Хаей Адам — 2 — Будни — Утро

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1788

Глава 1. Законы, связанные с пробуждением ото сна, и заповеди, которые возможно исполнять каждое мгновение

1. Предписывающая заповедь Торы – всегда обращать свои мысли к Святому, благословен Он, как написано: «Перед Г-сподом, Б-гом твоим, трепещи, …и к Нему прикрепись» (Дварим, 10:20). Но разве возможно «прикрепиться» к Святому, благословен Он?! Однако подразумевается, чтобы мысли человека всегда были обращены к Нему, как сказано: «Осознаю, что Б-г всегда передо мной» (Теилим, 16:8). И это великий принцип Торы, определяющий духовное возвышение праведников.(1)

Ведь когда человек находится один у себя дома, он сидит не так, как бы он сидел и вел свои дела, и двигался перед лицом великого царя. И когда он находится со своими домочадцами, то его речь и высказывания, которые он себе позволяет, отличаются от того, как бы он говорил в присутствии царя. И человеку следует осознать, что великий Царь, Святой, благословен Он, славой которого наполнена вся земля, пребывает над ним и видит его поступки, как написано: «Если спрячется человек в укрытии, то разве Я его не увижу?! – сказал Б-г» (Ирмияу, 23:24). И едва только человек это осознаёт, его сразу же охватывает трепет, и он обретает смирение – от страха перед Его Именем, да будет Он благословен. И перед Ним он будет всегда стыдиться, но не станет стыдиться людей, которые насмехаются над его служением Творцу, да будет благословенно Его Имя, – однако и не следует с ними ссориться. [И основное в служении Творцу – скромная сдержанность: скрывать свои добрые дела от людей. И взгляни-ка и посмотри, что написано в святой книге «Зоар», в главах Хаей Сара и Шлах: «Тот, кто принижает себя в этом мире, удостоится величия и возвышения в Грядущем мире и т.д. Тот, кто мал (т.е. тот, кто принижает себя), – велик, а тот, кто велик, – тот мал».] Но при всем этом человек должен знать, что, если, не дай Б-г, дурное влечение соблазнило его, чтобы он не совершал доброе дело только из-за того, что о нем станет известно, – об этом сказано: «С помощью уловок веди войну (против своего дурного влечения)»(Мишлей, 20:18). И посмотри, что написано об этом в книге «Ховот а-Левавот», в главе «Ихуд а-Маасе».

И когда мысли человека будут постоянно обращены к Б-гу, все его поступки наверняка будут совершаться во имя Небес, как написано: «На всех твоих путях познавай Его» (Мишлей, 3:6). И говорили мудрецы: «Пусть все твои поступки будут во имя Небес» (Авот, 2:12) – т.е. даже дела, которые не являются заповедью, например, еда и питье, хождение, сидение и вставание, и соитие, и разговор, и все поступки, совершаемые для удовлетворения потребностей тела, должны быть направлены на служение Творцу или приводить к такому служению. Ведь даже когда человек хочет пить и голоден, – если он будет есть и пить для своего удовольствия, это не похвально. Но пусть его намерением при еде и питье станет поддержание жизненных сил для служения Творцу. И даже когда он сидит в собрании прямодушных и находится вместе с праведными, и следует совету совершенных, – если он поступает так для собственного удовольствия, чтобы удовлетворить свое желание и свое влечение, то это не похвально. Но пусть делает все это во имя Небес.

И так же со сном. Нечего говорить, что не следует предаваться сну в свое удовольствие во время, когда он может заниматься Торой и заповедями. Но даже когда он устал и нуждается во сне, чтобы отдохнуть от своих трудов, – если он делает это для того, чтобы доставить удовольствие своему телу, это не похвально. Но пусть он имеет в виду, что дает сон своим глазам и покой своему телу ради здоровья – чтобы его мысли не спутались при изучении Торы из-за нехватки сна. И так же при соитии – если он совершает его пусть даже в срок, предписанный для близости Торой, но только ради того, чтобы удовлетворить свое вожделение или ради наслаждения тела, то это недостойно. И даже если при этом он имеет в виду произвести на свет детей, которые будут помогать ему и займут место в его деле, это не похвально. Но пусть имеет в виду, чтобы у него родились дети для служения Творцу, или пусть имеет в виду выполнить заповедь близости в установленный срок, как человек, исполняющий свой долг.

