Хаей Адам — 8 — Будни — Утро — Общие законы благословений — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1488

Глава 5. Общие законы благословений (продолжение)

7. В пяти случаях необходимо благословить повторно. Три из них касаются перерыва между благословением и совершением соответствующего ему действия.

1) (Предмет или плод, в отношении которого совершается благословение), не были подготовлены перед ним, и он сомневается, попадут ли они вообще в его руки.

2) Даже (если этот предмет или плод) были подготовлены перед ним, но потерялись (или стали непригодными еще) до того, как он совершил действие, перед которым он произнес это благословение [но когда он собирался есть и другие плоды, на которые установлено то же самое благословение, и даже если эти плоды не были приготовлены перед ним, или если другие плоды находились перед ним, хотя он и не имел в отношении них никаких конкретных намерений, не нужно повторно благословлять, а можно просто съесть один из других плодов («Мишна Брура», 206:26)].

3) Он прервался между благословением и выполнением самого действия, произнеся какое-либо высказывание, не относящееся к теме этого благословения. Во всех этих случаях его благословение явилось напрасным (ле-ватала), так как у него не было возможности вступить в силу.

А два случая относятся к ситуациям, когда, несмотря на то, что его первое благословение не было напрасным, тем не менее, он должен благословить вновь.

1) Изменение места.

2) Отказался от намерения продолжать действие (на которое уже произнес благословение), а затем вновь передумал и решил продолжить – нужно благословить еще раз.

И поэтому пусть возьмет то, на что он произносит благословение, в правую руку [а левша должен взять в ту руку, которая у него «правая» («Мишна Брура», 206:18)] – но не следует держать это с помощью другого предмета, ведь таким образом проявляется неуважение к благословению – разве только это еда, которую принято есть с помощью ложки и т.п. Благословил и не держал в руке – если (этот предмет или продукт питания) находился перед ним, или была полная уверенность, что его ему принесут, – поскольку он уже благословил, заповедь выполнена. Но если в момент, когда он благословлял, он сомневался, принесут ли ему вообще, должен благословить еще раз.

8. Благословил на талит, и тот был отнят у него, или оторвалась одна из кистей-цицит до того, как он успел одеть, и т.п. – в отношении других заповедей, или благословил на пищу, а она выпала из его руки и стала грязной до такой степени, что от нее невозможно съесть даже немножко, или благословил на орех, а он оказался сгнившим – когда перед ним есть еще один предмет того же вида или даже другого вида, но на который произносится такое же благословение, например, он произнес благословение на орех, а перед ним лежит яблоко – тогда, если в момент благословения он имел в виду одеть и другой талит или съесть еще и другой плод, то нет нужды повторно благословлять. А если нет, то благословение необходимо произнести вновь.

[Но, по мнению ряда авторитетных законоучителей-ришоним, повторно не благословляют, даже если он не намеревался съесть другой плод или облачиться в другой талит, – достаточно того, что этот плод или этот талит находились перед ним. И следует облегчать в соответствии с этим мнением («Мишна Брура», 206:26).]

9. Запрещено прерываться между благословением и выполнением заповеди или едой – и даже молча – дольше, чем на время, за которое можно произнести короткую фразу, (а именно, краткое приветствие: «Шалом алейха раби» – «Мир моему наставнику!»). И уж тем более необходимо очень остеречься, чтобы не прерваться на время, требующееся для того, чтобы пройти расстояние в двадцать два «локтя» – и есть говорящие, что после такого перерыва нужно благословить повторно. Но, по моему мнению, даже если прервался на время, большее, чем требуется для того, чтобы пройти двадцать два «локтя», то задним числом (бе-диавад), не следует благословлять еще раз. Но все это при условии, что он оставался на том же месте и молчал, не произнеся ни слова [и если во время паузы он не отвлекся от намерения совершить намеченное действие («Мишна Брура», 206:12)].

10. Благословил в одном углу помещения и перешел в другой угол, или благословил на пищу в одной комнате, имея в виду съесть ее в другой комнате, но все в пределах одного дома [т.е. одной территории, огражденной внешними стенами дома (в том числе, например, на лестничной клетке)], – не должен повторно благословлять. Но когда благословил в одном доме и перешел в другой дом, и даже если имел это в виду в момент благословления, и также когда благословил в одной комнате и, не имея (в момент благословения) намерения перейти в другое место, все же перешел в другую комнату, и даже из комнаты в коридор, – должен благословить повторно. [Однако в кодексе «Мишна Брура» указано, что задним числом (бе-диавад), если перешел из комнаты в комнату в одном доме, повторное благословение не нужно («Беур Алаха», 178:2, «Бе-вайт эхад»).] А если в месте, где он должен кушать или совершить шхиту и т.п., не чисто, – разрешено изначально благословить в соседней комнате, имея в виду, что будет кушать или совершать шхиту в другой комнате, но только чтобы это не был совершенно другой дом. И все это верно только в случае, если он не прервался словом между благословением и действием.

