и вспомнил уже во время «Псукей де-Зимра», то их можно произнести в перерыве между псалмами в разделе «Псукей де-Зимра», – но только не в перерыве между двумя благословениями на чтение «Шма» («Ишей Исраэль» 5:27 от имени р. Й. Нойвирта). А есть считающие, что в разделе «Псукей де-Зимра» не следует прерываться, но нужно произнести אֱלֹקַי נְשָׁמָה и благословения на Тору (вместе с установленными словами Торы после них) в перерыве между יִשְׁתַּבַּח и первым благословением на чтение «Шма», а остальные «утренние благословения» – после молитвы («Ишей Исраэль», 5:27/65/ от имени р. Х. Каневского).

Но в любом случае изначально (лехатхила) следует завершить все «утренние благословения» до конца первой трети светового дня, а задним числом (бедиавад) – до середины дня. И если не сумел благословить до полудня, то можно произнести их даже до вечера («Мишна Брура», 52:10; «Игрот Моше», «Орах Хаим», 5:20/12/; «Тфила ке-Илхата», 3:9).

Есть исключительные случаи, когда человек может задним чистом (бедиавад) выполнить заповедь Торы о молитве, прочитав с соответствующим намерением все «утренние благословения» («Ишей Исраэль», 7:4). Так рекомендуют поступать женщине, если в какой-то из дней по причинам медицинского характера у нее нет возможности молиться «Шмонэ Эсре» («Алихот бат Исраэль», 2:2/4/ от имени р. Я. Каменецкого).

(8) Если встал в полночь

Если человек встал в середине ночи или несколько позднее, чтобы молиться или изучать Тору, намереваясь после этого вновь уснуть, то он может произнести все «утренние благословения» – и утром их уже повторять не нужно. Но два благословения – אֱלֹקַי נְשָׁמָה («Мой Б-г, душа») и הַמַּעֲבִיר שֵׁנָה («Снимающий пелену сна») – ночью следует произнести без упоминания Имени и «царства», а утром – повторить полностью. А если он по ошибке произнес эти два благословения полностью ночью, то утром повторять их не нужно («Тфила ке-Илхата», 9:65).

(9) Вместо жертвоприношений

В Гемаре рассказывается, что наш праотец Авраам спросил у Творца: «Владыка Вселенной! Неужели, если мои потомки, сыны Израиля, согрешат перед Тобой, Ты поступишь с ними, как с поколением потопа или как с поколением строителей Вавилонской башни?!» Б-г ответил ему: «Нет» Авраам спросил: «А как я узнаю, что Ты с ними так не поступишь?» Творец сказал (Берешит, 15:9): «Возьми Мне трех телок, и трех коз, и трех баранов…» (т.е. в заслугу жертвоприношений, которые будут искупать их грехи, Б-г избавит их от кары). Но Авраам сказал: «Владыка Вселенной! Так будет, пока будет существовать Храм. Но когда Храма не станет (и приносить жертвы окажется невозможным), что станется с народом Израиля?» «Я установлю, чтобы они читали в молитве «Порядок жертвоприношений», – объяснил Творец. – И когда они будут произносить передо Мной эти слова, Я засчитаю им, как будто они приносят Мне жертвы, и Я прощу им все их грехи» (Таанит, 27б). [Примечание редактора. Но это не освобождает от обязанности принести установленную жертву за совершенное прегрешение, когда будет возведен Храм.]

В соответствии с этим утром перед молитвой во многих общинах принято произносить отрывки из Торы, Мишны и Талмуда, в которых рассказывается о порядке принесения жертв, – парашат корбанот (см. «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 1:5-9, «Беур Алаха», У-фарашат ола). И если человек совершил неумышленный грех, за который он должен принести грехоочистительную жертву (хатат), то произнесение установленного отрывка о жертве хатат засчитывается ему в качестве принесения самой этой жертвы в соответствии со всеми ее уставами и законами (Таз, «Орах Хаим»1:7). Причем отрывок о жертве хатат следует произносить с раскаянием и разбитым сердцем, подразумевая совершенное прегрешение («Алихот Шломо»«Тфила», 6:8, «Двар Алаха», 12). Но если человек не знает за собой определенного греха, за который полагается жертва хатат, то он произносит этот отрывок просто как человек, читающий и изучающий Тору («Игрот Моше», «Орах Хаим», 4:1).

Однако произнесение «Порядка жертвоприношений» засчитывается в качестве принесения жертв только в том случае, когда человек понимает то, что он произносит (см. «Тфила ке-Илхата», 9:72). Ведь, как повествуется в мидраше, «Святой, благословен Он, сказал народу Израиля: Несмотря на то, что Храм будет разрушен и невозможно станет приносить жертвы, не забывайте порядок жертвоприношений, но произносите его и изучайте его, и если вы будете заниматься этим, Я засчитаю вам, будто вы занимаетесь принесением самих жертв» («Мидраш Танхума», Цав 14) – т.е. изучение законов жертвоприношений является необходимым условием. «И я считаю очевидным, – пишет составитель кодекса «Мишна Брура», – что на человека, умеющего учиться, возложена заповедь изучать этот отрывок (о жертвоприношениях) и законы воскурения благовоний (кторет), чтобы понимать то, что он произносит, – и благодаря этому произнесение этих законов будет засчитано ему в качестве воскурения. Ведь, по мнению мудрецов, в словах Талмуда «каждый, кто занимается законами жертвы всесожжения, как будто приносит жертву всесожжения…», имеется в виду, что человек стремится постичь эти законы, а не просто произносит слова» («Мишна Брура», 48:1).

Некоторые законоучители полагают, что коэнам следует произносить «Порядок жертвоприношений» стоя, так как коэны совершали служение в Храме именно стоя («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 1:26; «Тфила ке-Илхата», 9:73/174/). Но у большинства принято читать сидя. А там, где принято произносить отрывок о постоянной жертветамид вслух, в это время встают (см. «Мишна Брура», 48:1; «Тфила ке-Илхата», 9:73).

Если человек пришел на молитву слишком поздно и из-за чтения «Порядка жертвоприношений» может не успеть помолиться «Шмонэ Эсре» вместе со всей общиной, ему следует пропустить отрывок о жертвоприношениях, а пропущенное он может восполнить после окончания молитвы («Тфила ке-Илхата», 9:76; «Ишей Исраэль», 5:37/84/). [Примечание редактора. Во многих серьезных общинах Земли Израиля в наши дни не придают принципиального значения чтению отрывка о жертвоприношениях, и если нет времени, то его пропускают.]

Женщины также должны произносить отрывок о жертвоприношениях («Беур Алаха»,47:14, «Нашим») – но в этом отношении принято облегчать («Алихот бат Исраэль», 2:7/19/; «Сиах Тфила», 2:7:6).

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


http://www.beerot.ru/?p=25608