И так же в разговоре. Даже когда он говорит о мудрости – его намерением должно быть служение Творцу или подготовка к этому служению.

Общее правило: человек обязан обратить свой взгляд и сердце на свои пути и взвешивать все свои поступки на весах разума. И когда он видит, что поступок ведет к служению Творцу, да будет Он благословен, то пусть совершит его, а если – нет, пусть не совершает. И тот, кто так поступает, всегда служит Творцу. И я видел, как люди, отличающиеся святостью своих дел, перед едой произносят: «Вот, я собираюсь есть и пить, чтобы быть здоровым и сильным для служения Творцу, да будет благословенно Его Имя».

И по этому поводу сказано в стихе из Мишлей (6:22): «Когда идешь, (Тора) будет тебя направлять, когда ляжешь (спать), будет тебя ждать, и когда пробудишься, заговорит с тобой». И я объясняю, что в этом стихе имеется в виду следующее: пусть человек будет подобен слепцу, который может ходить только с провожатым, а если пойдет один, упадет и окажется в опасности. Иными словами, пусть человек при выполнении всех своих дел думает, что он не может ничего сделать сам, а только по слову Торы. И об этом сказано в стихе: «Когда идешь, будет тебя направлять…», – т.е. Тора направит тебя. И даже в час, когда невозможно заниматься Торой, например, во время сна, знай, что она ожидает тебя, (а слово тишмор – «будет тебя ждать», употребленное в приведенном выше стихе из «Мишлей», подобно по значению слову «шамар» – «ждал») из стиха «Отец ждал, (когда исполнятся) эти слова» (Берешит37:11). А тотчас же по пробуждению Тора «заговорит с тобой» – т.е. она сразу же будет вести беседу и разговаривать с тобой.

И подобно этому сказал благочестивый автор книги «Ховот а-Левавот»: «Засыпай на ложе с любовью к Нему и просыпайся со сладостным воспоминанием о Нем!» («Шаар аводат а-Элоким», 5). И поэтому сразу же, как только пробуждаешься от сна, скажи: «Благодарю Тебя, Владыка Живой и Сущий, за то, что Ты возвратил мне душу по (Твоей) милости, – велика Твоя верность!», – и хотя в момент пробуждения руки еще не чисты, эти слова благодарности можно произносить, поскольку в них не упоминается ни одно из Имен Б-га.

Дополнительный комментарий

(1) Лестница, ведущая к Небесам

Открывающие эту книгу слова о том, что человек обязан «всегда обращать свои мысли к Святому, благословен Он», основаны на комментарии Рамбана к стиху Торы: «…Я заповедую вам …любить Г-спода, Б-га вашего, следовать всеми Его путями и прикрепиться к Нему (וּלְדָבְקָה בוֹ)» (Дварим, 11:22; см. «Бе-Румо Шель Олам», 1:1). По определению Рамбана, повеление «прикрепиться к Б-гу» подразумевает постоянное осознание Его присутствия – так, «чтобы твоя мысль не отступала от Него ни когда ты идешь по дороге, ни когда ты ложишься или встаешь». И постепенно человек может подняться до такой духовной ступени, что, даже когда он будет находиться среди людей и разговаривать с ними, «его слова будут на устах и на языке, …но сам он будет предстоять перед Б-гом». «И возможно, – пишет Рамбан, – что души людей, достигших такого высочайшего уровня, уже при их жизни пребывают в высших мирах, ведь эти люди становятся обителью для Шехины, как на это намекает автор книги “Кузари”». А в отрывке из «Кузари», на который ссылается здесь Рамбан, речь идет о духовном уровне пророков, «достигающих такого единения с Б-жественным светом, что они могут общаться с Ним» (3:1). И такими были наши праотцы, о которых сказано в мидраше: «Праотцы – это и есть (Его) колесница (т.е. место пребывания Шехины в нижнем мире)» (Берешит Раба, 47:6).