11. Прервался словом между благословением и действием – если оно сказано для нужд самого этого действия или даже просто необходимо для трапезы, (хотя и не относится к предмету благословения), то не должен повторно благословлять, и даже если он произнес несколько слов. Например, (при произнесении благословения на хлеб) он сказал, чтобы принесли соль или зелень, (которую он собирается есть с хлебом), и даже если он не имеет в виду обмакнуть в соль кусок хлеба, на который произнес благословение «А-моци». И также если сказал: «Дайте такому-то поесть» или «Дайте скоту корм» – ведь и это необходимо для трапезы, так как запрещено есть до тех пор, пока не дадут пищу скоту, – все это считается нуждами трапезы. И подобно этому – в остальных благословениях.

Но, во всяком случае, изначально вообще не следует прерываться, а если прервался без необходимости, то должен повторно благословить. Но если прервался всего на одно или два слова, (то для того, чтобы определить, как поступить в таком случае), необходимо дополнительное углубленное изучение этого закона [в кодексе «Мишна Брура» указано, что, даже если прервался всего на одно слово, необходимо повторно благословить (167:36, 206:12)].

И если он «выводит» своим благословением других (т.е. произносит благословение с намерением, чтобы оно было засчитано и другим людям, как будто они сами его произнесли), то и слушающие не должны прерываться до того, как попробуют (т.е. проглотят кусок пищи, на которую было произнесено благословение). И если они прервались не для нужд самого действия, (на которое было произнесено благословение), то должны благословить сами повторно, ведь алахический статус слушающих, безусловно, не предпочтительнее, чем самого благословляющего. И только при совершении кидуша и авдалы, если один отпил вино, то заповедь кидуша или авдалы засчитывается и всем остальным (однако если кто-то из остальных не попробовал вина во время кидуша, а затем, в ходе трапезы, хочет выпить вино, он обязан благословить на вино сам для себя). Но не так в отношении благословений на удовольствия (биркат а-нээнин) – все слушающие должны попробовать (пищу, на которую для них произнесли благословение), и поэтому им тоже запрещено прерываться. И возможно, именно по этой причине принято, что каждый произносит благословение для себя. Но, во всяком случае, если сразу же после того, как Реувен омыл руки, Шимон произнес благословение «А-моци», и оба имели в виду «выйти» (т.е. выполнить заповедь этим благословением), а затем Реувен вытер руки и произнес благословение на омовение рук, – это не было «перерывом», и Реувен не должен благословлять «А-моци», так как благословение на омовение рук было сказано ради трапезы.

12. Все это, когда он прервался словом между благословением и выполнением соответствующего ему действия. А когда он молча прервался на середине благословения из-за того, что место не годится для благословения, – например, он обнаружил там кал или мочу – если он при этом пропустил столько времени, что за него можно произнести все это благословение от начала и до конца, то должен возвратиться к началу благословения. [В кодексе «Мишна Брура» указано, что подобная ситуация требует дополнительного углубленного изучения, так как существует опасность произнести «благословение впустую» (браха ле-ватала) («Беур Алаха», 65:1, «Краа серугин»).] И время паузы оценивают для каждого человека в соответствии с его темпом благословения – размеренным или быстрым. Но если он молчал (на середине благословения) по своему желанию или был вынужден по какой-то другой причине – даже если пропустил столько времени, что за него можно произнести все это благословение, то не должен возвращаться к началу. И таков же закон в отношении чтения «Шма» («Слушай, Израиль»), однако закон в отношении молитвы будет разъяснен далее, в гл. 25, п. 10. (6)

13. А когда человек что-то сказал на середине благословения, то, если это короткое благословение, такое, как благословение на плоды и благословение на заповеди, он должен, согласно всем мнениям, повторно благословить – даже когда прервался словом для нужд трапезы. И мне видится, что даже отвечать на Кадиш и на Кдуша (по ходу произнесения благословения) изначально запрещено. И тем более запрещено отвечать Амен на другие благословления. А задним числом (бе-диавад) – если он по ходу произнесения своего благословения уже ответил Амен на другое благословение или ответил на Кадиш и на Кдуша, – необходимо углубленное изучение закона, чтобы определить, следует ли ему повторно благословлять.

Но в длинном благословении – таком, как благословение на чтение «Шма» и благословение после посещения туалета «Ашер яцар» («Который создал») и т.п. – изначально разрешено отвечать на Кадиш и на Кдуша, а также отвечать Амен после (благословений, которые произносятся в молитве «Шмонэ-эсре»): «А-Эль а-Кадош» («Б-г святой») и «Шомеа тфила» («Слушающий молитву»), как будет разъяснено далее, в главе 20, пункты 3-4, – и даже если (отвечая на Кадиш и на Кдуша) он пропускает столько времени, что за него можно завершить все то благословение, которое он произносил.

Различие между коротким благословением и длинным в этом отношении заключается в том, что в коротком благословении сразу же после того, как говорят: «Благословен Ты, Г-сподь…», переходят к завершению благословения, – и если он прервался, то завершающая часть благословения не присоединяется к начальной части благословения. Но, когда он ответил на Кадиш и т.п. на середине такого благословения, можно, оправдывая его, сказать, что он как бы добавляет к прославлению Всевышнего. А, возможно, и в этом случае завершающая часть благословения все же не присоединяется к начальной части. Однако в длинном благословении это не является перерывом. [Но если уже произнесли «Благословен Ты, Г-сподь…» в завершающей части длинного благословения, то следует остеречься, чтобы не прерываться ни в коем случае («Беур Алаха», 66:3 «Ле-кадиш»).] И, по моему мнению, если он по ошибке сказал что-либо на середине длинного благословения, то не обязан возвращаться к началу благословения [но только в случае, когда он благословлял сам, – однако, если кто-либо благословлял за него, а он прервался, то это благословение не может быть ему засчитано, поскольку часть его он не слышал («Мишна Брура», 65:1)], а только к месту, на котором прервался.

14. Прежде чем благословлять, следует знать, какое именно благословение нужно произнести в данном случае: чтобы в момент, когда упоминается Имя – а это основа благословения – уже знать, чем оно завершится. А задним числом (бе-диавад), несмотря на то, что в момент упоминания Имени он имел в виду произнести другое благословение, – например, взял в руку плод, полагая, что это «плод дерева» (при а-эц), а после того, как упомянул Имя, вспомнил, что это – «плод земли» (при а-адама), и завершил: «…сотворивший плод земли», – заповедь выполнена. И так же во всех подобных случаях. Но все же, если ему нужно произнести два благословения, как, например, «…сотворивший виды благовоний» и «…сотворивший свет огня» (при совершении авдалы), и он благословил на огонь, подразумевая, что произнесет «…свет огня», но вспомнил, что следует прежде произнести благословение на благовония, – то пусть завершит «…свет огня», а потом благословит на благовония. И поскольку таковым было его намерение в момент упоминания Имени (т.е. он намеревался завершить «свет огня»), и есть законоучители, говорящие, что (когда при упоминании Имени подразумевают одно завершение благословения, а произносят другое, заповедь) не выполняется, – лучше уж изменить порядок благословений и завершить первое из них как следует. И нужно дополнительное углубленное изучение закона, чтобы ответить на вопрос, можно ли посередине благословения, если он сомневается, как его завершить, прерваться и спросить у сведущего в алахе человека.

15. Запрещено выполнять любую работу, даже самую легкую, во время благословения, и об этом сказано: «Если вы будете ходить со Мной по случаю (т.е. как бы случайно – не уделяя должного внимания выполнению заповедей; см. Раши)…» (Ваикра, 26:21) (7).

16. Следует произносить благословение так, чтобы ему самому было слышно. А задним числом, даже если не было слышно, но все же шепотом произнес, то заповедь выполнил. Но если вообще не произнес устами, а только подумал в сердце (т.е. «произнес про себя»), – нужно дополнительное углубленное изучение закона, чтобы определить, выполнил ли он заповедь и в таком случае. И поэтому, если он вынужден попить ночью и т.п., находясь в месте, в котором разрешено размышлять о словах Торы, но запрещено говорить на темы Торы, – разрешено положиться на это и мысленно произнести благословение в своем сердце. А если это место настолько грязное, что запрещено даже размышлять о словах Торы, пусть мысленно сожалеет о том, что у него нет возможности благословить, а Б-г ведает сердца. См. в книге «Кесеф Мишнэ», гл. 1 из «Законов благословений», где автор пишет, что из концепции Рамбама следует: заповедь благословения выполняется даже только при мысленном произнесении, и см. также в комментариях «Маген Авраам» 101:2 и в гл. 185 и Таз гл. 62. (и смотри, что я написал в комментарии «Нишмат Адам», 3:1:2, – из слов учеников рабейну Йоны можно заключить, что разрешено мысленно произносить благословение). [А в кодексе «Мишна Брура» сказано, что, если «подумал в сердце», то благословение наверняка не засчитывается (62:6, «Беур Алаха», «Яца»).]