Такие праведники, беззаветно преданные Творцу, удостаиваются Его особой помощи и защиты. «Как сердца и глаза праведников всегда обращены к Б-гу, так и глаза Творца обращены на них от начала года и до конца года, – утверждает Рамбан. – …И такой совершенный праведник будет защищен от всех несчастий, связанных с естественным ходом событий; он будет сбережен от них благодаря чудесам, которые совершаются для него постоянно, как будто бы он принадлежит к обитателям высших миров» (коммент. на Йов, 36:7; см. также Рамбам, «Морэ Невухим», 3:51).

Таким образом, рав А. Данциг начинает свою книгу с обозначения самого высокого духовного уровня, доступного человеку при жизни. Но далее он показывает, что можно, поднимаясь со ступени на ступень, приблизиться к этой, на первый взгляд, недостижимой высоте – как бы по «лестнице Яакова», которая «поставлена на землю, а ее верх достигает неба» (Берешит, 28:12).

Одной из таких ступеней является постоянное выполнение «обязанностей сердец» – т.е. заповедей, связанных с мышлением и осознанием, о которых р. А. Данциг говорит в четвертом пункте этой главы. Так, в любых, самых трудных жизненных ситуациях необходимо помнить о том, что Всевышний управляет всем в мире и нет никакой другой власти, кроме Него.

Другой ступенью может стать выполнение всех, самых простых, будничных дел – даже таких, как еда, сон или прогулка, – во имя Небес, т.е. ради того, чтобы у человека были силы для служения Творцу, как и объясняет р. А. Данциг в первом пункте этой главы. А источником для него стали слова Рамбама, приведенные в своде законов «Мишнэ Тора»: «Человек, удовлетворяющий свои нужды только ради того, чтобы быть здоровым для служения Творцу, постоянно, все свои дни, служит Б-гу, – и даже в час, когда занимается коммерцией или вступает в близость. И если он лег спать ради того, чтобы его мысли и тело отдохнули и он бы не заболел, а смог продолжить служение Б-гу, то даже его сон становится служением Святому, благословен Он» («Илхот Дэот», 3:3).

Но особенно важной ступенью является постоянное размышление на темы Торы – не только на уроке или при изучении книг, но и просто «сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая» (Дварим, 6:7). И если человек самоотверженно изучает Тору ради того, чтобы в совершенстве знать и выполнять все ее законы, он постепенно как бы «прикрепляется» к ней, а через нее – к Б-гу. Ведь каждое слово в Письменной и Устной Торе является выражением Его воли и Его света (см. р. Э. Деслер, «Михтав ме-Элияу» 3, с. 59). А поскольку Тора становится главным содержанием его жизни, она заполняет и все его мысли – даже в минуты, когда нет возможности открыть книгу. И возможно, такое постоянное размышление на темы Торы способствует духовному росту ничуть не меньше, чем сами занятия с хаврутой или группой в установленное для этого время (р. Ш. Вольбе, «Алей Шур» 1, с. 235). А автор этой книги р. А. Данциг, который был в течение долгих лет преуспевающим виленским коммерсантом, рассказывал, что он постоянно размышлял на темы Торы, «отправляясь в дальние переезды и сидя в своем магазине – и даже во время деловых операций» (предисловие к книге «Хохмат Адам»).

И конечно, крайне важно полностью сконцентрировать свои мысли при непосредственном изучении Талмуда или алахи, при произнесении благословений и при молитве, а также при выполнении других заповедей – чтобы хотя бы в эти минуты, действительно, «прикрепиться» к Творцу через дарованную Им Тору и заповеди. И возможно, именно с этого следует начинать восхождение по лестнице, ведущей к высочайшему духовному уровню наших праотцев и пророков.

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам»


http://www.beerot.ru/?p=22866