Дополнительный комментарий

(6) Перерыв в благословении

На первый взгляд непонятно, почему, прервавшись в середине благословения из-за того, что место оказалось не чистым, человек должен возвращаться к началу благословения, а если он прервался «по своему желанию или …по какой-то другой причине», то может продолжить со слова, на котором прервался.

Этот закон выводится из дискуссии, приведенной в талмудическом трактате Брахот. Там рассматривается ситуация, при которой человек, стоявший на молитве Шмонэ Эсре, непроизвольно обмочился, – ему следует переждать, пока мочеиспускание закончится, а затем завершить молитву. Но если ему пришлось переждать в течение такого времени, за которое он мог бы прочитать всю молитву, он должен возвращаться к началу (22б-23а). А далее в том же трактате рассказывается, как однажды раби Авау читал Шма, идя по улице города, а когда проходил через грязные подворотни, прервался, так как считал, что в подобных местах запрещено произносить слова святости. Миновав подворотни, он спросил у шедшего впереди него главы поколения раби Йоханана, с какого места ему следует продолжить чтение «Шма». «Если ты прервался на время, достаточное для прочтения всего текста «Шма» от начала и до конца, – ответил р. Йоханан, – то возвращайся к началу» (24б; см. также Рош а-Шана, 34б).

Однако в трактате Мегила закон установлен в соответствии с мнением тех, кто считает, что прочитавший в праздник Пурим Мегилат Эстер («Свиток Эстер») по частям, каждый раз возвращаясь к тому месту, на котором прервался, – и даже если перерыв занял такое время, за которое можно было прочитать весь свиток от начала и до конца, – задним числом (бе-диавад) все же выполнил заповедь, хотя изначально (ле-хатхила) читать «Свиток Эстер» с такими перерывами нельзя (18аб; см. «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 690:5).

И комментаторы объясняют, что, если человек прервался из-за своей нечистоты или из-за нечистоты места, как в ситуациях, рассматриваемых в трактате Брахот, ему следует вернуться к началу – ведь всё это время в силу закона ему было запрещено продолжать, и это считается перерывом, как бы аннулирующим уже произнесенную им часть благословения (см. также «Беур Алаха», 103, «Ве-айен»). Но если и он сам, и место были пригодны для произнесения слов святости, но он прервался по какой-то иной причине, как это было, очевидно, в случае со «Свитком Эстер», описанном в трактате Мегила, то он может продолжить с того слова, на котором прервался (Тосафот на Брахот, 22б, «Эла де-хулей альма»; Рош, Брахот 3, 23 от имени р. Шимшона ми-Куци; «Тур», «Орах Хаим», 85). А закон по поводу молитвы Шмонэ Эсре еще строже: если он прервался по любой не зависящей от него причине (например, из-за нападения разбойников) на время, за которое можно прочитать всю молитву, то должен возвращаться к началу, – ведь к молитве Шмонэ Эсре предъявляются особые требования, как написано (Брахот, 5:1): «Даже если царь обращается к тебе с приветствием, не отвечай ему, и даже если змей обвил твою ногу, не прерывайся» (см. также «Мишна Брура», 104:16).

(7) Чтобы лучше сосредоточиться

Раши указывает, что в предостережении Торы «Если вы будете ходить со Мной по случаю…» речь идет о «качестве» выполнения заповедей (Раши на Ваикра, 26:21). Эти слова Торы можно объяснить так: «даже в час, когда вы идете со Мной – т.е. выполняете Мои заповеди – вы выполняете их как бы попутно, походя, занимаясь в это время и чем-то другим». И ясно, что подобное выполнение заповедей указывает на отсутствие каваны – осознания и осмысления выполняемой заповеди или произносимого благословения (Таз, «Орах Хаим», 191:1).

В соответствии с этим, во время произнесения благословения запрещено совершать любое постороннее действие – даже не требующее никакого внимания, а тем более – выполнять какую-либо работу («Мишна Брура», 191:5). Но задним числом (бе-диавад), когда человек произнес благословение, занимаясь при этом чем-нибудь посторонним, заповедь считается выполненной – подобно тому, как задним числом «засчитывается» и благословение, произнесенное в состоянии алкогольного опьянения, когда сознание замутнено («Беур Алаха», 191, «Беодо меварех»).

И хотя во время произнесения благословения не запрещено ходить, тем не менее, предпочтительнее благословлять сидя или стоя, чтобы можно было лучше сосредоточиться («Алихот Шломо», «Тфила», 22:5:9). А человеку, стремящемуся к точному выполнению заповедей, изначально следует приучить себя произносить благословения по сидуру, особенно – послетрапезное благословение «Биркат а-Мазон», которое требует длительного сосредоточения («Мишна Брура», 185:1).

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


http://www.beerot.ru/?p=23759